" />
Авто на выгодных условиях
28.10.2007
ImageОбъемы продаж авто в лизинг стремительно догоняют количество кредитных сделок, и, как считают эксперты, в будущем популярность услуги будет только расти.
Чтобы привлечь как можно больше клиентов, специализированные компании развивают несколько лизинговых схем, которые могли бы удовлетворить запросы как экономного частника, так и требующего особого подхода корпоративного клиента.

"Колеса" для бизнеса

Автомобильный бум, который наблюдается в Украине в последние два-три года, как нельзя лучше способствовал развитию лизинговых схем реализации транспорта. По словам менеджера по лизингу ООО "Оптима-лизинг"/Sixt Оксаны Гребенюк, объемы такого типа продаж в 2007 г. увеличились в 2,5 раза.

"Чаще этой услугой пользуются юридические лица, причем, к примеру, в нашем парке легковые автомобили преобладают над коммерческими", - рассказывает она.

С коллегой согласен и директор ООО "УкрАвтоЛизинг" Александр Скрипник. "В последнее время рынок лизинга в Украине растет очень интенсивно. По итогам исследования Международной финансовой корпорации, его динамика превышает 100% в год", - констатирует он. Эксперт также отмечает, что среди пользователей услуги лидируют компании, работающие в сегменте водного и железнодорожного транспорта. На втором месте по продажам - легковые автомобили, на третьем - машины для грузовых и пассажирских перевозок.

"При этом доля легкового транспорта постоянно растет. На конец 2006 г. в долгосрочной аренде находилось легковых автомобилей более чем на 700 млн грн", - рассказывает Скрипник. Генеральный директор ООО "Евро Лизинг" Роман Иваненко отмечает, что, согласно обзору этого рынка МФК, в начале 2006 г. портфель лизинговых договоров составил 344 млн долл., а в 2007 г. он увеличился до 716 млн долл.

Директор компании "АИС-Лизинг" Владимир Руденко говорит, что среди их клиентов также лидируют юридические лица и частные предприниматели. Большинство из них работают на строительном рынке, в сфере торговли и услуг, транспортных перевозок. При этом они одинаково активно приобретают как коммерческий и грузовой транспорт, так и легковые автомобили, хотя в последнее время стремительно растет популярность коммерческих машин средней грузоподъемности (типа "ГАЗ").

Кредит или лизинг?

Ажиотаж в данном сегменте вполне объясним. По словам Оксаны Гребенюк, преимуществами лизинга для юридических лиц являются экономия оборотных средств, оптимальное управление капитальными затратами, а именно: возможность относить на валовые расходы 50% платежей при оперативном и 70% - при финансовом лизинге.

Этот инструмент дает возможность расширить автопарк без крупных единовременных затрат и привлечения заемных средств. А в случае ДТП или ремонта клиенту предоставляется автомобиль взамен, что страхует компанию от потерь, связанных с простоями транспорта. Для частных лиц долгосрочная аренда интересна в первую очередь тем, что всю ответственность за машину берет на себя специализированная компания. Автолюбитель не занимается ни регистрацией транспорта, ни его страховкой, ни обслуживанием, что приходится делать в случае оформления покупки в кредит.

Среди других отличий от кредитной схемы Александр Скрипник называет большую гибкость лизинга - и продавец, и покупатель могут договориться о наиболее удобной для сторон схеме выплат. При этом срок аренды может существенно превышать временные рамки, предусматриваемые кредитными условиями большинства отечественных банков. Лизинг предполагает как выкуп авто, так и его замену на более современную модель или возврат компании.

"Таким образом, снижаются риски морального и физического износа машины", - резюмирует Скрипник.

Владимир Руденко считает, что главная выгода для пользователей заключается в том, что специализированная компания готова обеспечить авто дополнительным сервисом.

"К примеру, мы беремся организовать регистрацию машины в МРЭО и оплатить связанные с этим затраты. Предприятие также ведет бухгалтерскую отчетность по содержанию автомобиля, что немаловажно для корпоративных клиентов. Кроме того, мы разработали новые сервисы для заказчиков: техническое обслуживание транспорта, услуги Trade-In и предоставление подменного автомобиля, сезонная замена шин и пр.", - рассказывает г-н Руденко.

Путь к сердцу клиента

По словам Александра Скрипника, предложение на отечественном рынке лизинговых услуг достаточно обширное. На конец 2006 г. в стране работали более 60 специализированных компаний, причем их количество растет с каждым годом. На сегодняшний день практикуются две схемы долгосрочной аренды авто. Первая по условиям (первоначальный взнос, сроки рассрочки, процентная ставка) практически не отличается от банковского кредитования. Директор компании «АИС-Лизинг» Владимир Руденко добавляет, что автомобиль дается на срок от полутора до пяти лет.

"Стандартные условия лизинга на отечественном рынке примерно следующие: авансовый взнос от 0 до 30%, срок - от 12 до 84 месяцев. Валюта финансирования - гривни, евро или доллары США", - поясняет Роман Иваненко.

Во втором случае клиенту предлагается максимальный набор дополнительных услуг. В его список могут входить техническое обслуживание авто, обеспечение страхования, стоянки, медицинского освидетельствования водителя, хранения зимней резины, предоставление водителей или подменного транспорта на срок ремонта и пр. Но понятно, что за все это клиенту придется платить дополнительно.

В будущем, считает эксперт, будут развиваться оба подхода: тогда как одни компании предпочтут делать ставку на снижение стоимости услуги, другие сконцентрируют усилия на предоставлении максимального спектра предложений и повышении их качества.

Владимир Руденко полагает, что стоит ожидать качественного улучшения лизинговых схем и появления дополнительных «сервисных» продуктов, что будет способствовать дальнейшей популяризации аренды авто. «К примеру, у нас недавно запущена программа скоринга, позволяющая более оперативно оформлять документы и передавать авто клиенту. Ее внедрение способствовало росту объемов предоставления услуги. Скажем, если еще год назад наша компания заключила 50 договоров лизинга, то уже в 2007 г. цифра выросла в четыре раза», — подытоживает г-н Руденко. «Евро Лизинг» также предлагает инновационные продукты, к примеру, кредитную топливную карточку и программу по администрированию автопарка клиента Fleet-online, что, как рассчитывает Роман Иваненко, сделает услугу лизинга более выгодной для клиента, чем традиционный кредит.

Страховые нюансы

Страхование арендованных транспортных средств имеет ряд особенностей. В частности, обычные автовладельцы могут самостоятельно выбирать варианты страховых покрытий, например, покупая эконом-пакеты - полисы "не виновен", "выходного дня", или просто страховать машину только от риска ДТП. В то же время автомобили, взятые в лизинг, должны быть застрахованы от и до. Это означает, что полис КАСКО для них включает полный набор рисков - ДТП, угон, противоправные действия третьих лиц и стихийные бедствия, что, разумеется, стоит дороже. Еще одно существенное отличие состоит в том, что в качестве страхователя может выступать как лизингодатель - собственник авто, так и лизингополучатель - лицо, которое его эксплуатирует. В первом случае расходы, связанные со страхованием, включаются в сумму лизинговых платежей. Причем, если автомобилю будет нанесен ущерб, получателем страховой суммы станет компания, предоставившая машину.

В целом, по прогнозам экспертов, условия страхования больших лизинговых парков в будущем году ужесточатся. Тарифы для них могут возрасти как минимум на 10%. Специалисты утверждают, что в настоящее время именно этот сегмент отличается чрезмерно высокой частотой страховых случаев, а следовательно - и довольно высоким уровнем выплат СК.

Средняя стоимость страхования КАСКО для авто, взятых в аренду, сегодня колеблется в рамках 5–6% от страховой суммы (т. е. рыночной стоимости машины). Однако тариф зависит от многих факторов и может существенно различаться. Главные факторы, влияющие на цену полиса КАСКО - объем двигателя транспортного средства, территория действия полиса, категория ремонтопригодности марки/модели автомобиля, наличие противоугонных систем, условия договора страхования (наличие и размер франшизы, учитывается или нет износ деталей) и др. При этом, если авто страхуется без учета износа, тариф с каждым годом будет расти. "Так, для автотранспортных средств трехлетнего возраста он увеличится на 10–15, пятилетнего - на 20–25%", - рассказывает начальник отдела автотранспортного страхования ЗАО "Европейский страховой альянс" Сергей Торлин. Тариф напрямую зависит и от конкретной марки машины, поскольку стоимость ремонта для различного типа автомобилей существенно разнится.

Впрочем, эксперты утверждают, что в настоящее время условия страхования лизинговых транспортных средств являются более выгодными, чем, например, кредитных. "Стоимость страхования машин, передаваемых в аренду не очень крупному клиенту (юридическому лицу), зачастую ниже, чем для кредитных авто. Это связано с тем, что транспортные средства в кредит приобретают физические лица, а в лизинг - юридические, что дает им ряд преимуществ, таких как предоставление топлива, замена резины, прохождение техосмотра - всем этим занимается специализированная компания. По статистике именно такие небольшие парки юридических лиц являются для СК менее убыточными по сравнению с физическими лицами, а потому могут рассчитывать на более выгодные тарифы и условия", - говорит начальник управления корпоративного автотранспортного страхования СК "НОВА" Андрей Пашун.

Finance.ua

Читать также:

Интересные факты про долги 

Развенчание кредитных мифов. 

Поручительный риск 

Подвохи кредитных договоров 

Бесцельно прожитые деньги   

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua