Ваш сотрудник, прежде бывший прекрасным работником, начал плохо выполнять свои обязанности. Изменилось и его поведение – он стал вялым, перестал проявлять инициативу. Явно снизилась мотивация работника, он выглядит эмоционально и физически истощенным.
Психологи называют это состояние синдромом профессионального или эмоционального выгорания. На Западе с этим явлением знакомы давно и относятся к нему весьма серьезно – последствия синдрома выгорания приносят огромные убытки. Теперь эта проблема все более актуальна и для Украины. Развивается синдром выгорания чаще всего у сотрудников, по роду работы часто контактирующих с людьми. От такого персонала, будь это менеджер по продажам или руководитель PR-службы, в компании зависит многое. И если вовремя не обратить внимание и не принять меры, может пострадать репутация и прибыль фирмы, а вы лишитесь ценного сотрудника. Еще одна опасность – синдром выгорания заразен. Коллеги и подчиненные «заболевшего» могут постепенно перенять его модель поведения. Проблема возникнет уже в масштабах целого отдела, а то и всей компании. Признаки выгоранияПервый и главный признак – снижение рабочих показателей. Работа, которую ваш сотрудник выполнял прежде быстро и качественно, теперь растягивается и делается из рук вон плохо. Он разучился отделять важное от второстепенного, застревает на мелочах и придает им большое значение. Под любыми предлогами отказывается от принятия решений. Необоснованно критикует что-то и равнодушно относится к вещам, действительно заслуживающим критики. Он заметно меняет рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит, либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит). Даже если это не нужно, часто берет работу домой, но дома ее не делает. Меняются его манеры – он может стать излишне говорливым, или, наоборот, робким и зажатым. Может начать злоупотреблять алкоголем, значительно больше курить. Иногда изменяется выражение лица – потухший и неосмысленный взгляд, при этом он избегает встречаться с кем-то глазами. Дела компании ему неинтересны, он разочарован работой и перестал видеть в ней смысл. Окружающие его раздражают или вызывают агрессию, он избегает общения с клиентами, коллегами и руководством. Ваши действияПрежде всего узнайте, не вызвана ли ситуация личными обстоятельствами сотрудника. Проявите участие, помогите – он будет признателен фирме или лично вам. Если личные причины можно исключить, тогда виной работа. Попробуйте для начала изменить его рабочие обстоятельства, вырвите его из привычной рутины. Отправьте его в командировку, займите в новом проекте. Проанализируйте, не вызвано ли разочарование обидой – сотрудник недоволен зарплатой, давно ждет повышения в должности или иного признания своих заслуг, найдите повод поощрить его, необязательно материально. Выясните, не подвергается ли он травле со стороны одного или нескольких коллег, и разберитесь в конфликте. Может быть, он долго работал на износ, тогда снизьте нагрузку на него, предложите ему отдых. Люди в таком состоянии ранимы и мнительны, поэтому проявите такт – иначе получится обратный результат. Увы, если синдром выгорания вступил в свою последнюю стадию, все меры могут оказаться бесполезными. Тогда подготовьтесь к тому, что сотрудника вы потеряете – он уйдет сам или вам придется его уволить. Останется лишь извлечь из ситуации урок на будущее. Как избежать выгоранияВ момент приема сотрудников на работу четко обрисуйте круг их обязанностей, чего вы от них ожидаете, перспективы их роста, иерархию и систему поощрения в компании. Все это должно соответствовать действительности, иначе разочарование неизбежно. Обсуждайте с сотрудниками цели и работу компании, чтобы каждый видел свое место в системе и результаты своих трудов. Внедряйте ценные инициативы сотрудников или внятно объясняйте им причины, почему их в данный момент внедрить нельзя. Следите за атмосферой в компании, не одобряйте и пресекайте нездоровые явления – бойкотирование, возникновение группировок, сплетни. Культивируйте здоровый корпоративный дух, создавайте традиции, организуйте общение сотрудников в нерабочее время. Следите за условиями труда – избегайте унылых интерьеров, скученности, плохой вентиляции, постоянных переработок. Помните о характерах и склонностях ваших работников – не занимайте их в проектах, участие в которых будет их тяготить. Не действуйте по принципу «кто везет, того и погоняют» – иначе синдромом выгорания заболеют самые компетентные и безотказные сотрудники. Источник: www.newsland.ru Читать также: 7 мифов о зарплате. Доска почета... или банка с пауками? Репрессии от депрессии Деньги не главное: Что заставляет увольняться менеджеров среднего звена |