Крупные промышленные страны хотят, чтобы крупные концерны платили налоги там, где они больше зарабатывают, а не в оффшорных зонах. Соответствующий план действий уже составлен, дело – за политиками.
Apple, Starbucks или Volkswagen – крупные многонациональные концерны перемещают свои доходы и заметают следы, если это приносит им уменьшение налогового давления. Все это делается вполне легально под вывеской оптимизации налогов. В пятницу, 19 июля, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), которая представляет наиболее развитые промышленные государства, объявит план борьбы с налоговыми ухищрениями крупных концернов. Для внедрения в жизнь его необходимо одобрить государствам Большой двадцатки. Как стало предварительно известно немецким СМИ, лейтмотив плана таков: концерны должны платить налоги там, где происходит создание стоимости. Насколько прозрачными должны быть предприятия? Если план будет последовательно воплощаться в жизнь, концернам придется открыть все свои статьи расходов, а сюда относятся лицензионные сборы, проценты, административные средства, зарплаты и так далее. “Это был бы мощный регуляторный механизм, сильнее всех предыдущих”, – говорит налоговый эксперт Михаэль Борманн. Он бы существенно осложнил умаление размера оборотов путем перемещения прибылей из страны с высокими налогами в страны с низкими. Независимый эксперт Маркус Майнцер считает, что действенность этого плана зависит от того, все ли будут иметь доступ к этой информации, или только налоговые ведомства. “Только если эти данные станут достоянием общественности, потребитель сможет на их основе принимать свои решения”, – отмечает Майнцер. Однако, по мнению Михаэля Борманн, внедрить прозрачность такого масштаба будет сложно из-за юридических барьеров. В Германии в результате наличия налоговой тайны не все граждане имеют право доступа к такой информации, напоминает он. Проблему эксперт видит еще и в другом: если потребуют прозрачности только от крупных концернов, это будет правовым беспределом. Особенности интернет-фирм Самой главной болью стран Большой двадцатки будет налогообложение интернет-концернов вроде Google, Apple и других. Ведь здесь нет четкого физического соприкосновения между клиентом, товаром и деньгами, как в традиционных компаний, взять к примеру хотя бы продажу кофе концерном Starbucks. Борманн убежден, что онлайн-сервисам перемещать доходы значительно проще. “У интернет-фирм нет доказанного создания дополнительной стоимости”, – поддерживает это мнение и Майнцер. Он высказывается за то, чтобы налогообложение осуществлялось там, где клиент покупает продукт в интернете. “Клики были бы хорошим показателем, чтобы увидеть, где должны облагаться доходы”, – объясняет специалист. Это и другие казусы должны быть четко урегулированы в новом законе, который следует принять до 2014 года, рекомендуют авторы плана действий в OECD. Таким образом у стран с низкими налогами уже не будет шансов конкурировать с другими странами за счет выгодной налоговой модели. В то же время налоговый эксперт Михаэль Борманн подчеркивает, что налоговая конкуренция должна существовать и в дальнейшем, однако основываться на реальном бизнесе. “Почему бы стране не стать привлекательной, если компании, работающие на ее территории, получат налоговые преимущества? Другое дело – фиктивные фирмы. Надо просто на международном уровне договориться, что если за предприятием нет никакой деятельности, то не признавать его как налоговый субъект объект”, – предлагает Борманн. Решение не раньше сентября Официальный проект плана действий, который представят 19 июля, будут обсуждать на протяжении следующих двух месяцев. Пока на саммите стран Большой двадцатки в Санкт-Петербурге примут политическое решение. Только после этого международные концерны будут знать, какие налоговые ухищрения больше не работают. Николас Мартин, Захар Бутырский http://www.dw-world.de/ Читать также: Прибыль превыше здоровья Мировая экономика ходит по замкнутому кругу. Saxo Bank. Оффшорная зона - Лихтенштейн Уроки привлечения инвестиций от Швейцарии Выбираем оптимальную систему налогообложения |