Как защититься от мести на рабочем месте
Карьера - Прочее (Карьера)
30.04.2008

ImageУ большинства людей слово "месть" ассоциируется с фильмом "Убить Билла" или бразильскими сериалами. Те же, кому "повезло" столкнуться с местью на работе, знают -- жизнь бывает покруче тарантиновского кино! "Деньги" выяснили, как защитится от мести и стоит ли мстить обидчику.

Помощник юриста Алла Прилепа на собственном опыте знает, какова она -- начальничья месть. Девушка "провинилась" в том, что нашла в документе, составленном ее руководителем, ошибку. Алла сочла своим долгом сказать ему об этом. Возможно, все бы закончилось хорошо, если бы не клиенты юридической фирмы, которые стали свидетелями неприятной сцены.

"У начальника даже желваки на щеках начали ходить, так он разозлился", -- вспоминает Алла. После этого случая ее работа превратилась в настоящий ад. Оскорбленный юрист постоянно пытался поддеть свою помощницу, выставить ее на посмешище.
"К примеру, он давал мне действительно сложное задание, а потом при всех начинал возмущаться моей "бестолковостью". Несмотря на то, что с заданиями я все же справлялась!" -- рассказывает Алла. Она не выдержала постоянных придирок и вскоре уволилась.
Месть со стороны руководителя может разрушить карьеру сотрудника и серьезно отразиться на его финансовом состоянии. Лишение премий, назначение неугодному подчиненному дополнительных обязанностей или, наоборот, освобождение его от ведения проектов -- все эти инструменты мести доступны руководителям. И они могут ими воспользоваться.

Чтобы избежать необходимости защищаться от мести начальника, лучше не провоцировать конфликтных ситуаций -- стоит обходить острые углы и не нарываться (например, не критиковать начальника в присутствии посторонних, как в случае Аллы).
Когда ситуация уже произошла и пробудила в руководителе безжалостного мстителя, минимизировать потери поможет чистосердечная беседа с начальником, считает психолог Ольга Антоненко. 

"Если начальник вменяемый, стоит с ним просто поговорить. Узнать, чем вызвана его агрессия. Объяснить, что в той ситуации, которая его оскорбила, у вас не было дурных намерений", -- советует г-жа Антоненко.
Если же беседы не помогают, стоит подыскивать другую работу. Некоторые руководители, насытившись местью, успокаиваются. Но большинство начинают чувствовать вину перед сотрудником, а потому стремятся избавиться от него, в смысле -- уволить.
Есть и те, кто продолжает мстить бывшим подчиненным даже после их увольнения.

Дурная слава

У стоматолога Оксаны случился конфликт с главврачом, и девушка решила уволиться. Последнее, что она услышал, выходя из кабинета директрисы: "Для тебя карьера в этой сфере закончилась!"
Сначала девушка не приняла эту угрозу всерьез. Но, обойдя несколько клиник, убедилась -- разъяренная шефиня слов на ветер не бросала.
"К примеру, в одной частной стоматологической клиники после собеседования меня готовы были взять на работу, а через день позвонили и сказали, что я им не подхожу", -- рассказывает Оксана. На другом собеседовании девушке прямо задали вопрос о причине ее увольнения с прежнего места работы. Выяснилось, что ходят слухи о ее вопиющем непрофессионализме.
Оксана честно рассказала на собеседовании свою историю и попросила взять ее на испытательный срок. Ей поверили. Она быстро восстановила репутацию и была зачислена в штат.

Излюбленный способ руководителей отомстить неугодному сотруднику -- распустить слухи о его профнепригодности. Пострадавшему это может обойтись минимум в пару месячных зарплат. Тот, кто попал в подобную ситуацию, может действовать по примеру Оксаны, то есть честно рассказать будущему работодателю свою историю и предложить на практике оценить его профессионализм.
Но это возможно только в том случае, если пострадавшему известно о слухах, циркулирующих вокруг его персоны. Чтобы выяснить, не влияет ли на решение работодателей чье-то мнение, нужно внимательно следить за реакцией интервьюеров. Если на собеседовании они ведут себя насторожено, стоит прямо задать вопрос "Вы слышали обо мне что-то плохое?".

"Не бойтесь, если вам угрожают испортить профессиональную репутацию", -- успокаивает бизнес-консультант Катерина Плеханова. Чтобы руководитель смог привести свою угрозу в исполнение, он сам должен считаться авторитетом на рынке, иначе к его словам никто не прислушается. А подобных боссов не так много. Кроме того, успешные, реализовавшие себя люди редко прибегают к мести, считает г-жа Плеханова.
К тому же у мстителя должен быть очень широкий круг знакомств. Но и в этом случае вряд ли ему удастся заручиться поддержкой всех работодателей на рынке. 

Правда, сейчас есть доступный любому человеку способ распространения информации -- Интернет. Некоторые обозленные начальники добавляют подчиненного в черный список недобросовестных сотрудников на одном из множества посвященных этому сайтов, другие делятся информацией на специализированных форумах.
Хотя надо сказать, что с помощью всемирной Сети намного чаще мстят сами подчиненные.

"Веселые картинки"

В одной из компаний по продаже медицинского оборудования начальница уволила менеджера по продажам. А он в отместку создал сайт, посвященный ненавистной экс-шефине, где разместил ее фото в стиле "ню".
Фотографии, естественно, были продуктом программы PhotoShop, но выглядели очень натурально. Сайт со временем прикрыли, но месть удалась -- начальница здорово поволновалась из-за славы порнозвезды.

Руководитель контроля качества программных продуктов IT-компании Валерий Корош неоднократно сталкивался с местью через Интернет. Ведь ему по должности положено находить ошибки и недоработки в программных продуктах, и многие сотрудники недолюбливают Валерия.
"Чего только они не придумывают. То на компрометирующую рассылку меня подпишут, то анкету на сайте знакомств разместят, то на форумах под моим именем комменты дурацкие постят", -- рассказывает Валерий. Но он не обижается, предпочитая относиться к этому с юмором: "Что толку злиться?"
Ольга Антоненко уверена, молодой начальник выбрал верную тактику. "Агрессия и злость только раззадорят мстителей. Ведь именно такой реакции они и ждут. А спокойное и даже веселое отношение к происходящему вызовет уважение", -- считает психолог. 

Однако далеко не всем удается взять себя в руки в подобной ситуации и философски отнестись к мести подчиненных. Особенно если месть переходит границы мелкого пакостничества и начинает представлять серьезную угрозу карьере руководителя (примеров всевозможных "подстав" мы приводить не будем, дабы не провоцировать… -- Ред.)

Бизнес-тренер компании "Центр Управления Персоналом" Елена Нагира в таком случае советует обратиться за помощью к менеджеру по персоналу. "Он должен влиять на умозаключения и мировоззрение сотрудников с целью создать эффективную рабочую коммуникацию. Для этого менеджер по персоналу, собственно, и присутствует в штате", -- заключает г-жа Нагира.
Если такого менеджера в компании нет или он недостаточно компетентен, чтобы разобраться с "проказником", можно заручиться поддержкой высшего руководства. Например, попросить о проведении служебного расследования, особенно в случае предъявления серьезных обвинений. Правда, перед тем как идти "ябедничать" своему начальнику, стоит продумать ход беседы, чтобы не выглядеть параноиком. Так и до собственного увольнения недалеко.
Но подчеркиваем: повлиять на мстителя с помощь менеджера по персоналу или вышестоящего руководителя можно только в том случае, если сотрудник продолжает трудиться на благо компании. А если он уже уволился или его уволили? Мстительный экс-подчиненный в свободном полете -- угроза уже не лично начальству, а всему бизнесу.

Я вам всем покажу!

Повар Павел Петрюченко специализировался на изготовлении пасты в известном итальянском ресторане. Все шло хорошо, пока между молодым поваром и шефом не возник конфликт. Шеф-повар назвал парня бездарью и выругал в присутствии остальных сотрудников.
Павел решил уволиться. Он уже получил несколько предложений от конкурирующих ресторанов и остановил свой выбор на элитном ресторане европейской кухни. 

Но молодой человек не удовлетворился тем, что перешел работать к конкурентам. Он раскрыл новому руководству все фирменные рецепты и даже передал копию меню. 

Такое поведение оскорбленных экс-сотрудников -- не редкость. "Объектом мести часто становится не руководитель, который обидел сотрудника, а вся компания целиком", -- объясняет бизнес-консультант Катерина Плеханова. А самым популярным способом мести является переход на работу к конкурентам с последующим раскрытием секретов прежнего работодателя.

К сожалению, нейтрализовать оскорбленного специалиста постфактум практически невозможно. Порой не помогает даже заблаговременно подписанный договор о неразглашении тайны. Ведь для того чтобы привлечь бывшего сотрудника за нарушение подобного договора, его нужно поймать на горячем, а это зачастую невозможно. По крайней мере, сбор доказательств и последующее судебное разбирательство могут обойтись очень дорого, и компании предпочитают "не связываться". Поэтому лучше не доводить ситуацию до крайности.


"Расставаться с подчиненными надо в хороших отношениях. Нельзя, чтобы человек уходил из компании обиженным", -- напоминает г-жа Плеханова. Конечно, это удается не всегда, но попытаться стоит. Хотя бы в том случае, когда уходит специалист, имевший доступ к ценной информации. 

И напоследок. Мстить ли обидчику, будь то начальник или подчиненный, -- каждый решает сам. Но психологи уверяют: месть растрачивает внутренние силы человека, давая взамен лишь мимолетное чувство удовлетворения. Кроме того, тот, кто начинает мстить обидчику, словно бы вовлекается в грязную игру, опускаясь до уровня обидчика. И уже непонятно, кто поступает более низко -- мститель или его жертва. 

Кстати, повар Павел сейчас сожалеет о своем поступке: "Со временем я пересмотрел свою позицию, и теперь мне очень стыдно".
Психолог Ольга Антоненко уверена, лучшая месть -- забыть об обиде и обидчике и продолжать добиваться успехов в карьере независимо ни от чего.

ИТОГО: Месть проще предотвратить, чем исправить ее последствия. Но если момент упущен, не стоит злиться и пытаться отомстить в ответ. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации, -- проигнорировать мстителя и его месть.

Автор:Елена Буруль www.dengi-ua.com

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua