" />
Налоговый кредит по ипотечному жилищному кредитованию
04.05.2008

ImageСт.5 Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" № 889-ІV от 22.05.2003 г. (далее – Закон № 889-ІV) предусмотрено право налогоплательщика на налоговый кредит, то есть право уменьшать сумму общего годового налогооблагаемого дохода такого налогоплательщика, полученного по результатам отчетного года на затраты, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов – физических или юридических лиц на протяжении отчетного года.

Перечень затрат, которые разрешается включать в состав налогового кредита приведен в п.5.3 ст. 5 Закона № 889-ІV. К таким затратам относятся, в частности и затраты на уплату суммы процентов по ипотечному кредиту, уплаченные на протяжении отчетного года.
П.п.5.3.2 Закона № 889-ІV, предусматривающий такое право, вступил в силу с 01.01.2006 г. Таким образом, в 2007 году по результатам 2006 года налогоплательщики впервые получили возможность вернуть из бюджета суммы излишне уплаченного налога с доходов физических лиц в связи с включением уплаченных сумм процентов по ипотечному жилищному кредитованию в налоговый кредит.
В соответствии с определением, приведенным в п. 1.5 Закона № 889-ІV, ипотечным жилищным кредитом является финансовый кредит, который предоставляется физическому лицу, обществу совладельцев квартир или жилищному кооперативу сроком не менее пяти полных календарных лет для финансирования затрат, связанных со строительством или приобретением квартиры (комнаты) или жилого дома (его части) (с учетом земли, которая находится под таким жилым домом, или приусадебного участка), которые предоставляются в собственность заемщика с принятием кредитором такого жилья (земли, которая находится под ним, или приусадебного участка) в залог.
Исходя из приведенного определения, могут быть сформулированы следующие условия, соблюдение которых в договоре ипотеки является необходимым для признания финансового кредита ипотечным жилищным кредитом в понимании этого Закона:
- срок кредита составляет не менее пяти полных календарных лет;
- целевым назначением кредита является финансирование затрат, связанных со строительством или приобретением квартиры (комнаты) или жилого дома (его части);
- право собственности на такую квартиру или жилой дом переходит к заемщику;
- кредитор принимает такое жилье в залог.
Объектом ипотечного жилого кредитования может быть квартира, комната в квартире, жилой дом или часть жилого дома. След обратить внимание, что часть жилого дома, согласно Закону Украины "Об ипотеке" № 898-ІV от 05.06.2003 г. (далее – Закон об ипотеке), может быть предметом ипотеки лишь после ее выделение в натуре и регистрации права собственности на нее как на отдельный объект недвижимости.
Однако, если часть объекта недвижимости принадлежит лицу на праве общей долевой собственности, такой владелец может передать в ипотеку свою долю в общем имуществе и без выделения ее в натуре в случае наличия нотариально удостоверенного согласия всех совладельцев на такую передачу.
Законом № 889-ІV предусмотрен еще один обязательный признак объекта ипотеки, по которому налогоплательщик намерен включить суммы уплаченных процентов в налоговый кредит: объект ипотеки – жилой дом, его часть, квартира или комната в квартире должны быть определенны налогоплательщиком в качестве его основного местожительства .
Определение жилья как основного местожительства носит условный и субъективный характер, поскольку законодательством понятия "основное местожительство " четко не определено.
Согласно Закону Украины "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине" № 1382-ІV от 11.12.2003 г., местожительством считается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев.
С целью избежания сомнений, которые могут возникнуть у налоговых органов относительно наличия права на налоговый кредит по уплаченным процентами по ипотечному жилищному кредитованию, налогоплательщик может подать вместе с декларацией копию паспорта с отметкой о регистрации местожительства именно по адресу объекта ипотеки. Однако, ни Закон № 889-ІV, ни Инструкция о налоговом кредите, утв. Приказом ГНА Украины №442 от 22.09.2003 г. (далее – Инструкция о налоговом кредите) не предусматривают такой обязанности для налогоплательщиков.
Поэтому, достаточным доказательством определения объекта ипотеки в качестве основного местожительства налогоплательщика является соответствующее заявление такого плательщика, представленное в налоговый орган или указание об этом в годовой декларации.
Объектом ипотечного жилого кредитования могут быть не только затраты, связанные с приобретением жилья, а и затраты, связанные со строительством жилого дома. В этом случае также достаточным является субъективное определение налогоплательщиком этого объекта в качестве его будущего основного местожительства .
Закон № 889-ІУ содержит определенные требования относительно субъекта права на включение в состав налогового кредита сумм процентов, уплаченных по ипотченому жилищному кредиту.
Во-первых, налогоплательщик должен быть резидентом Украины, то есть лицом, которое имеет местожительство в Украине. Из этого следует вывод, что и объект ипотеки должен быть расположен именно на территории Украины, поскольку этот объект должен быть определен лицом как основное место его проживания. В случае потери налогоплательщиком резидентского статуса, а также при выезде такого плательщика за границы Украины (с потерей резидентского статуса или без такой), такой плательщик досрочно лишается права на включение части суммы процентов по ипотечному жилищному кредиту в состав налогового кредита.
Кроме того, след обратить внимание на тот факт, что согласно определению налогового кредита, приведенного в п.1.16. ст.1 Закона № 889-ІV, ипотекодержатель также должен быть резидентом Украины.
Во-вторых, налогоплательщик, имеющий намерение включить суммы процентов по ипотечному жилищному кредиту, должен достичь 18 - летнего возраста. Приведенное правило не применяется, если:
а) объект ипотеки находится в общей долевой или общей совместной собственности супругов, один из которых моложе 18-летнего возраста;
б) по условиям завещания объект ипотеки передается по наследству физическому лицу, которое моложе 18-летнего возраста.
В-третьих, налогоплательщик, имеющий намерение получить налоговый кредит, должен иметь индивидуальный идентификационный номер (п.5.4.1 Закона № 889-ІУ). Таким образом, лица, которые по своим религиозным или иным убеждениям отказываются от принятия идентификационного номера, автоматически лишаются и права на налоговый кредит. Приведенное ограничение права на налоговый кредит для лиц, которые отказались от идентификационных номеров, противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленного в ст. 24 Конституции Украины.
Учитывая, что нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия, следует ожидать большое количество обращений в суд такими лицами за защитой своих нарушенных конституционных прав.
Порядок расчета суммы уплаченных процентов по ипотечному жилищному кредиту, которые могут быть отнесены в состав налогового кредита налогоплательщика, предусмотрен ст. 10 Закона № 889-ІV. Согласно п. 10.2. этой статьи, часть суммы процентов, которая включается в состав налогового кредита налогоплательщика - заемщика ипотечного жилищного кредита, равняется произведению суммы процентов, фактически уплаченных налогоплательщиком на протяжении отчетного налогового года в счет его погашения, на коэффициент, который рассчитывается по такой формуле:
К = МП / ФП, где
К - коэффициент;
МП - минимальная общая площадь жилья, которая равняется 100 квадратным метрам;
ФП - фактическая общая площадь жилья, которое строится (приобретается) налогоплательщиком за счет ипотечного кредита.
Если этот коэффициент является большим единицы, то в состав налогового кредита включается сумма фактически уплаченных процентов за ипотечным кредитом без применения такого коэффициента.
Таким образом, размер налогового кредита по процентам, уплаченным по ипотечному жилищному кредитованию, зависит, в частности, от следующих факторов:
- минимальная общая площадь жилья, которая определена в Законе № 889 в размере 100 кв. м.;
- фактическая общая площадь жилья, которое строится или приобретается за счет ипотечного жилищного кредитования;
- доход гражданина в виде заработной платы (по общему правилу, сумма налогового кредита не может превышать суммы общего налогооблагаемого дохода налогоплательщика , полученного на протяжении отчетного года в качестве заработной платы).
Рассмотрим на числовом примере порядок определения суммы налогового кредита по ипотечному жилищному кредитованию.
За год гражданин получил доход в виде заработной платы в сумме 24000 грн.
Были проведены удержания из заработной платы:
– в Пенсионный фонд (2 %) – 480 грн.;
– в Фонд социального страхования по временной утере трудоспособности (1 %) – 240 грн.;
– в Фонду социального страхования на случай безработицы (0,5 %) – 120 грн.
Начислен и удержан налог с дохода:
(24000 – 480 – 240 – 120) х 13 % = 3010,80 грн.
На протяжении года уплачены проценты по ипотечному жилищному кредиту в сумме 10000 грн. Площадь приобретенного жилья меньше 100 кв. м.
В случае предоставления после окончания года налоговой декларации будет проведен такой расчет:
(24000 – 480 – 240 – 120 – 10000) х 13 % = 1710,80 грн.
Таким образом, из бюджета подлежит возвращению сумма:
3010,80 грн. – 1710,80 грн. = 1300 грн.
При подготовке документов на возмещение излишне уплаченного налога с доходов физических лиц в связи с включением в налоговый кредит сумм процентов, уплаченных по ипотечному жилищному кредитованию, следует обратить внимание на такие моменты.
Согласно п.п.3.1.1 Инструкции о налоговом кредите, сумма фактически уплаченных процентов по ипотечному кредиту должна быть документально подтверждена налогоплательщиком наличием договора об ипотечном кредите и платежных документов, которые свидетельствуют о перечислении средств в счет погашения такого кредита на протяжении отчетного налогового года (счет с отметкой кассы о перечислении средств, платежное поручение банка с отметкой о перечислении средств).
С целью облегчения расчета суммы процентов, которые налогоплательщик имеет право включить в налоговый кредит, целесообразным видится в счетах с отметкой кассы о перечислении средств или в платежных поручениях банка указывать отдельно основную сумму долга, отдельно - сумму процентов за пользование ипотечным кредитом.
Закон № 889-IV (п. 10.5 ст. 10) устанавливает ограничение, согласно с которым право на включение в состав налогового кредита суммы, рассчитанной согласно этой статье, предоставляется налогоплательщику не чаще, чем один раз за 10 календарных лет начиная с года, в котором объект жилищной ипотеки приобретается или начинает строиться.
Если ипотечный жилищный кредит имеет срок погашения больше чем 10 календарных лет, право на включение части суммы процентов в состав налогового кредита по новому ипотечному жилищному кредиту возникает у налогоплательщика после полного погашения основной суммы и процентов предыдущего ипотечного жилищного кредита.
В случае если супруги, в общей совместной собственности которых находился объект ипотеки, разводятся, то указанные сроки распространяются на бывшего члена семьи, в собственности которого остается объект ипотеки, а в случае раздела такого объекта между бывшими членами семьи - на каждого такого члена.
Налогоплательщик имеет право восстановить право на включение части суммы процентов, фактически уплаченных по новому ипотечному жилищному кредиту, в состав налогового кредита без соблюдения указанных сроков в случае:
а) принудительной продажи или конфискации объекта ипотеки в случаях, предусмотренных законом;
б) ликвидации объекта жилищной ипотеки по решению органа местной власти в случаях, предусмотренных законом;
в) разрушение объекта жилищной ипотеки или признание его непригодным для использования в следствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора);
г) продажи объекта ипотеки в связи с неплатежеспособностью (банкротством) налогоплательщика.
Законом № 889-ІV предусмотрены определенные особенности механизма отнесения в состав налогового кредита затрат на уплату процентов, понесенных супругами.
По общему правилу, право на включение в состав налогового кредита части суммы процентов, фактически уплаченной по ипотечному жилищному кредитованию, предоставляется одному из членов семьи, в общей долевой или общей совместной собственности которого находится объект ипотеки. При этом Закон содержит оговорку, что кредитное соглашение должно быть подписано обоими членами такой семьи или одним из членов семьи при наличии нотариально заверенной доверенности другого члена семьи на такое подписание.
В случае развода, право на включение в состав налогового кредита части суммы процентов, фактически уплаченных по ипотечному жилищному кредитованию, получает налогоплательщик , в собственности которого остается по договоренности сторон или по решению суда такой объект ипотеки.
Если вследствие развода объект ипотеки делится между бывшими членами семьи, то право на включение в состав налогового кредита части суммы процентов по ипотечному жилищному кредиту имеют оба бывших члена семьи согласно распределенной между ними обязанности по погашению суммы такого кредита и процентов по нему, если такое распределение предусмотрено кредитным ипотечным договором.
Если член семьи, который имел право на включение в состав налогового кредита части суммы процентов по ипотечному жилищному кредиту, умирает или признается по решению суда умершим или безвестно отсутствующим, то такое право переходит к другому члену семьи начиная с процентов, уплаченных с начала отчетного года, на который приходится такая смерть или такое решение суда.
Следует обратить внимание, что согласно п.18.8. Закона № 889-ІУ, сумма средств, которая подлежит возврату налогоплательщику, зачисляется на его банковский счет, открытый в любом коммерческом банке, или высылается почтовым переводом по адресу, указанному в декларации, на протяжении 60 календарных дней со дня получения такой декларации. За неполное или несвоевременное возвращение суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие применения права на налоговый кредит, п. 20.4.2 Закона № 889-ІУ предусматривает начисление и уплату налогоплательщику следующих штрафов:
если налогоплательщик не получает такую сумму в срок, определенный этим Законом, при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока выплаты, - в размере 10 процентов от такой суммы;
если налогоплательщик не получает такую сумму в срок, определенный Законом, при задержке от 31 до 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока выплаты, - в размере 50 процентов от такой суммы;
если налогоплательщик не получает такую сумму в срок, определенный Законом, при задержке от 91 календарного дня, следующего за последним днем предельного срока выплаты, - в размере 100 процентов от такой суммы.
Начисление таких штрафов самостоятельно осуществляется органом Государственного казначейства Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В случае, если указанные штрафные санкции применяются вследствие занижения налоговым органом размера расчета суммы излишне уплаченного налога, суммы таких санкций взимаются в бесспорном порядке с бюджетного счета, предназначенного для содержания соответствующего налогового органа.
Практика возвращения сумм налога с доходов физических лиц в связи с включением в состав налогового кредита суммы средств, уплаченных налогоплательщиком в пользу учебных заведений для компенсации стоимости средней профессиональной или высшей формы обучения, дает основания утверждать о возможных нарушениях Закона № 889-ІV, которые будут иметь место со стороны налоговых органов при решении вопроса относительно возвращения излишне уплаченных сумм налога с доходов физических лиц в связи с включением сумм процентов по ипотечному жилищному кредитованию.
ГНА Украины неоднократно в своих письмах отмечала, что при определении суммы излишне уплаченного налога, которая должна быть возвращена налогоплательщику вследствие применения права на налоговый кредит, след выходить не из общего годового налогооблагаемого дохода, а из суммы общего годового дохода, то есть из суммы дохода до уменьшения ее на суммы сбора в Пенсионный фонд Украины или взносов в фонд общеобязательного государственного социального страхования, которые в соответствии с законом взимаются за счет дохода наемного работника.
Указанная позиция ГНА Украины привела к многочисленному количеству судебных дел по искам налогоплательщиков, которые в большинстве своем разрешались судами в пользу плательщиков налога.
Так, постановлением Святошинского районного суда г. Киева от 26.01.2006 г. были удовлетворены исковые требования гр. Ф и взыскано с Государственной налоговой инспекции в пользу Ф. сумму излишне уплаченного налога с доходов физических лиц вследствие применения права на налоговый кредит в размере 120,47 грн. и штраф за неполное возвращение суммы излишне уплаченного налога вследствие применения права на налоговый кредит в размере 120,47 грн. Свое решение суд мотивировал тем, что согласно п.1.16 Закона № 889-ІУ, налоговый кредит – сумма затрат, которые налогоплательщик – резидент понес в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов - физических или юридических лиц на протяжении отчетного года, на сумму которых разрешается уменьшение суммы его общего годового налогооблагаемого дохода, в состав которого включаются доходы в виде заработной платы.
Согласно п.3.5 этого Закона, при начислении доходов в виде заработной платы, объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины или взносов в фонд общеобязательного государственного социального страхования, которые согласно закону удерживаются за счет дохода наемного работника.
Таким образом, суд пришел к выводу, что при расчете суммы излишне уплаченного налога следует исходить выходить именно из размера годового налогооблагаемого дохода (общего годового дохода за вычетом сбора в Пенсионный Фонд Украины и взносов в фонд общеобязательного государственного социального страхования).
Приведенная судебная практика может пригодиться налогоплательщикам , которые изъявят желание воспользоваться правом на налоговый кредит по ипотечному жилищному кредитованию, поскольку приведенные нарушения со стороны налоговых органов и в дальнейшем будут иметь место.
И в завершение следует отметить, что согласно п.5.4.3 Закона № 889-ІУ, налогоплательщик, который не воспользовался правом на налоговый кредит по результатам отчетного года, теряет такое право в следующих налоговых периодах. Поэтому лица, желающие получить возмещение излишне уплаченного налога с доходов физических лиц, должны подать в налоговую инспекцию по месту своего налогового адреса годовую налоговую декларацию до 1 апреля года, следующего за отчетным или прислать ее по почте с уведомлением о вручении не позднее, чем за десять дней до окончания предельного срока представления такой декларации.

http://vileon.com.ua/

Читать также:

Налоговый кредит: как вернуть свое

Как отчитаться о доходах и что будет, если этого не сделать

Как правильно заполнить декларацию о доходах

Как оценить квадратные метры

Как можно избежать уплаты сбора в пенсионный фонд при покупке жилья

 

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua