Олег Папашев.
08.11.2007
ImageПо признанию героя этого очерка, путь конструктора – это тупиковая ветвь в карьере. Так было почти всегда в любой отрасли машиностроения, пока он сам не разорвал этот круг.
 Достигнув одной из самых высоких управленческих должностей в нашей стране, а также открыв успешных менеджеров еще в некоторых из своих коллег по конструкторскому бюро
Как-то наши английские коллеги написали, что топ-менеджеры в автомобилестроении, которые стали таковыми, начав карьеру простым механиком в сборочном цеху, – это последние из могикан. Им на смену приходят выпускники бизнес-школ, профессиональные управленцы, «заточенные» для этих функций со студенческой скамьи. Возможно, где-то так и есть, но сегодняшний наш герой – заместитель главы правления крупнейшей автомобильной компании Украины – Олег Хайруллович Папашев всем своим жизненным путем опровергает это мнение. К тому же менеджер, знающий производство изнутри, будет всегда превосходить, так сказать, «чистого» управленца в эффективности, скорости и точности принятия решений. Время покажет, кто прав. Но пока, черпая управленческие кадры своей команды в недрах конструкторских бюро Запорожского автомобильного завода, Олег Папашев со товарищи уверенно провели крупнейшее предприятие через бурное десятилетие прошлого века, когда, не выдержав конкуренции и разных передряг «эпохи перемен», «полегли» и куда менее сложные производства, чем автозаводы. Вот поэтому сотрудники Autocar Александр Пишванов и Константин Самоцветов, набравшись наглости, решили выяснить, какими же такими исключительными чертами обладает бывший конструктор, а ныне успешный управленец высшего звена Олег Папашев, что у него хорошо получается все, за что бы он ни брался.
10.00

Продираясь сквозь утренние пробки на своей малолитражке в центр Киева, к офису корпорации «УкрАВТО», думаю о том, что столичный трафик – одно из немногих мест, где сильные мира сего, даже сидя в своих роскошных лимузинах, терпят те же неудобства, что и простые представители среднего класса, спешащие по своим суетным делам. В этом отношении наш сегодняшний герой – интересное исключение. Его служебный автомобиль – скромный «Ланос». Почему так, Олег Хайруллович объяснил отдельно. Пока же в своем блокноте в графе «Черты характера» делаю первую пометку: «скромность и практичность».
10.30

Оказалось, в Киеве в непосредственном подчинении у зам. главы правления – всего четыре человека. Но на рабочее совещание приходят главы других структурных подразделений корпорации. Тихонько вьемся вокруг, щелкает затвор фотокамеры. Не будем углубляться в обсуждавшиеся темы, но поверьте на слово, вопросы подымались жизненно важные для развития компании. Однако в воздухе не чувствуется наэлектризованности – беседа идет непринужденно и конструктивно. Иногда даже с шутками-прибаутками, и собравшиеся менеджеры не сдерживают искреннего смеха и улыбок. Настоящая командная игра. Мысленно отмечаю, что неплохо бы поинтересоваться, на каких тренингах учат так эффективно организовывать совещания? Позднее Олег Хайруллович отвечает на мой вопрос: «Ни на каких. Это все сказывается опыт моей работы ведущим конструктором, когда приходилось координировать работу не то что нескольких людей, а целых рабочих групп, например кузовщиков, подвесочников, специалистов по салону. А ведь у них у всех совершенно противоположные интересы. Вот и пришлось научиться искусству компромисса».
11.30

Сегодня – важный день. В Запорожье прилетает делегация бельгийских партнеров ЗАЗа – компании BOSAL, с которой ведется работа по созданию совместного предприятия для выпуска современных выхлопных систем. Поэтому – скорее в аэропорт! В самолете появляется возможность подробнее поговорить с Олегом Папашевым о жизни, производстве, проблемах и их решении. Узнал очень много интересного. Например, почему советские автомобили были именно такими, а не похожими на западные аналоги. Пришло понимание, что ярлык «сделано с ненавистью к людям», который часто на них навешивают, не соответствует истинному положению вещей. Но это тема отдельной статьи. Нас же интересует прежде всего человек. Олег Хайруллович говорит о себе: «Мое развитие как управленца проходило в условиях конвейерного производства. А там каждое решение должно приниматься быстро и быть единственно верным. На данный момент времени. Иначе – остановка конвейера и очень неприятные выволочки как по хозяйственной, так и по партийной линии. Поверьте мне, это было куда серьезнее, чем угроза недополученной прибыли, которая существует сейчас. Тогда же я и научился работать быстро и в течение очень короткого времени просчитывать варианты.» Эти навыки чувствуются даже в его речи. Незаметно делаю пометку в блокноте: «Глубокое знание проблематики. Умение выражать свои мысли кратко, четко и интересно».
14.00

В Запорожье пересаживаемся на автомобиль, более соответствующий статусу первого лица предприятия. «Эванда» становится нашим транспортным средством в городе и на заводе.

Олег Хайруллович приглашает нас и группу офисных сотрудников из Киева на небольшую экскурсию по своим владениям. Замечаю, с каким удовольствием он как бы в шутку рассказывает молодой начальнице бюро информации о том, как работает система внутризаводской логистики. Конструкторская и инженерная жилка дает о себе знать. Да что там говорить, если еще в раннем детстве у маленького Олега уже был свой набор инструментов и угол в сарае, где рукодельничал его дед, разрешавший внуку позабивать гвозди, поплотничать, что-то собрать! Кстати, дома Олег Хайруллович тоже любит приложить руку к тому, чтобы все работало как часы. Улыбаясь, он в шутку жалуется: «Жена ворчит, мол, на подготовку у меня уходит больше времени, нежели на сам ремонт, например, крана. Но я же должен продумать, как взяться так, чтобы мне было удобно крутить, и чем, собственно, это делать?» Я понимающе улыбаюсь в ответ, а сам помечаю в блокноте: «Действует выверенно даже в мелочах».
15.10

Заглядываем к дизайнерам. Хотя речь о выпуске новой модели пока не идет, работа у них кипит. «На перспективу и чтобы мозги не застаивались. Ведь как любой художник должен все время творить, так и дизайнер набивает руку, лишь постоянно практикуясь в творчестве. Да и ЗАЗ не отказывается от разработки собственных перспективных моделей», – поясняет Олег Папашев. От себя добавлю: увиденные макеты не поражают воображение смелостью и оригинальностью, но выглядят вполне современно и, самое главное, так, как выглядят автомобили, стоящие в салоне у дилера, а не на подиуме автошоу. А это куда важнее для нас, обычных покупателей «массовых» авто.
16.00

Час «Х». На завод приехали высокие гости из Бельгии. Олег Хайруллович вместе с сыном (который пошел по стопам отца, окончив тот же вуз и придя на завод конструктором, теперь возглавляет совместное предприятие) демонстрирует гостям производственные мощности. Кстати, младший Папашев занимает свою должность не потому, что у него такая фамилия, а потому, что в равной борьбе с весьма достойными конкурентами прошел сквозь частое сито отбора специалистов BOSAL. А потом нам удается заглянуть и на переговоры за закрытыми дверями. Олег Хайруллович позже говорит: «Для меня все равно, где проводить переговоры. Переговорный процесс – это общение с чужим человеком. Учитывая, что я с самого начала своего пути как руководителя общался со сторонними подразделениями и организациями, мне пришлось научиться убеждать контрагентов. Кроме того, сейчас я редко провожу переговоры на их начальных стадиях. Обычно присоединяюсь к процессу, когда дело уже движется к подписанию каких-либо бумаг. Подготовку переговоров я доверяю своей команде».
18.30

ЗАЗ – не единственное крупное предприятие, за успешную и бесперебойную работу которого отвечает Олег Папашев. Недавно «УкрАВТО» приобрела польский завод FSO, и Варшава – следующий пункт назначения в ежедневнике Олега Хайрулловича. Что ж, жаль прощаться с этим действительно интересным человеком. И жаль, что не пришлось познакомиться ближе с его семьей и увидеть с еще одной стороны эту многогранную личность. Ведь его коллеги с уважением отзываются о нем как о примерном семьянине, который, по его собственному признанию, очень любит все, что готовит его жена из овощей, особенно помидоров разных сортов, выращенных на семейной даче – классических шести сотках, оставшихся еще с советских времен. Но ритм жизни современного топ-менеджера крупной компании оставляет все меньше времени для личной жизни. Наверное, поэтому любимым отдыхом Олега Папашева являются прогулки в живописных местах, например Киевском ботаническом саду или на Хортице, наедине с самим собой. Когда можно перевести дух, подумать о чем-то отвлеченном или просто полюбоваться красками природы.

Самолет уносил нас из гостеприимного Запорожья, а я думал о том, что в любых условиях можно выжимать максимум из ситуации, постоянно учиться и достигать новых вершин. Где те сотни и тысячи «красных директоров» самых разных предприятий бывшего Союза, которые считали, что при своих должностях держат Бога за бороду? Только единицы из них не просто смогли приспособиться к новым условиям, но и сами стали устанавливать правила игры на современных конкурентных и быстро меняющихся рынках. Сегодня я кое-чему научился у одного из таких «алмазов», получивших твердость в пластах разных эпох. Вот за такие возможности я очень люблю свою работу!

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua