Перечисление налога с доходов физических лиц структурными подразделениями
Бизнес - Налоги
16.05.2008

ImageСо вступлением в силу Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц", предприятия, которые имеют сложную многоуровневую организационную структуру, столкнулись с определенными трудностями, связанными с порядком уплаты (перечисления) налога из доходов работников структурных подразделений, расположенных на территории другой территориальной общины, чем основное предприятие.

Путаница, возникшая вокруг этого вопроса, связанна прежде всего с тем, что нормы Бюджетного кодекса, к которым отсылает п.16.1.Закона "О налоге с доходов физических лиц" определяя порядок зачисления в бюджет сумм налога с доходов, применяет довольно неконкретизированное понятие "подразделение".

Так, частью 3 ст. 64 Бюджетного кодекса Украины предусмотрено, что налог с доходов физических лиц, который уплачивает юридическое лицо (работодатель) зачисляется в соответствующий местный бюджет по его местонахождению и местонахождению его подразделений.

Какие же именно подразделения предприятия имеются в виду в приведенной норме Бюджетного кодекса?

Действующее законодательство Украины предусматривает возможность создания юридическими лицами за пределами своего местонахождения разных видов подразделений, не ограничивая права предприятий самостоятельно определять, какой именно вид подразделения будет создан.

Однако, в зависимости от избранной предприятием формы подразделения, будет определяться его правовой и налоговый статус.

Хозяйственный кодекс Украины (в частности, ст. 64) различает следующие виды подразделений предприятия:
- производственные структурные подразделения (производства, цеха, отделения, участки, бригады, бюро, лаборатории и т.п.);
- функциональные структурные подразделения (управления, отделы, бюро, службы и т.п.).

При этом, след различать обособленные структурные подразделения, то есть подразделения, которые имеют статус субъекта хозяйствования и осуществляют свою деятельность от имени хозяйственной организации без статуса юридического лица. Обособленными могут быть как производственные, так и функциональные структурные подразделения.

Обособленные подразделения содержат следующие признаки:
- они являются субъектами хозяйствования, то есть являются участниками хозяйственных отношений, осуществляют хозяйственную деятельность, имеют обособленное имущество, осуществляя относительно него право оперативного использования или другое имущественное право и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества (ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины);
- могут иметь счета в банках и осуществлять финансовые операции;
- руководители таких подразделений имеют доверенности от основного предприятия и могут быть наделены правом заключать (подписывать) соглашения (в т.ч. трудовые) ;
- создание таких подразделений подлежит согласованию с местными органами власти.
Другие структурные подразделения таких признаков не содержат.

В п.16.3 Закона "О налоге из доходов физических лиц" приведены субъекты хозяйствования, которые применяют установленный статьей 16 этого Закона порядок уплаты (перечисления) налога с доходов, среди которых:

- юридические лица, в т.ч. такие, которые имеют филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, расположенные на территории другой территориальной общины,
- обособленные подразделения юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлены полномочия по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в бюджет налога.

Сумма налога за отчетный месяц, которая подлежит перечислению в местный бюджет по местонахождению таких обособленных подразделений, определяется юридическим лицом или уполномоченным подразделением самостоятельно, исходя из общего количества граждан, работающих в этих подразделениях, и суммы выплаченного (начисленного) налогооблагаемого дохода.

Как видим, в приведенных нормах Закона речь идет именно об обособленных подразделениях предприятия, а не о любых других структурных подразделениях. В ст. 16 Закона нет ни одного упоминания о иных структурных подразделениях предприятия.

При этом, Закон различает обособленные подразделения, которые наделены полномочиями по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в бюджет налога, и обособленные подразделения, у которых такие полномочия отсутствуют.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что налог с доходов физических лиц следует уплачивать (перечислять):
юридическим лицам – в местные бюджеты по своему местонахождению;
юридическим лицам за обособленные подразделения, которые не наделены полномочиями по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в бюджет налога – в местные бюджеты по местонахождению таких обособленных подразделений;
обособленным подразделениям юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлены полномочия по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в бюджет налога – в местные бюджеты по своему местонахождению.

Однако, органы государственной налоговой службы имеют по этому поводу другую точку зрения. Согласно Налоговому разъяснению ГНА Украины, которое было утверждено Приказом от 22.04.2004г. №232:
хозяйственная организация должна находиться на учете в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению (регистрации) и платить налог в бюджет по своему местонахождению;

филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, наделенные полномочиями по начислению и уплате налога с доходов физических лиц или обособленные подразделения, включенные в ЕГРПОУ, должны быть поставлены на учет в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению и уплачивать налог в бюджет по своему местонахождению;

вместо структурных подразделов, которые не включены в ЕГРПОУ и не наделены полномочиями по начислению и уплате налога с доходов физических лиц, на учете должны находиться хозяйственные организации в органах государственной налоговой службы по местонахождению таких структурных единиц как плательщики отдельного налога (налога с доходов физических лиц) и перечислять налог с доходов в местные бюджеты по местонахождению таких структурных подразделений.

Как видим, налоговики, в отличие от существующей в законодательстве классификации структурных подразделений предприятия, предлагают свою классификацию в зависимости от наличия сведений о подразделении в ЄГРПОУ:

- обособленные подразделения, включенные в ЕГРПОУ;
- структурные подразделения, которые не включены к ЄГРПОУ.

Однако, с такой классификацией нельзя согласиться, поскольку Хозяйственный кодекс определяет, что обязательной государственной регистрации подлежат лишь обособленные структурные подразделения предприятия (ст.64). Другие подразделения регистрации в органах государственной власти не подлежат, поэтому, соответственно, и не могут быть включены в ЕГРПОУ.

В Законе Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей" также указано, что в Единый государственный реестр вносится информация об обособленных подразделениях предприятия.

Таким образом, органами ГНС в приведенном налоговом разъяснении дается расширенное толкование норм Закона "О налоге с доходов физических лиц" и других положений действующего законодательства.

Напомним, что согласно п.п.4.4.2. ст. 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" налоговое разъяснение является лишь обнародованием официального понимания отдельных положений налогового законодательства уполномоченными на это контролирующими органами, которое используется при обосновании их решений во время проведения апелляционных процедур. Налоговое разъяснение не имеет силы нормативно-правового акта, то есть не может устанавливать, изменять или отменять нормы права и порождать обязанности субъектов.

Однако, после утверждения приведенного налогового разъяснения, многие предприятия получили письма от налоговых органов с требованиями встать на налоговый учет в органах государственной налоговой службы по местонахождению структурных подразделений, не включенных в ЕГРПОУ, со ссылками на вышеуказанное Налоговое разъяснение как на норму законодательства.

Подытоживая изложенное, укажем, что предприятия, которые имеют структурные подразделения, расположенные в другой местности, не содержащие признаков обособленых подразделений (не включенны в ЕГРПОУ), разрешая вопрос уплаты (перечисления) налога с доходов физических лиц - работников таких подразделений, имеют два пути его разрешения:
либо согласиться с предложенным в Налоговом разъяснении порядком уплаты (перечисления) налога с доходов, а именно, встать на учет в органах государственной налоговой службы по местонахождению таких структурных подразделений в качестве плательщика отдельного налога – налога с доходов физических лиц и перечислять суммы налога в соответствующие местные бюджеты;
либо уплачивать (пересчитывать) налог с доходов физических лиц - работников таких структурных подразделений по своему местонахождению, обосновывая такую позицию приведенными выше нормами законодательства.

«Vileon»

Читать также:

Кассовый метод налогового учета НДС

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua