Какие существуют законодательные гарантии и препятствия для вкладчиков инвестиционных фондов? Это выяснил «Простобанк Консалтинг».
ИСИ (институты совместного инвестирования), к которым относятся корпоративные и паевые инвестиционные фонды, становятся все более популярным способом вложения средств среди украинцев. В общем, можно сказать, что законодатель поощряет такой способ вложения предоставлением определенных гарантий для инвесторов. Однако есть и барьеры, в основном налоговые, которые препятствуют еще большему увеличению количества клиентов инвестиционных фондов сегодня. Гарантии деятельности ИСИ К безусловным гарантиям деятельности ИСИ следует отнести следующие. Во-первых, государство осуществляет контроль деятельности инвестфондов через Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (далее – Комиссия). Так, Законом Украины «Об институтах совместного инвестирования» предусмотрены: обязательное лицензирование деятельности компаний по управлению активами (КУА) на основании представления саморегулирующей организации на рынке ценных бумаг, которая объединяет КУА (такая организация имеет право получать отчетность КУА с целью ее контроля, обобщения, анализа и передачи Комиссии); регистрация Регламента и проспекта эмиссии ценных бумаг инвестиционного фонда в Комиссии; утверждение Комиссией отчета о результатах размещения ценных бумаг; возможность принятия Комиссией решения о прекращении размещения и выкупа ценных бумаг ИСИ в случае угрозы причинения существенного вреда интересам инвесторов и т.п.
В случае с паевыми инвестфондами (ПИФы), Комиссия может принять решение о замене компании по управлению активами в случае значительного снижения стоимости чистых активов, а также о ликвидации КУА в случае нарушений требований закона. Во-вторых, контроль за деятельностью ПИФов, инвестсертификаты которых были размещены путем частного предложения, могут осуществлять сами инвесторы. Для этого они могут создавать наблюдательный совет для надзора за исполнением инвестиционной декларации, хранением активов фонда, ведением реестра вкладчиков, проведением аудиторских проверок и оценки имущества. Контроль над деятельностью КУА относительно порядка расчета стоимости чистых активов, размещения и выкупа ценных бумаг, направлений использования прибыли, полученной на активы ИСИ, осуществляет хранитель. Причем, контроль над КУА является не правом, а обязанностью хранителя. С целью проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности КУА обязана ежегодно привлекать аудитора или аудиторскую фирму для определения соответствия отчетности результатам своей деятельности с активами ИСИ. При этом аудитор не может быть связанным лицом с КУА. Законодательные ограничения для ИСИ Законодательными актами установлен ряд требований к деятельности КУА и ИСИ. Кроме законодательного ограничения минимального размера уставного капитала для корпоративного инвестиционного фонда (КИФ) и минимального объема активов для паевого инвестиционного фонда на уровне 1250 минимальных заработных плат (637,5 тыс. грн. на сегодняшний день), установлены требования к видам активов. Так активами, за счет которых формируется уставной капитал КИФов могут быть: денежные средства, государственные ценные бумаги, ценные бумаги других эмитентов, допущенные к торгам на бирже или в торгово-информационной системе, а также объекты недвижимости. Существуют также законодательные ограничения деятельности КУА и КИФов. Так, КУА во время осуществления деятельности по управлению активами ИСИ не имеет права: приобретать за счет активов ИСИ имущество и ценные бумаги тех видов, которые не предусмотрены проспектом эмиссии ИСИ; осуществлять за собственные средства операции с ценными бумагами, которые являются активами ИСИ; безвозмездно отчуждать (т.е. дарить) активы ИСИ; брать ссуду или кредит, которые подлежат возвращению за счет средств ИСИ, в объеме более 10% стоимости чистых активов ИСИ, на срок более 3 месяцев, с целью иной, чем выкуп ценных бумаг ИСИ; давать ссуду или кредит за счет активов ИСИ и т.п.
Некоторые исключения существуют для КУА венчурных инвестиционных фондов, однако инвесторами таких фондов могут быть только юридические лица. КИФы не имеют права: эмитировать и размещать ценные бумаги, кроме акций; брать ссуды и кредиты, превышающие 10% активов; предоставлять активы под залог в интересах третьих лиц; размещать акции по цене ниже номинальной; размещать акции по цене ниже стоимости чистых активов в расчете на 1 акцию; размещать акции сверх объявленного количества и т.п.
Такие ограничения призваны, в первую очередь, защитить интересы инвесторов. Что касается ограничений структуры активов ИСИ, то они существуют только для диверсифицированных ИСИ. Активы таких фондов могут состоять только из ценных бумаг и денежных средств. Стоимость ценных бумаг, не допущенных к торгам на фондовом рынке или в торгово-информационной системе и не получивших рейтинговую оценку, не может превышать 20% общей стоимости активов диверсифицированного ИСИ. Стоимость ценных бумаг, не допущенных к торгам на фондовом рынке или в торгово-информационной системе, и недвижимости не может составлять более 50% общей стоимости активов диверсифицированного ИСИ. Наконец, информация о деятельности ИСИ является публичной и доводится до ведома заинтересованных лиц путем публикации в официальных печатных изданиях Комиссии. Риски для инвесторов ИСИ Вместе с тем, существует ряд причин, по которым многие украинцы не спешат инвестировать средства в ИСИ. Основная из них – порядок обложения подоходным налогом инвестиционной прибыли. Несмотря на то, что п.7.2 ст.7 Закона Украины «О налогообложении доходов физических лиц» установил ставку налогообложения инвестиционного дохода, который выплачивается компанией по управлению активами института совместного инвестирования, на уровне 5%, налоговые органы, используя свое толкование термина «инвестиционный доход», применяют к прибыли, полученной физическим лицом от продажи инвестсертификатов, ставку 15%. Под инвестиционным доходом же ГНАУ понимает дивиденды, выплачиваемые инвесторам закрытых ИСИ. Уменьшить базу налогообложения возможно получив налоговый кредит. Однако в большинстве случаев налоговый кредит не будет превышать сумму: прожиточный минимум на трудоспособное лицо Х 1,4 и округленный до 10 (сегодня эта сумма составляет: 633х1,4 и округлить до 10 = 890 грн.). Еще одной проблемой может быть отказ налоговых органов относить некоторые затраты на налоговый кредит (например, взносы в негосударственные пенсионные фонды). Кроме того, чтобы заплатить подоходный налог с инвестиционной прибыли, физическому лицу придется самостоятельно подавать годовую декларацию о доходах. Сделать это нужно до 1 апреля года, следующего за тем, в котором была получена прибыль. Инвестиционная прибыль рассчитывается как позитивная разница между доходом от продажи отдельного инвестиционного актива и стоимостью его приобретения. Если инвестированием занимается физическое лицо – субъект предпринимательской деятельности, то, при выборе упрощенной системы налогообложения, в год придется уплатить лишь 2400 грн., но вне зависимости от того, получает предприниматель прибыль или нет и каков ее размер. Кроме того, если сумма выручки от продажи ценных бумаг составит больше 500 тыс. грн. в год, предпринимателю придется перейти на общую систему налогообложения, где ставка налога будет выше, чем даже для физического лица, а бумажной волокиты – намного больше. Определенные риски для инвесторов ИСИ связаны с тем, что в случае нарушений законодательства Комиссия может принять решение о ликвидации инвестфонда. При этом в случае ликвидации КИФа средства, полученные от реализации его активов, в первую очередь распределяются среди акционеров – неучредителей. А в случае ликвидации ПИФа в первую очередь осуществляются выплаты участникам, которые подали заявки на выкуп инвестсертификатов до момента принятия решения о ликвидации, и лишь в четвертую очередь, после выплаты обязательных платежей в бюджет и расчета с кредиторами – осуществляются выплаты другим участникам. Для инвесторов открытых ИСИ проблемой может стать ограниченное обращение ценных бумаг этого типа. Отчуждение инвестором ценных бумаг ИСИ открытого типа может осуществляться только через их выкуп КУА. Отчуждение третьим лицам возможно только в случае правопреемственности, наследования или дарения. Таким образом, в целом, законодательство об ИСИ довольно прозрачно и понятно, однако определенные риски для инвесторов существуют. Основной проблемой остается неоднозначность налогового законодательства – надеемся, что и она будет в скором времени решена. Ведь в случае увеличения количества инвесторов ИСИ возрастет и количество потенциальных налогоплательщиков. МНЕНИЕ Андрей Золотухин, управляющий директор КУА «Драгон Эсет Менеджмент» Законодательные постановления дают достаточно гарантий для вкладчиков инвестиционных фондов. Они направлены на то, чтобы обеспечить максимальное соответствие действий управляющих компаний законодательным нормам и контролируют выполнение КУА инвестиционной декларации фонда. Доверие инвесторов зависит не столько от законодательной базы, как от информированности вкладчиков о деятельности институтов совместного инвестирования. Поэтому КУА и средства массовой информации должны объединить свои усилия для более эффективного информирования населения о том, что украинские фонды действуют в соответствии с лучшими мировыми практиками, а взаимоотношения инвестора, инвестиционного фонда, управляющей компании, банка-хранителя, торговца ЦБ законодательно урегулированы. Развитию фондового рынка и институтов совместного инвестирования в значительной мере способствовали бы следующие законодательные нововведения: Разрешение открытым и интервальным фондам инвестировать 100% активов в акции. Разрешение создавать фонды фондов, которые будут инвестировать не в акции, а в инвестиционные сертификаты других фондов.
Автор: Екатерина Гутгарц, юрист. Источник: Простобанк Консалтинг |