Владимир Стельмах: Курс гривни действительно пора менять
Банки - Валюта
19.05.2008
ImageВопрос: Расставьте точки над "і" - будет ли изменен официальный курс гривны?

Ответ: Официальный курс гривны действительно пора менять, потому что он входит в диссонанс с курсом валют на межбанковском рынке. Мы будем рассматривать этот вопрос на ближайшем заседании правления.

Вопрос: Когда оно состоится?

Ответ: Своевременно (смеется).

Вопрос: Новый официальный курс будет находиться в рамках существующего валютного коридора, определенного в "Основах денежно-кредитной политики" на текущий год (4,95-5,25 грн./$1)?

Ответ: Мы будем рассматривать и этот вопрос. Пока однозначного ответа на него нет.

Вопрос: Но ревальвация гривни приведет к еще большему ухудшению товарного сальдо платежного баланса. Вас это не останавливает?

Ответ: Во-первых, у нас сейчас нормальная ситуация с платежным балансом. Он положительный, и все основания для укрепления курса есть. Во-вторых, мы сейчас не проводим ревальвацию гривни. Ревальвация была в 2005 г., когда официальный курс был приближен к межбанковскому. Сейчас, когда рыночный курс намного отличается от официального, мы просто приведем два этих значения в соответствие. Причем это пойдет на благо предприятиям и населению, которые сейчас фактически платят курсовой налог. Говоря о населении, я имею в виду ситуацию, когда требуется оплачивать приобретение импортных товаров и услуг, цена которых привязана к валюте (автомобили, авиабилеты и т.д.) - все платежи за такие товары осуществляются по курсу НБУ на день оплаты. Это означает, что сейчас, вместо того чтобы заплатить за 1 доллар 4,8 грн., как он стоит на межбанке, покупатель автомобиля должен платить за него 5,05 грн. Для предприятий большая разница между межбанковским и официальным курсами означает сложности с бухгалтерским учетом роста курсовых убытков (когда происходит отражение валюты в балансе на уровне 5,05 грн./$1, а фактическая ее стоимость составляет 4,8 грн./$1).

Вопрос: Курс будет просто изменен либо НБУ намерен ввести новый механизм курсообразования?

Ответ: На правлении будет рассматриваться как минимум пять различных механизмов курсообразования, одним из которых будет так называемая валютная корзина. Наша задача состоит в том, чтобы сделать курс гривни гибким. Он должен двигаться вместе с рынком, отражая ситуацию с платежным балансом. В идеале, конечно, нужно добиться того, чтобы курс был саморегулируемым, как в паре доллар-евро, к примеру. Но это задача долгосрочной перспективы. На первом этапе НБУ будет принимать какое-то участие в курсообразовании. Мы должны добиться снижения влияния на курс гривни спекулятивных всплесков на валютном рынке. Надо снимать пену, которая формируется горячими деньгами.

Вопрос: Будет ли НБУ менять учетную ставку?

Ответ: А зачем ее дальше повышать? Учетная ставка дает внешнему рынку сигнал о дальнейшем увеличении стоимости финансовых ресурсов в Украине. В результате увеличивается приток капитала нерезидентов на депозиты в банковских учреждениях. Фактически это горячие деньги, которые не очень хорошо влияют на экономику. Таким образом, чтобы не стимулировать их приток, учетную ставку дальше повышать нецелесообразно. Кроме того, банки сейчас самостоятельно определяют цену стоимости денег при операциях с Нацбанком (фактически регулируют размер учетной ставки). Например, последние тендеры по рефинансированию показали, что средняя цена ресурсов на рынке сейчас составляет около 17% годовых.

Вопрос: Какие основные риски в банковской системе вы видите в текущей ситуации?

Ответ: В первую очередь мы сейчас обращаем внимание на валютные гэпы (разрывы между сроком привлечения и размещения валютных средств). Мы считаем, что уровень нехеджированных валютных рисков банковской системы должен снижаться. Для этого Национальный банк в ближайшее время потребует от банков составления программы снижения гэпов до уровня 10-15% от уставного капитала. Вторая проблема - это высокие процентные ставки по депозитам, которые, как я уже говорил, стимулируют приток горячих денег.

Мнение экспертов

Сергей Тигипко, предправления Сведбанка:

- Для банковской системы ревальвация гривни двояка: в краткосрочной перспективе это облегчит банкам возврат валютных займов, но не приведет к приросту депозитов в банковскую систему. На месте Нацбанка я бы очень осторожно относился к изменению курса гривни. Это будет отрицательным сигналом для рынка. Укрепление гривни не приводит к снижению уровня инфляции. А к снижению конкурентоспособности наших экспортеров оно приведет точно. При этом в страну усилится приток импортных товаров, что в долгосрочной перспективе будет создавать уже угрозу девальвации гривни.

Доминик Меню, глава представительства BNP Paribas:

- Для инвесторов, которые смотрят на Украину, укрепление курса гривни является не очень желаемым фактором. Фактически для бизнеса условия работы стали еще дороже. И вот почему. Инфляция в Украине за первые четыре месяца текущего года превысила уже 13%. Если к этому прибавить еще и 5-7% укрепления курса гривни, мы получим 20% общего удорожания товаров и услуг, рабочей силы и активов для иностранного инвестора, который заводит в страну деньги в валюте. Так что в результате укрепления официального курса можно ожидать снижения заинтересованности нерезидентов в рынке Украины.

Василий Горбаль, член совета Нацбанка:

- В субботу я созвонился со многими членами совета НБУ, мы договорились провести заседание совета в самое ближайшее время. Необходимо расставить точки над "i" и выяснить у правления Национального банка Украины, что стало причиной решения об укреплении официального курса гривни. На мой взгляд, в текущих условиях изменение официального курса приведет лишь к появлению нового фактора нестабильности на денежно-кредитном рынке, и будет негативным сигналом для населения, которое и так не знает, куда ему бежать при существующих темпах роста цен.

Борис Тимонькин, предправления Укрсоцбанка:

- По-хорошему, Нацбанк в текущих условиях должен бы продолжать поддерживать курс гривни около официального, чтобы не создавать очередной неопределенности на рынке. Но если уж такое решение принято, в нем можно найти и некий позитив. Предприятиям-экспортерам станет легче работать с учетом валютной выручки в своем балансе. Для банковской системы изменение официального курса будет означать переоценку объемов валютных активов и пассивов, что выльется в снижение темпов роста банковской системы.

Беседовал Александр Дубинский Экономические Известия

Читать также:

Закрома родины

5 причин не доверять евро

Терехин: Мазохисты могут продолжать держать финансовые средства в долларах

Скандинавская гривня

Обвал на бирже грозит девальвацией всех валют

В чем хранить сбережения и как выиграть на изменении курса?

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua