" />
Бизнес на выпечке
Бизнес - Идеи бизнеса
24.04.2008

ImageСреди незасеянных полей, покосившихся заборов и небольших домов старой постройки завод «Форнетти» выглядит очень достойно. Небольшое здание в Черниговской области бывшего провинциального хлебозавода, обшитое пластиком, реставрировали около трех лет назад.

Душ до и после

Несмотря на наличие почти на каждом выходе из киевского метрополитена киоска с выпечкой «Форнетти», производственные помещения предприятия совсем небольших размеров. Из двух этажей завода только первый предназначен для производства, второй — кабинеты и кухня.

Чтобы попасть на первый этаж, необходимо одеть униформу. Бахилы на ноги, длинные белые халаты и одноразовые марлевые шапочки, в которых не очень умным и смешным выглядел бы любой академик. На первом этаже не сразу можно понять, где здесь вообще делают слойки. Первое впечатление — мы в бане. И зачем тогда весь маскарад с шапочками? Две двери с символичными буквами «М» и «Ж». Через приоткрытую дверь одной из них можно увидеть скамейки и личные шкафчики — такие же, как в душевых спортзалов и банях. «У нас все обязаны принимать душ перед тем как надеть рабочую одежду, — говорит генеральный директор «Форнетти-Украина» Таисия Василишина. — Работники принимают душ до и после работы».

Дальше помещение лаборатории — ну точно киоск, из которого продают слойки. Та же печь, те же электронные весы, те же готовые булки на подносах. Только продавцы в халатах и веселых колпаках, которые придают вид серьезного занятого гнома из диснеевских мультфильмов. «Здесь хранятся слойки из каждой партии, — объясняет украинский гендиректор. — Когда мы получаем жалобу на нашу продукцию, в лаборатории делают выпечку из этой же партии и смотрят, что не так». Если что-то неладное со слойками в лаборатории, тогда останавливают продажу этой партии во всех точках. А если все нормально — посылают ревизора в «очаг гнева» потребителя.

По пути к самому интересному месту, где делают слойки, надо пройти длинный коридор с огромным количеством поворотов и разноцветных стендов с фамилиями. Здесь вывешены все фамилии сотрудников, и возле каждой налеплены звезды и знаки, на которых изображен кулак с поднятым большим пальцем красного или черного цвета. Наклейки — это система бонусов для сотрудников. «Это премиальная система, по которой можно получить до 25 гривен бонусов или депремирований за смену», — объясняет Таисия. Причем напротив каждой фамилии есть какие-то пометки (за редким исключением). Например, сотрудник по фамилии Дуля почти полторы недели не получал ни одного бонуса.

Мужская работа

В цехе очень много людей в белых шапках бегают вокруг машин. Кто-то с тяжеленными 100-килограммовыми тележками, кто-то без ничего — проверяет работу техники. Поразительно, но, казалось бы, традиционно женскую работу — готовить — выполняют в основном мужчины. «Мы стараемся нанимать мужчин, потому что они физически сильнее, хотя женщины более исполнительны», — говорит Таисия Василишина.

Собственно сама схема приготовления слоек на начальном этапе мало отличается от приготовления пирожков дома. То же замешивание теста, то же взбивание и вбивание маргарина в тесто. Отличие в масштабах и почти полной автоматизации. Несмотря на довольно внушительные размеры помещения, с каждым шагом наталкиваешься на сотрудника, тележку или тестомешалку.

Отсюда тесто идет в печи, где оно при высокой температуре поднимается. Это и есть один из секретов приготовления воздушного слоеного теста. После этого слойки забивают в формовки, начиняют наполнителями и засовывают в шоковую камеру.

Шоковая камера — территория, на которую войти просто невозможно. Температура здесь — 32 градуса по Цельсию. Однако в этот испытательный комплекс необходимо занести наполовину приготовленные слойки, чтобы увеличить их срок годности. Черный корпоративный юмор «Форнетти»: работу в шоковой камере можно получить за «особые заслуги» перед компанией. Отсюда слойки расфасовываются по пакетам и отправляются к реализаторам.

Почти все продукты, из которых готовятся слойки, компания покупает в Украине. Таисия Василишина сетует на продовольственную проблему страны. Качественные продукты найти крайне сложно. «Если это маргарин, то в Украине очень мало компаний, которые выпускают подходящий, — объясняет она. — Хороший маргарин в Италии, но он получается очень дорогим из-за таможенной пошлины». Исключения составляют фирменные вкусовые добавки «Форнетти», которые компания завозит из Венгрии.

Генеральный директор компании «Форнетти-украина» Таисия Василишина.

Почему из всех стран бывшего СССР «Форнетти» выбрала именно Украину?

Во-первых, по сравнению с другими странами Европы Украина — очень большой рынок. Во-вторых, в 2004 году рынок стрит-фуда в Украине только зарождался, и в этом было наше преимущество. И, конечно же, сам продукт «Форнетти» — это была новинка для нашего рынка. Большую роль сыграл местный менеджмент, который полностью устраивал «Форнетти-Европа». Кроме того, выгодное экономическое положение.

С какими трудностями вы столкнулись при входе на украинский рынок?

Не все предприниматели сразу соглашались на сотрудничество по системе франчайзинга. С одной стороны, мы даем им известную торговую марку, хороший продукт, оборудование и его сервис, обучаем его персонал и консультируем его бизнес по любому вопросу. С другой — требуем от него соблюдения определенных правил и стандартов. Некоторые предприниматели воспринимали эти требования как определенного рода ограничения для себя.

К тому же культура потребления слоеного теста в Украине до прихода «Форнетти» была в зачаточном состоянии: традиционный нормальный пирожок — дрожжевой бабушкин, в котором чуть-чуть начинки, а все остальное — плотное тесто. Предлагая потребителям альтернативу — изделия из слоеного теста, мы таким образом формируем у них новые привычки и вкусы. А на это, конечно же, понадобилось какое-то время.

Почему при отсутствии спроса на слоеную продукцию вы решили выйти на этот рынок?

Нельзя сказать, что в то время спрос на слойку на рынке отсутствовал. Просто эта ниша была с большим потенциалом. Мы не просто производим и продаем изделия из слоеного теста, мы работаем в формате стрит-фуд, который в то время только зарождался в Украине.

А каковы проблемы сегодня?

Поскольку продукт весовой, существует проблема обвеса. Советские взгляды, постсоветский менталитет продавца, который работает с товаром, не позволяют ему честно торговать. Он думает: «Вот товар, вот покупатель, у которого есть деньги. Почему бы его не обмануть?» Покупатель, подходя к «Форнетти», не оценивает работу СПД «Иванов», которому принадлежит торговая точка, он оценивает компанию «Форнетти» и считает, что его обманывает «Форнетти», а не Света-продавщица. Поэтому мы обучаем продавцов в нашем учебном центре. Такая школа продавцов, в отличие от других стран, где присутствует торговая марка «Форнетти», существует только в Украине. В других странах проблемы с обвесом стоят не так остро.

Проблемы всех наших партнеров — качественная работа торгового персонала и внешний вид торговых точек. Есть нормальные фирменные киоски, которые соответствуют понятию «мини-пекарня», а есть киоски «а-ля 90-е», когда витрина заставлена пивом, чипсами и какими-то железяками, но при этом написано «Форнетти».

И как вы наказываете нарушителей?

К наказанию мы прибегаем очень редко. Поскольку предметом франчайзинга в нашем случае является и товар в том числе, то самой действенной мерой пресечения нарушений оказывается прекращение отгрузки товара. Это происходит крайне редко. Мы не любим этот способ, потому что в первую очередь страдает наш потребитель. Но это очень действенный метод. Партнер делает все, чтобы восстановить наши поставки: бежит воспитывать и причесывать продавца, умывать его или попросту увольняет. После этого продажи в этих точках, как правило, вырастают до 25%.

В каких случаях вы прекращаете отношения с партнером?

Мы прекращаем продажи, когда киоск стоит в невыгодном месте. В 2004-2005 годах, когда о нас никто не знал, мы открывали торговые точки в разных местах. Если торговая точка находится в непроходном месте и продает мало, мы ее закрываем. Такой бизнес неинтересен ни нам, ни нашему партнеру-франчайзи. В других случаях мы продолжаем сотрудничать.

 

Георгий Емец, «Дело»

Читать также:

7 маркетинговых ошибок, разрушающих ваш бизнес

Менеджмент в условиях неопределенности внешней среды

Применение эталонных стратегий в бизнесе

Что такое франчайзинг?

Умейте отыскать свое место на рынке. Как заработать первый миллион

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua