Финансовые знания нужны не только тому, кто метит на пост финдиректора. Сегодня руководитель любого уровня и специализации не может позволить себе быть профаном в финансовой области и не знать, как формируется, например, прибыль компании, на которую он работает. Где и как можно получить азы финансовой грамотности.
Дизайнер мебели Екатерина Петрова недавно получила в управление салон, в котором трудилась около трех лет. Руководитель компании решил, что никто не справится с обязанностями управляющего лучше, чем она. Ведь именно Екатерина последние годы задавала тон в творческой работе коллектива и создала новый имидж салону, благодаря чему продажи увеличились почти вдвое. Но перед тем как пересесть в кресло директора, девушке предстояло пройти финансовый тренинг. Это было одним из условий руководителя. "Для чего? Ведь бухгалтер у предприятия есть", - сначала возмутилась Екатерина, которой претила сама мысль о цифрах и отчетах. Но начальник умерил пыл дизайнера - никто не заставляет ее брать на себя обязанности бухгалтера. Но иметь минимальное представление о финансах компании, по его мнению, она обязана. "Я прошла тренинг, на который меня отправил начальник. Сейчас могу сказать, что он действительно оказался полезным. По крайней мере, я понимаю, как перераспределяются доходы салона, могу контролировать своего бухгалтера. А главное - могу аргументировано требовать повышения зарплаты для своих сотрудников, если салон перевыполняет план", - хвастает Екатерина. На одном языке Глубокие финансовые знания "нефинансистам" вряд ли нужны. Но важно научиться говорить со своими подчиненными (коллегами), в том числе и представителями финансовых подразделений, на одном языке. А самостоятельно разобраться в нем довольно сложно: многие термины имеют несколько значений. К примеру, слово "прибыль". В зависимости от того, кто его употребляет и в каком контексте, меняется и его смысловая нагрузка. Существует маржинальная и производственная, коммерческая и чистая прибыль, прибыль к налогообложению и прибыль к распределению. Все эти понятия мы часто по незнанию объединяем под одним универсальным словом "прибыль". А между тем такая унификация может стать причиной серьезного недоразумения. Скажем, между бухгалтером и директором, что не может не сказаться на работе всего предприятия. А сколько еще таких терминов, к которым все руководители привыкли, но понимают абсолютно по-разному: рентабельность, ликвидность, кредиты и инвестиции, доходы и поступления, расходы и выплаты, финансовый календарь и многое другое. "Все руководители, входящие в команду управления компанией вместе с генеральным директором, должны знать финансово-экономическую терминологию. Только тогда им будет четко понятно, за какую прибыль они отвечают, какой вид рентабельности они должны обеспечить и откуда на все это взять денег", - говорит бизнес-тренер, партнер тренинг-центра "Персонал-Рост" Андрей Аралов. Но хороший менеджер должен уметь не только объясняться на финансовом языке, но и включаться в информационное пространство компании. То есть ему необходимо понимать, откуда берется информация обо всем происходящем, в каких документах она может быть отражена и как их читать. Речь идет о первичных (накладные, акты, ордеры, журналы учета) и бухгалтерских документах (баланс, отчет о движении денежных средств, отчет о прибыли и убытках). "Если управленцы не умеют обращаться с этими документами, то об их стиле управления можно сказать только то, что он "мифологический": начальник думает, что подчиненные все делают правильно, а подчиненные думают, что они делают то, что им приказали. Эффективность такого стиля руководства близка к нулю", - суммирует г-н Аралов. Профессионально для профанов "Особенность финансовых тренингов для нефинансовых менеджеров в том, что состав материала и способ его подачи учитывают начальный уровень знаний участников в области финансов, а также сжатые сроки обучения. Продолжительность такого тренинга - всего два дня", - рассказывает бизнес-консультант и тренер Международного информационного консалтингового центра Александр Пронишин. В среднем стоимость базового финансового тренинга длительностью два-три дня колеблется от 1500 грн. до 4000 грн. за одного участника. В программу "правильного" тренинга должно быть включено изучение базовых понятий и принципов финансового и бухгалтерского учета, бюджетирования, способов составления основных форм финансовой отчетности (баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств). Если в программе нет этих пунктов, тогда имеет смысл посмотреть другие предложения. Как правило, обучение на тренингах проводится в интерактивной форме и предполагает выполнение практических заданий. Чем больше практики на тренинге, тем лучше. В идеале, практическая часть должна составлять около 60% всего тренинга. В рамках практики участники учатся самостоятельно составлять финансовые и бухгалтерские отчеты, решают кейсы и "проигрывают" полученные знания. Теоретическую базу, в принципе, можно получить самостоятельно. Благо литературы на эту тему сейчас более чем достаточно. А вот отработать навыки составления финансовых отчетов и понять логику бухгалтерского и финансового учета можно только под прямым руководством профессионала. Руководитель департамента маркетинга в коммерческом банке Татьяна Мерцалова прошла финансовый тренинг для нефинансистов около полугода назад. Это был бонус от руководства за успешно завершенный проект. "Для меня очень полезными были занятия по бюджетированию, ведь иногда приходится составлять бюджет департамента самостоятельно. А вот информация по бухгалтерской отчетности - это было лишняя трата времени", - делится впечатлениями Татьяна. "Интересно, что на таких тренингах вначале идет некоторое "отторжение". Многие руководители говорят, что все это далеко от реальности, что они мало работают с цифрами и планами. Но участники быстро понимают, что им нужно уходить от практики "латания дыр" к практике "управления цифрами"", - говорит тренер-консультант Международной консалтинговой группы Business Solutions International Борис Жалило. С дальним прицелом "Подобные тренинги могут быть полезны для всех линейных руководителей компании -начальников крупных департаментов, небольших отделов. Ведь деятельность и логиста, и маркетолога в конечном итоге влияет на финансовые показатели компании", - говорит ведущий эксперт консалтинговой компании "Стратегический партнер" Александр Данченко. Борис Жалило считает, что финансовые тренинги будут полезны не только нынешним, но и будущим руководителям. "Очень часто такие тренинги заказывают именно для резерва руководителей или направляют на учебу тех, кого хотят повысить. То есть сотрудников, которым нужен более комплексный, системный взгляд на бизнес", - объясняет тренер. Впрочем, часто происходит с точностью до наоборот. Специалист по собственной инициативе проходит финансовый тренинг, таким образом, увеличивает свою ценность в глазах руководства и благодаря этому занимает руководящую должность. Виктор Пащенко еще совсем недавно занимал позицию менеджера по продажам в одном из представительств крупной компании-дистрибьютора компьютерной техники. Два месяца назад был подписан приказ о его назначении на должность руководителя отдела продаж в центральном офисе. Теперь в его подчинение работает около двадцати человек, а ежемесячный доход вырос почти в два раза - с $1700 до $3000. "Около года назад я целенаправленно начал повышать собственную капитализацию. Кроме трудовых успехов, занялся самообразованием. Одним из этапов было прохождение финансовых тренингов. На нашем корпоративном мероприятии удалось блеснуть новоприобретенными знаниями. Думаю, это и стало толчком к моему назначению", - говорит Виктор. "Безусловно, финансовый тренинг для нефинансистов способствует карьерному росту", - комментирует ситуацию Алексей Данченко. Во-первых, он дает комплексное понимание функционирования бизнеса и его отражение в финансовых показателях. Во-вторых, он придает уверенность в тех сферах, в которых "нефинансист" изначально не очень уверен, что дает существенные преимущества. "В конце концов, наличие сертификата об успешном прохождении тренинга произведет положительное впечатление на любого работодателя", - суммирует эксперт. Пусть меня научат К выбору тренинга стоит подойти серьезно. Начнем с компании, которая его проводит. Это может быть тренинговая либо консалтинговая компания, курсы или школа при вузе, а также учеба при аудиторской/финансовой компании. Добротный тренинг можно пройти в любой из вышеперечисленных инстанций. На наш взгляд, стоит обратить внимание на школу при известной финансовой компании. В таком случае можно быть уверенным в качестве информации, а также соответствии поданных знаний практике. Ведь, как правило, такие тренинги ведут практикующие специалисты самой компании. Недостаток таких тренингов - преподаватели часто "лезут в дебри", которые не нужны руководителям-нефинансистам. Занятия, организованные тренинговыми или консалтинговыми компаниями, напротив, бывают слишком упрощены. Обидно, когда в ущерб информативности. Школы и курсы при вузах дают хороший уровень теоретических знаний. Но если тренинг ведет университетский преподаватель, ему может недоставать практики, что делает тренинг больше похожим на лекцию для студентов. Особое внимание стоит обратить на послужной список тренера. Как показывает практика, самые лучшие результаты дают финансовые тренинги, которые проводят люди с большим и разнообразным опытом работы в финансовой сфере. В идеале, тренер должен быть действующим бухгалтером или финансовым директором. Итого: Базовые знания финансов предприятия необходимо не только топ-менеджерам, но и руководителям среднего звена. А также всем тем, кто планирует двигаться вверх по карьерной лестнице. Деньги.ua Читаь также: Обучение сотрудников за счет компании Краткосрочное обучение. Мини-МВА Сколько стоит личностный рост Топ-менеджер: создать своими руками CFA Знак качества для финансиста |