Слабое звено
Бизнес - Экономика
14.02.2009

ImageПроизводство зерна, сахара, молока и мяса - направления сельскохозяйственного бизнеса, которые легко "уживались" в составах отечественных агрохолдингов до экономического кризиса. Нынешний дефицит финансирования вынудит земледельцев сместить центры доходности и сконцентрироваться на одном-двух сегментах. Какие из них помогут выжить?

Несколько дней подряд улицы Риги были похожи на масштабную выставку сельскохозяйственной техники. Латвийские фермеры из разных городов не поленились приехать в столицу на своих тракторах и комбайнах, чтобы, окружив стены Министерства сельского хозяйства, добиваться государственной поддержки и отставки главы ведомства. Из-за повышения ставки подоходного налога больше половины агропроизводителей этой прибалтийской страны оказалось на гране банкротства. Старания бастующих увенчались успехом - министр земледелия Латвии Мартиньш Розе подал в отставку, а в государственном бюджете сразу же нашлась вменяемая сумма для поддержки сельского хозяйства.

Удивительно, но украинских фермеров с лопатами и вилами в руках на улицах Киева до сих пор не замечено. Между тем ситуация, в которой они сейчас находятся, на первый взгляд гораздо печальнее латвийской. Финансирование агропромышленного комплекса в государственном бюджете 2009 сокращено вдвое по сравнению с прошлым годом - с 12,1 млрд. грн. до 6,4 млрд. грн. В условиях экономического кризиса такая "поддержка" может в два счета свести на нет мечты небольших фермерских хозяйств о доходности и процветании.

Между тем шанс избежать краха бизнеса есть у крупных вертикально интегрированных агрохолдингов - наличие в их структуре нескольких хозяйственных направлений позволяет диверсифицировать риски. Главное - сделать ставку на самое перспективное направление и при этом не ошибиться в выборе. Вопрос - на какое?

Постепенное разрастание

Как таковых вертикально интегрированных холдингов в нашей стране немного - от силы двадцать пять. Это компании, которые арендуют солидные сельскохозяйственные угодья, сами обеспечивают свое производство сырьем и реализуют конечную продукцию. Подобные структуры есть практически во всех сегментах отечественного аграрного бизнеса. К примеру, холдинг "Астарта-Киев" специализируется на производстве сахара, при этом параллельно зарабатывает на молоке и мясе. "Мироновский хлебопродукт" (МХП) всю Украину кормит курятиной марки "Наша Ряба", при этом часть из арендуемых компанией 180 тыс. га в трех областях нашей страны используется для выращивания культур, из которых производится куриный корм.

Большинство работающих ныне вертикально интегрированных агрохолдингов формировались в середине 90-х, когда их создатели начали понемногу отказываться от своих первоначальных бизнесов. Взять хотя бы МХП. Предприятие начинало с поставок газа, тем не менее это не помешало ему в конце 90-х переключиться на зерновые, а в начале 2000-х заняться производством мяса. Уже тогда создатели холдингов понимали, что в Украине можно сколотить неплохой капитал на сельскохозяйственном бизнесе. Все условия этому способствовали - масса незаполненных ниш на рынке продовольственных товаров, огромные просторы плодородных черноземов, открытие новых экспортных направлений для востребованной в мире отечественной сельскохозяйственной продукции и т. д.

В итоге на рынке сформировались богатые разносторонние структуры, казалось бы, "подкованные" со всех сторон и защищенные от всех возможных рисков.

Кризис бродит в огороде

Между тем последствия мировых экономических неурядиц заглянули и в тихую гавань агрохолдингов. Некоторые из них отказываются от части земельных активов, приобретенных на правах аренды, из-за невозможности привлечения капитала для обработки земель, отмечает аналитик ИГ "Сократ" Юлия Носаль.

К примеру, на рынке давно муссируется информация о том, что один из крупнейших лендлордов в Украине - компания Landkom - намерена сократить свой земельный банк на 40 тыс. га, или на 35%. По словам начальника аналитического отдела консалтингового агентства "ААА" Марии Колесник, реально компания имеет в собственности 56 тыс. га земли, а заявленные данные по аренде более 110 тыс. га угодий использовались для повышения капитализации компании.

Впрочем, у вертикально интегрированных холдингов с иностранным капиталом или холдингов, у которых есть возможность привлечь на выгодных условиях дополнительные средства, появилась реальная возможность консолидировать земли по минимальной цене, полагает Юлия Носаль. Они имеют более дешевый кредитный ресурс по сравнению с чистым фермерством за счет меньшей цикличности и сезонности в бизнесе. Кроме того, эти компании имеют возможность использовать свои активы в качестве залога для банков.

Еще один плюс вертикальной интеграции - гибкость в переложении расходов и перераспределении средств. То есть в тяжелые кризисные времена холдинг, обладающий такой структурой, может поставить на то направление своего бизнеса, которое имеет наиболее устойчивые позиции на рынке и в состоянии удерживать на плаву всю компанию. Однако, по мнению руководителя направления "Производство продуктов питания и сельское хозяйство" компании "Делойт" Михаила Мельника, при этом существует риск, что наличие "слабого звена", в большей степени подверженного влиянию кризиса, может ударить по всему бизнесу.

Не ошибиться

Направление сельскохозяйственной отрасли, которое для одного холдинга становится спасательным кругом, другого может потянуть на дно.

В определении устойчивых направлений сельского хозяйства мнения специалистов кардинально расходятся. Одни полагают, что более стабильными выглядят направления, ориентированные на внутренний рынок ввиду тенденции к импортозамещению, вызванной девальвацией гривни.

По мнению финансового аналитика по потребительским рынкам ИК "Ренессанс Капитал" Светланы Дрыгуш, в этом году украинский рынок сельскохозяйственной продукции увеличится в гривне за счет подорожания продуктов питания, при этом в физическом выражении он сократится за счет инфляции цен. К примеру, рынок молочной продукции - на 5%. Ввиду длительного отсутствия экспорта производство молочных товаров сокращается год от года, а влияние финансового кризиса вообще подорвало позиции многих, даже самых сильных игроков отечественного молочного рынка. Так, за последние шесть месяцев из трехсот предприятий отрасли свою работу приостановили сорок.

Одна из проблем производителей - отсутствие качественного сырья. Между тем компании, владеющие собственными фермами и сами обеспечивающие себя сырьем, могут неплохо заработать на увеличении производства традиционных молочных продуктов, спрос на которые на внутреннем рынке не исчезнет никогда. Предприятия, имеющие разрешения на экспорт сыров в Россию, буквально обречены на прибыль. Поскольку российский рубль девальвирует медленнее, чем гривня, от поставок сыра на российский рынок можно выручить на 10% больше, чем от реализации его в Украине.

Еще один продукт для внутреннего сбыта - сахар. Несмотря на разговоры об убыточности отрасли, осложнении ситуации для производителей этого продукта вследствие импорта в Украину сахара-сырца, некоторые компании даже не думают сокращать инвестиции в данное направление. "Кризис ускорил некоторые процессы, а именно - "отщепление" или распродажу неприбыльных активов", - говорит Юлия Носаль. В 2008 году с украинского рынка ушла крупная российская компания "Евросервис".

Холдинг "Астарта-Киев" не проигнорировал возможность купить два сахарных завода этой компании. Предприятие выращивает около 90% сахарной свеклы, необходимой для переработки, что снижает риски простаивания мощностей и значительно уменьшает операционные затраты.

Агрохолдингам, имеющим в своем составе животноводческий бизнес, стоит задуматься о его скорейшем развитии, советуют эксперты. Это направление очень перспективно и сулит завидную прибыль, особенно в 2009 году. Причин тому несколько. Во-первых, с начала года заморожены поставки в Украину импортного мяса - поставщики еще не получили лицензии. И пока рынок свободен, производители этой продукции могут делать на нем, в буквальном смысле, что хотят. Причем некоторые из них уже на треть подняли цены.

Если внутреннего рынка амбициозным холдингам мало, их ожидает рынок внешний, где ситуация также складывается крайне благоприятно (учитывая хотя бы тот факт, что в Бразилии разорился крупнейший производитель говядины, долг которого составлял $650 млн. А Бразилия - основной поставщик мяса в Европу).

Естественно, если украинские компании освоят экспорт, то цены на внутреннем рынке продолжат ползти вверх, и в условиях финансового кризиса спрос на "золотую" свинину и говядину начнет снижаться. Вот тут и пойдет заработок у производителей мяса птицы. В "Мироновском хлебопродукте" об этом говорят прямо: спрос на курятину будет расти. Поэтому компания не планирует сокращать объемы инвестиций в развитие производства и с оптимизмом смотрит в будущее.

Карманы, полные зерна

Для компаний, специализирующихся на растениеводстве, ситуация осложнялась тем, что цена на их продукцию упала почти вдвое на фоне падения цен в мире и рекордного урожая зерна в Украине в 2008 году. "Зерно - это основное обеспечение кредитов для таких компаний. Не имея доступа к кредитам и "живых" денег от продажи продукции, фермеры не смогут поддержать тот уровень вложений в землю, который обеспечил бы им такую же высокую урожайность, как в предыдущем году", - отмечает Александр Цепенда, аналитик рынка акций ИК "Тройка Диалог".

По оценкам экспертов, темпы экспорта зерна из Украины за полгода снизились на 25%. Вместе с тем крупные холдинги, экспортирующие зерно, в убытке не останутся. Подсолнечник, кукуруза и, конечно же, рапс - это те культуры, которые при любом развитии событий останутся "в плюсе". По словам Светланы Дрыгуш, в последние годы цена на рапс не опускается ниже $300 за тонну.

Из-за того, что дешевеет нефть, потребность в биодизеле, как в альтернативном топливе, на время снизилась. Это сказалось на спросе на рапс, однако до убыточности ему далеко, полагает эксперт. Помимо производства биодизеля, рапс также используется для изготовления пищевого рапсового масла, которое является альтернативой подсолнечному маслу в Западной Европе. Учитывая, что в этом году ожидается низкий урожай подсолнечника в Аргентине, спрос на украинский пищевой рапс на внешнем рынке останется высоким.

Не прогадают и те холдинги, которые поставят на ячмень и пшеницу - достаточно стабильные культуры, заслуживающие внимания и инвестиций. Главное, чтобы они были качественными. В любом случае в условиях кризиса агрохолдингам необходимо развивать экспорт, чтобы получить экспортную выручку в валюте - так будет проще погасить кредитные обязательства.

Аграрное реформирование

Примечательно, что экспортные возможности украинской сельскохозяйственной продукции в 2009 году могут увеличиться благодаря реформе единой европейской сельхозполитики, одобренной министрами стран ЕС. Суть этой реформы заключается в постепенном сокращении ежегодных прямых дотаций аграриям из бюджета Европейского Союза. В результате с рынка должны уйти неконкурентоспособные предприятия, а те, что останутся, вынуждены будут думать о повышении эффективности своей работы.

"В целом наша страна может выиграть от проведения этой реформы. Конкурентоспособность отечественной продукции увеличится. Украина также сможет использовать свое выгодное географическое положение по сравнению с другими мировыми производителями", - отмечает Михаил Мельник.

Между тем, по его словам, важно учитывать обязанности Украины перед ВТО и риски антидемпинговых расследований. После вступления во Всемирную торговую организацию в мае прошлого года Украина обязалась постепенно сокращать субсидии, попадающие в "желтый сектор" (прямые дотации), напоминает Юлия Носаль.

Стоит также отметить, что реформа может на порядок сократить импорт зарубежной продукции в страну. Из-за отсутствия дотаций европейские производители будут тщательнее контролировать рентабельность. В том случае, если прибыль от экспорта сельскохозяйственной продукции не будет перекрывать ее себестоимость, внешнеэкономическая деятельность этих компаний будет сокращаться, полагает Светлана Дрыгуш.

Если представить проведение подобной реформы в Украине, картина получается весьма занимательная. Александр Цепенда отмечает, что в таком случае есть два сценария развития событий. Если выбор конкурентных отраслей будет осуществляться государством, коррупция и объективные ошибки в централизованном управлении могут свести на нет ожидаемые результаты. Если же государство станет эффективным (а не управляющим) регулятором рынка, то такая реформа будет иметь положительный результат для агросектора Украины. Рынок сам определит, какие отрасли являются конкурентными, а какие нет, и дотации будут замещены инвестициями в эту отрасль, предположил эксперт.

Собственно, украинские аграрии и без реформ в состоянии заработать себе на жизнь - достаточно иметь участок земли, знать, как его обработать и что на нем выгоднее посадить. Однако если условия их работы становятся совсем невыносимыми, то и побастовать не грех подобно коллегам из Латвии. Иное дело - крупные агрохолдинги, чьи акции в большинстве случаев торгуются на биржах. Если они скажут, что дела у них плохи, то, во-первых, покривят душой, а во-вторых, любое подобное заявление негативно скажется на стоимости акций. Заяви они, что все хорошо, правительство еще больше затянет петлю, да так, что никакие трактора под Кабмином не помогут.

Дария Исакова Инвестгазета

Читать также:

Аграриям готовят финансовую петлю?

Спасут ли дорожные концессии экономику Украины

Алла Савченко: Украинский бизнес рухнет, если не снизят налоги

Украину готовят на съедение?

Обзор рынка переработки мяса

Страховка для ФПГ

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua