Доходы предприятия в управленческом учете
Бизнес - Бизнес
05.11.2009

ImageВсе на свете имеет свою цену, но не всегда эта цена отражается в документации. Часто встречаются ситуации, когда в документации отражаются цены накладных, в то время как руководителю нужно знать цены иные.

В результате наложения различных факторов (изменения цен, различных форм и сроков оплаты) сумма доходов получается недостаточно сопоставимой в различных периодах или не отражает реального положения вещей. Присмотримся к тому, как решаются эти вопросы в управленческом учете. 

Все на свете имеет свою цену, но не всегда эта цена отражается в документации. Причем речь даже не идет о каких-то злостных нарушениях, сокрытиях и иже с ними: гораздо чаще встречаются ситуации, когда в документации отражаются цены накладных, в то время как для принятия решений по управлению деятельностью руководителю нужно знать цены иные. Примеры:

  1. Представим себе компанию, которая является дочерним предприятием более крупной материнской компании и по своей сути — сборочный цех и отдел продаж готовой продукции. Такое предприятие получает в качестве полуфабрикатов продукцию головной компании по фиксированным ценам, т. е. официальным ценам отгрузки. Но в действительности цены именно для данного предприятия по договоренности могут быть иными и отражать специфику отношений именно этой компании с головным производством — налоговые нюансы, получение или возврат кредитов и многое другое.
  2. Теперь представим себе противоположную ситуацию, в которой находится «головное предприятие», поставляющее продукцию дочерним (связанным) предприятиям по фиксированным официальным ценам. Эти цены могут быть установлены с учетом самых разных соображений: налогообложения головного предприятия и связанных предприятии (выгоднее занизить цены, если налоги меньше в связанных предприятиях, и завысить, если льготы по налогам есть у головной компании), дивидендной политики, кредитной политики и т.д. На основании этих фиксированных цен компания формирует свои доходы, в то время как реально требуются те доходы, которые были бы, если бы цены соответствовали всем оговоренным аспектам сотрудничества.

Если отвлечься от головной компании и связанных с нею многочисленных предприятии, го можно представить себе и более распространенный случай работы предприятия через оффшорную зону. Эта схема работы хотя и осуждается государством при помощи соответствующего налогообложения, но практикуется. И каждый раз при ее использовании встает вопрос: а каков же реальный финансовый результат работы? А если при помощи оффшора не только реализуется продукция, но и закупается сырье (так нередко бывает при реэкспорте), то руководство компании зачастую вообще не знает, на каком свете находится.

Но даже если речь идет о самостоятельном предприятии, не входящем в жесткие связи с родственными предприятиями, учет его доходов — не самая простая задача. Это известно каждому руководителю — он выясняет это довольно быстро на собственном опыте в ходе попыток сравнить доходы одного периода с доходами других. «Здесь мы продавали много товаров по акции, с большими скидками.... Тут был бартер — мы его отражаем в доходах или нет? Этот заказ мы выполнили, он крупный и реализацию подымет, но счет еще не выставили» и т. д. В результате наложения влияния этих факторов: изменения цен, различных форм и сроков оплаты — сумма доходов получается как минимум недостаточно сопоставимой в различных периодах. Иногда она просто не отражает реального положения вещей. Присмотримся к тому, как решаются эти вопросы в управленческом учете.

Учет доходов от реализации

Существует два основных метода определения выручки от реализации продукции с позиций момента начисления дохода:

  1. По отгрузке: доход начисляется в момент отгрузки продукции покупателю (сдачи работ заказчику), о чем свидетельствуют документы о движении неденежных активов либо, например, акт сдачи-приемки работ.
  2. По оплате: доход начисляется в момент оплаты покупателем (заказчиком) отгруженной ему продукции (выполненных работ), о чем свидетельствуют платежные документы с его стороны. При этом также существуют следующие разновидности данного метода:
    • по частичной оплате: доход начисляется в момент поступления первого платежа со стороны покупателя в счет оплаты данной поставки (может быть установлена минимальная величина платежа: в абсолютном выражении или процентах от стоимости поставки, — признаваемая достаточной для начисления дохода);
    • по полной оплате: доход начисляется в момент окончательного погашения дебиторской задолженности покупателем.

Выбор метода определяется тем, какой объект контроля — экономическую эффективность или платежеспособность — менеджеры предприятия считают более приоритетным. Если более важной рассматривается экономическая эффективность (т. е. непосредственно объем продаваемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ), в том числе соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, то выбирается метод «по отгрузке». Если же руководство предприятия больше интересует его ликвидность и текущая платежеспособность, то выбирается метод «по оплате».

К выбору метода определения выручки от реализации может иметь отношение и анализ, и/или нормирование. Например, если на предприятии одним из контролируемых показателей является наценка на производственную себестоимость, что не редкость для строительных организаций, то ее корректный расчет предполагает одновременное (или с очень небольшим разрывом) списание затрат на себестоимость и начисление соответствующего дохода. В противном случае, когда показатели расходов и противостоящих им доходов попадают в разные отчетные периоды, отслеживаемая наценка своенравно «скачет» и теряет свою информативность. Выходом может быть начисление «условных доходов» в отработанном периоде с их последующей корректировкой как после подписания акта приемки-сдачи, так и после получения денег.

Трансфертные цены

Для более точной оценки хозяйственной деятельности и ее эффективности ЦФО (или подразделения холдинга) могут учитывать передачу друг другу продукции и прочих ТМЦ и оказание услуг не безвозмездно, а по определенной стоимости — трансфертным (т. е. «передаточным») ценам. Существуют следующие способы установления трансфертных цен для отражения фактов таких передач и оказаний услуг:

  • по рыночным ценам;
  • по балансовой стоимости передаваемых ТМЦ,
  • по соглашению между ЦФО для конкретной операции;
  • по нормативной стоимости, предписанной вышестоящей организацией (материнской компанией, холдингом).

Выбор конкретного вида трансфертной цены отражает характер отношений между ЦФО пли род конкретной операции.

Так, если передача имущества или оказание услуг происходило при условиях, близких к рыночным и конкурентным, то учет их стоимости целесообразно произвести по рыночным ценам или по соглашению для данной операции. Тогда она по своей сути будет близка к обычной продаже.

Если операция была произведена по указанию вышестоящего ЦФО, то учет происходит по нормативной стоимости, предписанной этим же указанием. Когда же произошедшие изменения являются «простым перемещением» ценностей, то используется балансовая стоимость.

Принцип «Приход — Расход»: вводится статья «Внутрифирменная реализация (оказание услуг, выполнение работ)», по которой отражается только расход, но с разными знаками: сокращение расходов для ЦФО, оказывающего услуги, и т.д., и увеличение расходов для ЦФО, потребляющего услуги, и т. д.

Основной недостаток использования трансфертных цен состоит в том, что на практике сложно определить «справедливую» цену передачи продукции (сырья, прочих ТМЦ) между ЦФО. По этой причине возможно возникновение конфликтов между различными подразделениями одной компании. Эта проблема решается путем отказа от трансфертных цен и более точного учета потоков стоимости при помощи финансовой и бюджетной структур.

Автор: Андрей Алексеевич Пoпoв, кандидат экономических наук, преподаватель дисциплины "Финансы организаций (предприятий)" кафедры финансов и кредита экономического факультета Воронежского государственного университета.

http://www.elitarium.ru/

Читать также:

Налог по умолчанию

Анализ безубыточности

Бизнес-план финансового оздоровления предприятия - как правильно составить?

Планирование денежных потоков предприятия

Программа защиты непрерывности бизнеса

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua