Как открыть свое дело и не прогадать: советы бывалого
Бизнес - Бизнес
08.07.2008

ImageОпытный предприниматель подробно рассказывает, как строить бизнес в российских условиях сегодня, какие подводные камни существуют и как избежать ошибок на этом тернистом пути. Вам еще хочется ввязываться в это? Тогда читайте и дерзайте!

РЕШЕНИЕ МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ

К своему бизнесу все приходят по-разному. Одних вынуждают обстоятельства. другие - достаточно амбициозны, чтобы работать «на дядю». Третьи так увлекаются каким-то делом, что готовы посвятить ему всю жизнь, а оно, в свою очередь, должно начать приносить дивиденды. «Начало» у всех может быть разное, но причин, на мой взгляд, всего две - Амбиции и Увлеченность. Обстоятельства часто служат лишь «пинком» к переменам. Не думаю, что следует себя «заставлять» начинать свой бизнес. От принуждения не выиграете ни вы, ни ваше дело. Так уж устроен мир, что одни всегда предпочтут быть «наемником», а другие - «предпринимателем».

О глобальной разнице лучше всех сказал Кийосаки. В вольном изложении это выглядит примерно так. «Наемник» - это пожизненная зависимость (от шефа, от размера зарплаты, от должностных обязанностей, от политики компании) и относительная свобода от ответственности (за глобальный результат). Размер зарплаты роли не играет, уровень жизни разный, но и «насущные потребности» - тоже. К тому же, чем выше зарплата, тем шире круг обязанностей и жестче требования.

«Предприниматель» ( в том числе и владелец крупного бизнеса) - это пожизненная ответственность за результат и относительная доля свободы в текущей деятельности. Доведя свой бизнес до определенного уровня устойчивости, вы уже можете не вкалывать по 12 часов без праздников и выходных, а заниматься только текущим контролем. Как сказал Никита Михалков: «20 лет я работал ради славы, теперь она работает на меня».

Так что «заставлять» себя не стоит, надо просто взвесить все последствия принятого решения. И понять - ваш ли это путь. Для того, чтобы бизнес выжил и крепко стал на ноги, потребуются годы упорного труда, ошибок и разочарований, напряженного поиска способов увеличения прибыли и оптимизации расходов. А для всего этого требуется Упорство и Готовность Платить По Счетам (не только финансовым, но и моральным).

Кстати, часто случается, что после нескольких месяцев упорного труда, ты понимаешь, что «не на ту лошадь поставил», и разочарованию нет предела. В таких случаях лично мне хорошо помогала истина, которая стала аксиомой: «не бывает ошибок - бывают уроки». А также (не помню чья) фраза: «Те, кто нас не убили, сделали нас сильнее». В моменты разочарования очень помогает собственная Вера В Победу и Поддержка Близких Людей.

Случается, что бизнес неожиданно быстро дает неплохие результаты. В такой момент очень важно Думать О Перспективе. Есть понятие «отсроченного вознаграждения». Глупо выкапывать картошку, едва посадив ее, только потому, что «очень кушать хочется». Поэтому приготовьтесь на первых порах реинвестировать в бизнес все, что остается от текущих затрат.

Могу предположить, что после моих рассуждений о бизнесе, немногие сомневающиеся рискнут начать свое дело. Может быть, это и к лучшему. На моей памяти есть масса примеров, когда умные, талантливые, порядочные и ответственные люди открывали свое дело, боролись за него, а потом «прогорали». По одной простой причине: им больше по душе простые человеческие радости: вернулся с работы и забыл о ней, появились «лишние деньги» - срочно купил себе что-нибудь приятное, общение с семьей - и по вечерам, и по выходным, и по праздникам… А «туманные вершины» - ну и бог с ними. Уж очень тернистый подъем…

Поэтому, пусть лучше меньше людей идет в свой бизнес - меньше будет разбитых судеб и израненных душ. Но те, кто придет осознанно - достигнут всего, о чем мечтали, и придут они к этому успеху закономерно!

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Мой первый бизнес (в течение 8 лет) был связан с посредничеством. Что воспитало во мне определенную Стрессоустойчивость и Контактность. В новом (строительном) бизнесе я уже 7 лет, и могу с уверенностью сказать: эти качества стали основой для его начала. Так что глобальных неудач в нем не было. Были уроки, которые изменили мои взгляды на понятия «сроки и гарантии». Зато по опыту первого бизнеса я хорошо помню, что такое неудачи.

На мой взгляд, они неразрывно связаны со страхами. Причем это - заколдованный круг: чем хуже идут дела - тем больше страхов, чем сильнее страх - тем медленнее происходит движение вперед. Вообще «кризис» - понятие общезначимое. И случается оно даже в глобальных системах. Важно, как быстро ты из него выходишь и с какими выводами.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что основная масса страхов начинающих предпринимателей связана со следующими темами:

• Боязнь отказов (людям проще сказать «нет» и здесь нет ничего личного!)

• Неумение завязывать контакты (покажите людям, что вы можете быть им полезны!)

• Страх банкротства (не ставьте на карту последнее, что у вас есть!)

• Страх осуждения со стороны привычного круга (рывок вперед - это всегда «отрыв от коллектива», но может быть они не такие уж близкие…).

На мой взгляд, страхи все-таки первичнее неудач. Поэтому разбирайтесь сначала с ними. Как - об этом у Зеланда в «Трансерфинге».

О ВАЖНОМ И НЕ ОЧЕНЬ

На мой взгляд, Самого Главного в бизнесе много. Лично мой всегда был связан со сферой услуг, поэтому рассуждаю здесь о Своих Собственных Выводах. А соглашаться с ними или нет - ваше право.

Эффективность бизнеса в первую очередь зависит от Личности Основателя. Но об этом - весь предыдущий разговор. Второй, не менее важной составляющей является - Отношение К Делу.

О планировании.

Не считаю слишком детальный подход очень важным - жизнь часто преподносит свои «шансы» и «подарочки», и тогда приходится действовать интуитивно. Тем не менее, прежде чем запускать новый проект (бизнес) важно реалистично просчитать перспективы: Сроки, Ресурсы и Результат. Причем, составляя «бизнес-планы» многие грешат склонностью к оптимистичному сценарию. Совет: увеличьте затраты и время на раскрутку (сроки+ресурсы) вдвое, а доходы (узнаваемость) - уменьшите в три раза. Вам еще хочется ввязываться в это? Тогда дерзайте и слушайте дальше.

О перспективе.

Не все, начинающие свой бизнес, планируют «отойти от дел» через некоторое время и осуществлять только глобальный контроль. Кого-то вполне устраивает полная в нем занятость (сам себя взял на работу). Но если вы все же стремитесь прийти к стратегическому контролю, очень важно правильно распределить роли.

О статусе руководителя.

Собственные уроки научили меня, что важно в целом знать о своем бизнесе (и смежных областях) достаточно широко, но не копать слишком глубоко. В противном случае вы рискуете все время исправлять неграмотность и халатность своих работников. «Нанимайте людей, более умных, чем вы сами» - с этой фразой Генри Форда трудно не согласиться.

О кадрах.

Ошибка, которая обходится очень дорого - это экономия на грамотных и ответственных работниках (помощниках). Не хватает резервов заинтересовать материально, ищите другие методы «повышения результативности». На эту тему достаточно статей.

А теперь - об общепринятых статьях расходов, относительно которых у меня есть собственное мнение.

О рекламе.

Моя компания уже 3 года не дает «платную рекламу». Мы используем вариант бартера: одним нужны статьи, другим - консультация дизайнера, третьим - ремонт, кому-то - материалы и мебель со скидкой. Так и живем: оплачиваем рекламу «бартером» и знаю, что другие тоже используют этот трюк. Вывод: найдите нематериальные ценности в своих ресурсах и расплачивайтесь ими.

Об офисе.

Естественно, что некоторые виды деятельности без офиса невозможны. Тем не менее, в моем окружении встречались:

• Газета, которая версталась в частной квартире издателя

• Швейное производство в оборудованном гараже

• Выращивание грибов на дачном участке

• Услуги кредитного брокера через Интернет-кафе

• Риэлторы, заключающие договора в автомобилях друзей,

• А также Аудитор, Web-мастер, Юрист и Флорист, которые успешно продавали свои услуги посредством Всемирной паутины, выходя из дома только для того, чтобы снять гонорар со счета.

Безусловно, когда появятся доходы, вы снимете офис, приобретете хорошую оргтехнику и добротную мебель. Но в начале «пути» подумайте нешаблонно: это ли сейчас самое главное…

О серьезных маркетинговых исследованиях.

Перед началом процесса конечно неплохо бы узнать, что творится на рынке, который вы намереваетесь завоевать. Как минимум, посетить конкурентов и поискать в инете инфо на вашу тему. Но заказ «бизнес-планов», «инвестиционных меморандумов» и «маркетинговых отчетов» имеет смысл только в одном случае: вы ищете стратегического инвестора или берете крупный кредит. Если нет - имейте ввиду: это долго, затратно, малопонятно (для новичков) и вряд ли будет вами использовано в решении текущих задач.

О первоначальном капитале.

Как уже говорилось в разделе про рекламу, у вас могут быть нематериальные активы, которые можно «обменять» на рынке продуктов и услуг. Если они находятся в «зачаточном состоянии», а потребность в финансах велика, можно «поскрести по сусекам семьи». А если там - пусто, можно взять «кредит наличными» на выгодных условиях, максимально возможный срок и с возможностью досрочного погашения. Тем самым вы получаете «финансовую передышку», а как только появится возможность - гасите досрочно. Формируя тем самым себе хорошую кредитную историю и возможность получить большую сумму на оптимальных условиях.

Относительно кредитов только два предостережения. Не закладывайте единственную квартиру (страх потерять ее будет сильнее, чем все попытки извлечь выгоду из бизнеса). И еще одно: не рассчитывайте, что банки горят желанием дать вам кредит под «туманный результат». Не дадут, пока вы не продемонстрируете свои весомые успехи и реальные движения по счетам. По этой теме я с удовольствием и пользой смотрела реалити-шоу «Капитал» в 2006 году - опытные инвесторы не финансируют «розовые мечты».

УРОКИ И ИЗДЕРЖКИ

Деловое партнерство. Лично обожглась на этом дважды, с тех пор в моей компании - «абсолютная монархия».

Тем не менее, приветствую неформальные объединения в смежных областях. Во-первых, есть возможность предоставить клиенту «услуги под ключ», во-вторых, не надо тратиться на развитие новых направлений, в третьих, это дополнительный круг потенциальных заказчиков вашего продукта (услуги).

А формальное партнерство считаю оптимальным в 2 случаях: в семейном бизнесе и в крупных компаниях. А в начале становления партнерство «на равных» очень часто приводит к выяснению, кто больше работал и как делить дивиденды. Что заканчивается очень печально.

Если бы пришлось начать все заново:

• Не сразу бы открывала офис - поработала бы вначале через интернет

• Разумнее бы расходовала кредитные средства

• Не хваталась бы за новые проекты, не поставив на ноги текущие.

Потеря интереса к бизнесу лично для меня - очень временное явление. Обычно это бывает связано с одной из двух причин:

• потерей ощутимой эффективности самого бизнеса

• «оттягиванием» энергетики в области, не связанные с работой.

С первой «проблемой» не борюсь - «отпускаю» ситуацию в свободный полет.

Сначала пытаюсь переключиться на что-нибудь более приятное (или помечтать об этом). Потом стараюсь «открыть для себя» новое направление в рамках своего дела, которое восстановит утраченный интерес. Вначале придет моральное удовлетворение, а затем и, дай бог, финансовая компенсация.

Если же отвлечение от бизнеса связано с заботами личными или семейными, принимаю это как должное – значит, в данный момент мое присутствие требуется в другой зоне жизни. В обоих случаях стараюсь не запускать решение текущих вопросов (иначе бизнес «отомстит» за невнимание).

О ЖЕРТВАХ И БОНУСАХ

Два вопроса о «жертвах ради бизнеса» и о его «бонусах» для меня неразрывно связаны. Почти 15 лет терзала себя мыслью о невозможности уделять должного внимания и времени своей семье. Совсем недавно пришло понимание: бизнес научил меня таким вещам, которые вряд ли появились бы в моем сознании, будь я наемным работником.

Друзья считают главным моим качеством постоянное движение вперед и упорство в достижении новых целей. Родители оценили гибкость и контактность, пришедшие со временем. Ребенок приветствует демократичность и понимание интересов близких. Сама считаю важными качествами: оптимизм, стрессоустойчивость, умение прощать ошибки и давать людям шанс проявить себя. А еще - постоянный поиск новых идей и нестандартных подходов к решению проблем.

Не пройди я этого пути, взгляды на многие вещи были совсем иными. В то же время, я бесконечно благодарна своим близким за поддержку и понимание, чем теперь могу отвечать и сама. А ребенку - передать опыт создания своего бизнеса, в какой бы области она ни решила его построить.

Елена Демиденко.

 

Источник: Блог Татьяны Никитиной

Читать также:

Как купить готовый бизнес: 10 простых советов

Бизнес-план: первый шаг к успеху

Команда мечты: от кого зависит эффективность бизнеса

SWOT-анализ: сделай качественно

Бизнес с другом: как не завалить хорошую идею?

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua