Что делать, если не приняли декларацию?
Бизнес - Налоги
21.04.2008

ImageУ предпринимателя-плательщика НДС не приняли декларацию по НДС за февраль 2008 года из-за низкого уровня налоговой нагрузки при значительных оборотах продажи и предложили увеличить итоговую сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Правомерны ли действия налогового инспектора?

Отказ в принятии налоговой декларации по причине того, что в ней отражена незначительная сумма к уплате или отрицательное значение объекта налогообложения, к сожалению, – явление достаточно распространенное. И выглядит это примерно одинаково во многих районах: предприниматель выстоял длинную очередь, а налоговый инспектор, просмотрев декларацию, возвращает ее или предлагает посетить начальника отдела. Начальник же отдела выскажет свое негодование по поводу недобросовестных предпринимателей, минимизирующих налоговые обязательства, из-за которых не пополняется бюджет. В итоге декларацию в таком виде все равно не принимают. В качестве компромисса предлагают ее переписать с увеличением налогового обязательства, а потом представить уточняющую декларацию.

Следует отметить, что действия налогового инспектора и начальника отдела (отказ принять декларацию и оказание давления на предпринимателя путем установления показателя налоговой нагрузки) являются неправомерными. Обоснуем данный вывод нормами действующего законодательства.

 

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок представления налоговой отчетности, а также процедуру обжалования действий налоговых органов является Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее – Закон № 2181).

Порядок заполнения и представления налоговой декларации по НДС утвержден приказом ГНА Украины от 20.05.97 г. № 166 (далее – Порядок № 166).

Ни Закон № 2181, ни Порядок № 166 не содержат норм, обязывающих налогоплательщиков обеспечивать определенный уровень налоговой нагрузки.

В соответствии с пп. 4.1.2 ст. 4 Закона № 2181 "принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Налоговая декларация принимается без предварительной проверки указанных в ней показателей через канцелярию, чей статус определяется соответствующим нормативно-правовым актом. Отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение им каких-либо предпосылок относительно такого принятия (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом".

 

Что же делать предпринимателю, если ему незаконно отказывают в приеме отчетности?

Действия налогоплательщика в случае незаконного отказа в приеме налоговой декларации также определены пп. 4.1.2 ст. 4 Закона № 2181, а именно: налогоплательщик обязан до окончания предельного срока представления декларации направить такую декларацию по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. К декларации должно прилагаться заявление на имя руководителя контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. В таком случае декларация считается поданной налогоплательщиком в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений пп. 4.1.7 ст. 4 Закона № 2181, не применяется.

Если предприниматель забыл записать фамилию налогового инспектора, не принявшего декларацию, или налоговый инспектор отказался назвать себя, то в заявлении на имя начальника налоговой инспекции достаточно будет отразить дату отказа в принятии налоговой декларации без фамилии должностного лица налогового органа. Об этом, на наш взгляд, свидетельствует наличие союзов "и/или" в абзаце 2 пп. 4.1.2 ст. 4 Закона № 2181.

При направлении отчетности по почте предприниматель должен руководствоваться Порядком оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденным постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799.

И еще об одном важном моменте. Независимо от отказа в принятии декларации налогоплательщик обязан погасить налоговое обязательство, самостоятельно начисленное им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных законодательством.

Налогоплательщик также имеет право обжаловать неправомерные действия служебного (должностного) лица контролирующего органа в судебном порядке.

Следует также отметить, что абз. 5 пп. 4.1.2 ст. 4 Закона № 2181 определяет исчерпывающий перечень случаев, когда отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика, может быть не признана как налоговая декларация, а именно: если в ней не указаны обязательные реквизиты, отчетность не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью налогоплательщика. (Предприниматель – плательщик НДС обязан иметь печать, в противном случае все выписанные им налоговые накладные будут считаться как оформленные не надлежащим образом.)

В рассматриваемом случае декларация была заполнена налогоплательщиком в соответствии с требованиями законодательства, поскольку претензий к ее оформлению у налогового инспектора не было. Причиной для отказа в приеме декларации стал низкий уровень налоговой нагрузки (незначительная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет при значительных оборотах продажи товаров, работ, услуг).

В защиту интересов предпринимателя уместным будет привести следующие нормы законодательства.

В соответствии со ст. 19 Конституции Украины: "правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины".

Частью 1 ст. 13 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" предусмотрено, что "должностные лица органов государственной налоговой службы обязаны соблюдать Конституцию и законы Украины, другие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций…".

В соответствии с положениями ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины общими принципами хозяйствования в Украине, в частности, являются: свобода предпринимательской деятельности, в пределах, установленных Законами Украины; запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

С выводом о неправомерности отказа в приеме декларации по причине низкой налоговой нагрузки соглашается и центральный налоговый орган. В письме ГНА Украины от 22.08.2007 г. № 10306/5/15-0215, ссылаясь на пп. 4.1.2 ст. 4 Закона № 2181, указывает, что "контролирующие органы не могут вмешиваться и оказывать давление при начислении сумм налогов и сборов (обязательных платежей), отражаемых в какой-либо декларации налогоплательщиком самостоятельно". В письме также сообщается, что показатель "налоговая нагрузка" используется в приказах ГНА Украины, которые носят методично-рекомендательный характер и предназначены для использования в работе подразделениями государственной налоговой службы Украины.

 

Теперь несколько слов о налоговой нагрузке

Термин "налоговая нагрузка" законодательством Украины вообще не определен. Данный термин применяется лишь во внутренних документах налоговых органов, в частности в приказах ГНА Украины от 31.07.2007 г. № 466 "Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования", от 11.12.2006 г. № 766 "Об утверждении Методических рекомендаций по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при администрировании налога на прибыль" (далее – Методрекомендации № 766).

В соответствии с предписаниями р. IV Методических рекомендаций № 766 субъекты предпринимательства с количеством работающих до пяти человек, у которых отношение положительного сальдо между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита по НДС к объемам операций, облагаемым по ставке 20% за месяц, составляет до 5%, считаются субъектами, минимизирующими свои налоговые обязательства. Такие субъекты хозяйствования подлежат первоочередному отбору налоговыми органами для проведения документальной проверки.

Еще раз подчеркнем, что вышеупомянутые приказы ГНА Украины не носят нормативного характера, поэтому термины и показатели, используемые в них (в том числе и показатель налоговой нагрузки), не являются обязательными для соблюдения налогоплательщиками.

В заключение отметим, для того чтобы декларация с любыми показателями была принята, отправляйте ее по почте или в электронном виде – это избавит вас от многих неприятных моментов.

 

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua