Сдача "электронной" отчетности – дело добровольное?
Бизнес - Налоги
16.06.2008

ImageРедакция газеты "Частный предприниматель" получила от народного депутата Украины Ксении Ляпиной возмущенное письмо предпринимателя, которое не оставило ее равнодушной. Добровольно-принудительные требования налоговиков представлять отчетность в электронном виде при отсутствии законодательной базы возмущает многих предпринимателей.

 Но не все готовы говорить об этом вслух. А один предприниматель из г. Харькова не выдержал и отправил "крик души" в письме народному депутату Украины, в котором сообщил о "новых способах и методах вымогательства" со стороны Государственной налоговой администрации Украины, связанных с электронной отчетностью.

Ксения Михайловна направила письмо предпринимателя и запрос в ГНА Украины и получила официальный ответ.

Поскольку затронутая проблема общественно значима не только для предпринимателей г. Харькова, но и всех предпринимателей Украины, мы решили опубликовать оба письма и комментарий Ксении Ляпиной, тем более, что она рекомендует предпринимателям на местах использовать это письмо в качестве "охранной грамоты".

Автор письма, частный предприниматель, считает, что ситуация, когда налогоплательщиков заставляют сдавать отчеты по своим правилам, – одна из легализованных схем вымогательства в особо крупных размерах. Ниже сокращенно приведем "крик души" предпринимателя.

 

Письмо бизнесмена

"…Это письмо следствие разочарования в действиях правительства, в частности ДПА Украины и желание проявить одну из легализованных схем вымогательства в особо крупных размерах. Вместо надежды на лучшее, к сожалению, приходится еще и еще раз убедиться, что власти, заявляя на словах о борьбе с коррупцией, о содействии развитию предпринимательства и среднего бизнеса в стране, – на деле поступают с точностью до наоборот. Чего стоят только маневры со сдачей отчетности в электронном виде. Год назад уговаривали переходить на сдачу отчетов через Интернет. Предприятия заключили договоры, получили ключи, более года осуществляли сдачу отчетов через Интернет. Что же делает правительство в лице ДПА (в частности, в Харькове, Червонозоводской район)? Вдруг решили, что надо изменить ключи для шифрования отчетов. А для этого надо перезаключать договоры, купить программу у определенных (аккредитованных) ДПА фирм и ежегодно платить им за, так сказать, "обслуживание". Было бесплатно – а теперь постоянный, регулярный сбор – и не в казну, а через свои фирмы, в чьи-то карманы.

<…>

Налицо скрытое вымогательство. Для ДПА становится выгодным постоянно что-то менять. С каждого предприятия по 90 грн. за один ключ (ключей, в стандартном случае, три), плюс 300–500 грн. за программу. Умножьте на количество предприятий в Украине. Плюс ежемесячные обязательные платежи за обновление программы (от 50 до 150 грн. в месяц) и разные сборы за добровольно-принудительные придуманные услуги, о которых никто и не просит. Особенно возмущает то, что предприниматели должны платить, чтобы работникам налоговой было удобнее и быстрее обрабатывать их отчеты, за уменьшение объема работы налоговиков, а не их.

<…>

Что это, если не узаконенное вымогательство с коррумпированным лоббированием?

Ведь если это не остановить, то кто-то приготовился обобрать 60–80% всех предпринимателей и юридических лиц (такое их количество сдает отчеты через Интернет), положить себе в карманы очень и очень приличные денежные средства.

До свидания. С уважением, но без желания представляться…"

 

От редакции

После прочтения этих строк, полных отчаяния и усталости от постоянного преодоления все новых и новых "сюрпризов" со стороны контролирующих органов, возникают разные вопросы. Например, сколько можно испытывать терпение предпринимателей? Или: может ли предприниматель быть исполнительным и законопослушным в условиях несоблюдения законов чиновниками в стране? Почему предпринимателей лишают права выбора и не принимают отчетность, если она подготовлена не в той программе, которая удобна работникам ГНАУ, о бумажном варианте речь вообще не идет – его просто не принимают. А то, что приобретение ключей и новой программы требует дополнительных расходов, никого не волнует. Налоговикам так удобнее, и все тут. Что же касается фактов, указанных автором в связи с электронной отчетностью, то действительно, в Украине в настоящее время действуют три аккредитованных центра сертификации, которые выдают электронные ключи, признаваемые "годными" в налоговой службе и Пенсионном фонде. Остальные центры, их (по имеющимся данным) еще три, были неаккредитованы (возможно уже прошли аккредитацию). Именно сертификационные центры установили правило ежегодно менять электронные ключи и, конечно же, ежегодно брать за это плату – и как результат – постоянный запланированный доход. Как же иначе специалисты сертификационных центров заработают себе зарплату? Но при чем же здесь кошелек предпринимателя? Зачем ему такое постоянство? А никто и не спрашивает и не объясняет. Нам, журналистам, в одном из центров сказали, что таковы правила, но кто их придумал, сказать не смогли.

Вот и выходит, что не зря возмущается автор письма, когда пишет: "Лучше уж пусть открыто грабят, чем так, прикрываясь разными предлогами и считая нас всех дураками".

Что же делать? Может, совсем отказаться от таких "добрых услуг" и продолжать работать по старинке: писать свои отчеты на бумаге? К сожалению, не получится. Налоговики на местах уже не просят, а требуют отчеты в электронном виде. Это нам подтвердили как наши Днепропетровские предприниматели, так и читатели из других городов.

 

Комментарий Ксении Ляпиной

Это действительно крик души предпринимателя. Вновь накипело, наболело и прорвалось наружу.

Какой выход можно найти в сложившейся ситуации? Понять – кому нужна электронная отчетность.

Изначально эти программы предлагали как бесплатный продукт, значит, существовала возможность финансирования внедрения этого продукта. И тогда было удобно всем: предприниматели экономили время, не стоя в очередях, а налоговая получала отчетность в удобной для дальнейшей работы форме. Все логично – одни предоставляли программу, а другие заполняли данные. Существовал баланс интересов. А теперь радость только у налоговиков, поскольку они по-прежнему получают желаемое – отчеты в электронном виде. При этом совсем не исключен вариант, что кто-то получил "откаты" от фирм, которые получили шанс стать аккредитованными сертификационными центрами. Кто решал эти вопросы? Как выбирали программные продукты? Почему отдали предпочтение именно этим центрам? Этого не знает никто, поскольку нет прозрачности в процессе отбора. А значит, есть основание считать, что использовался метод, давно понравившийся некоторым нашим чиновникам – чей подарок больше, тот и лучше.

Вновь возвращаемся к вопросу: кому это в принципе нужно? Предпринимателям? Нет. Следовательно, их должны чем-то заинтересовать. Ведь если одним из преимуществ электронной формы отчетности является экономия времени, то дополнительные финансовые расходы – и немаленькие – преимуществом не назовешь. В чем тогда выигрыш? Чем решили стимулировать предпринимателей? Налоговики, как всегда, использовали наиболее простой способ – метод принуждения, а именно играть по правилам, удобным им. Хотя непонятно, почему предприниматели должны платить за то, чтобы налоговикам было легче выполнять свои служебные обязанности?

Считаю, что необходимо проинформировать всех предпринимателей: электронная отчетность – сугубо добровольное дело. Так и только так! У нас есть письмо господина Буряка (приведено ниже – ред.), где черным по белому написано: никто не вправе заставить налогоплательщиков сдавать отчетность только в электронной форме. Рекомендую сделать копию письма и предъявлять его как весомым аргумент, тем налоговикам на местном уровне, которые занимаются непозволительной самодеятельностью в своей работе.

Что касается требования ежегодно обновлять ключи, скажу так: ни в каком законе не установлен такой порядок. Это просто выгодно данной системе. Подобные меры выглядят как способ легко заработать деньги на предпринимателях, совершенно с ними не считаясь.

Уверена: необходимо максимально упрощать и удешевлять все шаги, связанные с внедрением электронной отчетности. Тогда бизнесмены примут новые условия, естественно.

Хочу дать несколько рекомендаций предпринимателям по поводу обсуждаемой проблемы.

 

  • Не стоит бояться налоговиков на местах и подчиняться их незаконным требованиям. Нет закона, требующего представления отчетности только в электронной форме. Выбор за предпринимателем – оформлять отчетность на бумажных или электронных носителях.
  • Стабильность – основа высоких результатов предпринимательской деятельности. Поэтому желательно, чтобы электронные ключи оставались неизменными и служили как можно больший срок. Это требование следует выдвигать и отстаивать на разных уровнях.
  • Нельзя опускать руки, нужно активно писать обращения не только в ГНА Украины, но и в Госкомпредпринимательства, Кабмин. Объединяться и выступать всем месте от именно общественных организаций против кабальных условий.

А вот ответ ГНА Украины на письмо бизнесмена

Лист Державної податкової адміністрації України

від 24.04.2008 р. № 198/4/28-0510

Про подання звітності в електронному вигляді

Народному депутату України

К. М. Ляпіній

Шановна Ксеніє Михайлівно!

На Ваш лист від 16.04.08 №198/08… про створення штучних проблем при наданні звітності в електронному вигляді Державна податкова адміністрація України повідомляє.

Подання звітності в електронному вигляді – це пріоритетний напрям у розвитку партнерських стосунків між органами ДПС та платниками податків, тому ДПА України приділяє велику увагу питанню подання податкової звітності в електронному вигляді згідно з чинним законодавством.

Відповідно до вимог статті 5 Закону України від 22 травня 2003 року № 852-ІV "Про електронний цифровий підпис" (далі – Закон) органи державної влади, органи місцевого самоврядування, підприємства, установи та організації державної форми власності для засвідчення чинності відкритого ключа використовують лише посилений сертифікат ключа. Стаття 3 Закону визначає, що електронний цифровий підпис (далі – ЕЦП) за правовим статусом прирівнюється до власноручного підпису (печатки) у разі, якщо електронний цифровий підпис підтверджено з використанням посиленого сертифіката ключа за допомогою надійних засобів цифрового підпису, тобто засобів електронного цифрового підпису, що мають сертифікат відповідності або позитивний експертний висновок за результатами державної експертизи у сфері криптографічного захисту інформації.

Починаючи з червня 2006 року, в органах ДПС використовувалось безкоштовне програмне забезпечення "Нотар", яке діяло виключно з метою опрацювання технологічного процесу приймання податкової звітності в електронному вигляді*. Зазначене програмне забезпечення не відповідає вимогам Закону, було знято із розповсюдження та не підтримується ДПА України.

З метою дотримання вимог чинного законодавства, впровадження, налагодження та застосування безпаперових технологій подання податкової звітності в електронній формі ДПА України укладені договори з акредитованими центрами сертифікації ключів (далі – ЦСК), а саме: ТОВ "Український сертифікаційний центр", ЗАТ "Інфраструктура відкритих ключів", ТОВ "Арт-мастер", ДП "Українські спеціальні системи" та ТОВ НВФ "Українські національні інформаційні системи".

Дані ЦСК відповідно до статті 9 Закону пройшли акредитацію у центральному засвідчувальному органі, який визначається Кабінетом Міністрів України.

Послуги цих ЦСК є платними, тому ДПА України досягнуті домовленості із ЦСК щодо безкоштовного надання ключів ЕЦП платникам податків, які користувалися програмним забезпеченням "Нотар", на термін дії договорів або за домовленістю на рік. Також вказаними центрами проводяться акції з розповсюдження ключів електронного цифрового підпису за ціною 5 гривень.

У зв'язку із змінами відповідно до чинного законодавства форм податкової звітності та порядків їх подання для полегшення ведення бухгалтерського та податкового обліку розроблені такими фірмами, як фірма "АВВYY Україна" (розробник 1С), ТОВ "Парус", ТОВ "Бест-Звіт" та інші, бухгалтерські програми, які користуються широким попитом у платників податків. ДПА України співпрацює з ними в частині впровадження у програмних продуктах режиму формування податкової звітності у форматі електронного документа, затвердженого ДПА України, реалізації змін до декларації з ПДВ та нового додатка до неї "Розшифровка податкового зобов'язання та податкового кредиту в розрізі контрагентів" згідно з розпорядженням Кабінету Міністрів України від 06.02.08 № 262-р.

Також ДПА України розроблене власне програмне забезпечення "Система формування та подання до органів ДПС податкової звітності та реєстрів податкових накладних в електронному вигляді засобами телекомунікаційного зв'язку", яке безкоштовно розповсюджується серед платників податків.

ДПА України затверджено Інструкцію з підготовки і подання податкових документів в електронному вигляді засобами телекомунікаційного зв'язку та Примірний договір про визнання електронних документів (наказ ДПА України від 10.04.08 № 233 "Про подання електронної податкової звітності", який зареєстрований у Міністерстві юстиції України 16.04.08 за № 320/15011).

Інформацію про подання податкової звітності в електронному вигляді, програмне забезпечення та перелік ЦСК виставлено у банері "Платникам податків про електронну звітність" на сайті ДПА України.

З огляду на вказані… в листі проблеми, серед працівників державних податкових інспекцій, у тому числі у ДПІ Червонозаводського району м. Харкова, проведено роботу щодо дотримання вимог чинного законодавства, а саме подання: звітності платниками податків в електронному вигляді може виконуватись за добровільним рішенням платників податків, а також роз'яснення платникам податків переваг процесу та порядку подання податкової звітності в електронному вигляді.

З повагою Голова С. Буряк

 

* Здесь и далее выделено редакцией.

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua