" />
Олег Папашев.
08.11.2007
ImageПо признанию героя этого очерка, путь конструктора – это тупиковая ветвь в карьере. Так было почти всегда в любой отрасли машиностроения, пока он сам не разорвал этот круг.
 Достигнув одной из самых высоких управленческих должностей в нашей стране, а также открыв успешных менеджеров еще в некоторых из своих коллег по конструкторскому бюро
Как-то наши английские коллеги написали, что топ-менеджеры в автомобилестроении, которые стали таковыми, начав карьеру простым механиком в сборочном цеху, – это последние из могикан. Им на смену приходят выпускники бизнес-школ, профессиональные управленцы, «заточенные» для этих функций со студенческой скамьи. Возможно, где-то так и есть, но сегодняшний наш герой – заместитель главы правления крупнейшей автомобильной компании Украины – Олег Хайруллович Папашев всем своим жизненным путем опровергает это мнение. К тому же менеджер, знающий производство изнутри, будет всегда превосходить, так сказать, «чистого» управленца в эффективности, скорости и точности принятия решений. Время покажет, кто прав. Но пока, черпая управленческие кадры своей команды в недрах конструкторских бюро Запорожского автомобильного завода, Олег Папашев со товарищи уверенно провели крупнейшее предприятие через бурное десятилетие прошлого века, когда, не выдержав конкуренции и разных передряг «эпохи перемен», «полегли» и куда менее сложные производства, чем автозаводы. Вот поэтому сотрудники Autocar Александр Пишванов и Константин Самоцветов, набравшись наглости, решили выяснить, какими же такими исключительными чертами обладает бывший конструктор, а ныне успешный управленец высшего звена Олег Папашев, что у него хорошо получается все, за что бы он ни брался.
10.00

Продираясь сквозь утренние пробки на своей малолитражке в центр Киева, к офису корпорации «УкрАВТО», думаю о том, что столичный трафик – одно из немногих мест, где сильные мира сего, даже сидя в своих роскошных лимузинах, терпят те же неудобства, что и простые представители среднего класса, спешащие по своим суетным делам. В этом отношении наш сегодняшний герой – интересное исключение. Его служебный автомобиль – скромный «Ланос». Почему так, Олег Хайруллович объяснил отдельно. Пока же в своем блокноте в графе «Черты характера» делаю первую пометку: «скромность и практичность».
10.30

Оказалось, в Киеве в непосредственном подчинении у зам. главы правления – всего четыре человека. Но на рабочее совещание приходят главы других структурных подразделений корпорации. Тихонько вьемся вокруг, щелкает затвор фотокамеры. Не будем углубляться в обсуждавшиеся темы, но поверьте на слово, вопросы подымались жизненно важные для развития компании. Однако в воздухе не чувствуется наэлектризованности – беседа идет непринужденно и конструктивно. Иногда даже с шутками-прибаутками, и собравшиеся менеджеры не сдерживают искреннего смеха и улыбок. Настоящая командная игра. Мысленно отмечаю, что неплохо бы поинтересоваться, на каких тренингах учат так эффективно организовывать совещания? Позднее Олег Хайруллович отвечает на мой вопрос: «Ни на каких. Это все сказывается опыт моей работы ведущим конструктором, когда приходилось координировать работу не то что нескольких людей, а целых рабочих групп, например кузовщиков, подвесочников, специалистов по салону. А ведь у них у всех совершенно противоположные интересы. Вот и пришлось научиться искусству компромисса».
11.30

Сегодня – важный день. В Запорожье прилетает делегация бельгийских партнеров ЗАЗа – компании BOSAL, с которой ведется работа по созданию совместного предприятия для выпуска современных выхлопных систем. Поэтому – скорее в аэропорт! В самолете появляется возможность подробнее поговорить с Олегом Папашевым о жизни, производстве, проблемах и их решении. Узнал очень много интересного. Например, почему советские автомобили были именно такими, а не похожими на западные аналоги. Пришло понимание, что ярлык «сделано с ненавистью к людям», который часто на них навешивают, не соответствует истинному положению вещей. Но это тема отдельной статьи. Нас же интересует прежде всего человек. Олег Хайруллович говорит о себе: «Мое развитие как управленца проходило в условиях конвейерного производства. А там каждое решение должно приниматься быстро и быть единственно верным. На данный момент времени. Иначе – остановка конвейера и очень неприятные выволочки как по хозяйственной, так и по партийной линии. Поверьте мне, это было куда серьезнее, чем угроза недополученной прибыли, которая существует сейчас. Тогда же я и научился работать быстро и в течение очень короткого времени просчитывать варианты.» Эти навыки чувствуются даже в его речи. Незаметно делаю пометку в блокноте: «Глубокое знание проблематики. Умение выражать свои мысли кратко, четко и интересно».
14.00

В Запорожье пересаживаемся на автомобиль, более соответствующий статусу первого лица предприятия. «Эванда» становится нашим транспортным средством в городе и на заводе.

Олег Хайруллович приглашает нас и группу офисных сотрудников из Киева на небольшую экскурсию по своим владениям. Замечаю, с каким удовольствием он как бы в шутку рассказывает молодой начальнице бюро информации о том, как работает система внутризаводской логистики. Конструкторская и инженерная жилка дает о себе знать. Да что там говорить, если еще в раннем детстве у маленького Олега уже был свой набор инструментов и угол в сарае, где рукодельничал его дед, разрешавший внуку позабивать гвозди, поплотничать, что-то собрать! Кстати, дома Олег Хайруллович тоже любит приложить руку к тому, чтобы все работало как часы. Улыбаясь, он в шутку жалуется: «Жена ворчит, мол, на подготовку у меня уходит больше времени, нежели на сам ремонт, например, крана. Но я же должен продумать, как взяться так, чтобы мне было удобно крутить, и чем, собственно, это делать?» Я понимающе улыбаюсь в ответ, а сам помечаю в блокноте: «Действует выверенно даже в мелочах».
15.10

Заглядываем к дизайнерам. Хотя речь о выпуске новой модели пока не идет, работа у них кипит. «На перспективу и чтобы мозги не застаивались. Ведь как любой художник должен все время творить, так и дизайнер набивает руку, лишь постоянно практикуясь в творчестве. Да и ЗАЗ не отказывается от разработки собственных перспективных моделей», – поясняет Олег Папашев. От себя добавлю: увиденные макеты не поражают воображение смелостью и оригинальностью, но выглядят вполне современно и, самое главное, так, как выглядят автомобили, стоящие в салоне у дилера, а не на подиуме автошоу. А это куда важнее для нас, обычных покупателей «массовых» авто.
16.00

Час «Х». На завод приехали высокие гости из Бельгии. Олег Хайруллович вместе с сыном (который пошел по стопам отца, окончив тот же вуз и придя на завод конструктором, теперь возглавляет совместное предприятие) демонстрирует гостям производственные мощности. Кстати, младший Папашев занимает свою должность не потому, что у него такая фамилия, а потому, что в равной борьбе с весьма достойными конкурентами прошел сквозь частое сито отбора специалистов BOSAL. А потом нам удается заглянуть и на переговоры за закрытыми дверями. Олег Хайруллович позже говорит: «Для меня все равно, где проводить переговоры. Переговорный процесс – это общение с чужим человеком. Учитывая, что я с самого начала своего пути как руководителя общался со сторонними подразделениями и организациями, мне пришлось научиться убеждать контрагентов. Кроме того, сейчас я редко провожу переговоры на их начальных стадиях. Обычно присоединяюсь к процессу, когда дело уже движется к подписанию каких-либо бумаг. Подготовку переговоров я доверяю своей команде».
18.30

ЗАЗ – не единственное крупное предприятие, за успешную и бесперебойную работу которого отвечает Олег Папашев. Недавно «УкрАВТО» приобрела польский завод FSO, и Варшава – следующий пункт назначения в ежедневнике Олега Хайрулловича. Что ж, жаль прощаться с этим действительно интересным человеком. И жаль, что не пришлось познакомиться ближе с его семьей и увидеть с еще одной стороны эту многогранную личность. Ведь его коллеги с уважением отзываются о нем как о примерном семьянине, который, по его собственному признанию, очень любит все, что готовит его жена из овощей, особенно помидоров разных сортов, выращенных на семейной даче – классических шести сотках, оставшихся еще с советских времен. Но ритм жизни современного топ-менеджера крупной компании оставляет все меньше времени для личной жизни. Наверное, поэтому любимым отдыхом Олега Папашева являются прогулки в живописных местах, например Киевском ботаническом саду или на Хортице, наедине с самим собой. Когда можно перевести дух, подумать о чем-то отвлеченном или просто полюбоваться красками природы.

Самолет уносил нас из гостеприимного Запорожья, а я думал о том, что в любых условиях можно выжимать максимум из ситуации, постоянно учиться и достигать новых вершин. Где те сотни и тысячи «красных директоров» самых разных предприятий бывшего Союза, которые считали, что при своих должностях держат Бога за бороду? Только единицы из них не просто смогли приспособиться к новым условиям, но и сами стали устанавливать правила игры на современных конкурентных и быстро меняющихся рынках. Сегодня я кое-чему научился у одного из таких «алмазов», получивших твердость в пластах разных эпох. Вот за такие возможности я очень люблю свою работу!

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua