" />
Открываем ломбард: как правильно это сделать
Бизнес - Идеи бизнеса
16.09.2008

ImageВ средние века брать деньги под залог имущества не гнушались даже венценосные особы. При Союзе бытовало мнение, что услугами ломбардов пользуются только малоимущие слои населения. А в независимой Украине основными клиентами ссудно-залоговых учреждений считаются представители среднего класса.

Основная их цель — получить «быстрые деньги» для решения, например, краткосрочных бизнес-задач. При этом ломбардщики активно продвигают мысль о том, что получить деньги под залог драгоценностей, бытовой техники, автомобиля и прочего имущества вовсе не зазорно. А даже полезно.


И в подтверждение своих слов часто приводят в пример непроверенный исторический факт. Якобы Изабелла I Кастильская, королева Кастилии и Леона, заложила бриллиантовую корону, чтобы профинансировать экспедицию Колумба в Новый Свет. Мол, для достижения поставленных целей все средства хороши.
Сложно сказать, какими суммами ворочали ломбарды в средние века, но в Украине годовой объем рынка стремится к 1 млрд грн. «По данным Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг), согласно предоставленным ломбардами отчетов, на данный момент объем рынка составляет 878,79 млн грн.», — сказал Сергей Пономарев, исполнительный директор Всеукраинской ассоциации ломбардов. Но отечественный рынок ломбардов все еще благосклонен к новым игрокам. Во-первых, подобные учреждения практически отсутствуют на периферии, а во-вторых, рынок готов к приходу специализированных игроков, например, автоломбардов.
На вес золота


По словам Катерины Крыщенко, коммерческого директора ломбарда «Вдалий вибiр», для вывода на рынок автоломбарда существовало несколько предпосылок. Во-первых, на столичном рынке деньги под залог авто выдавали всего лишь два ломбарда. Да и условия работы у них практически не отличались от условий кредитования в банках: клиент самостоятельно должен был собирать необходимый пакет документов. В итоге «быстрые деньги» он мог получить в ломбарде за те же пять-семь дней. За этот же период можно прокредитоваться и в банке. «Кроме того, отследив ситуацию на киевском авторынке, мы сделали вывод, что владельцы недорогих машин не всегда хотят с ними расставаться, по-быстрому продавая их перекупщикам. Однако вынуждены совершать такой шаг, потому как срочно нужны деньги», — поясняет г-жа Крыщенко.

По наблюдениям Александра Сивчука, руководителя ломбарда «Серебро и злато», нынче основной контингент ломбардов вовсе не малоимущая интеллигенция или одинокие пенсионеры, а представители именно среднего класса. Обычно они вынуждены брать займы, чтобы внести очередной платеж по банковскому кредиту, например, за квартиру. Или же мелкому предпринимателю срочно требуется незначительная по банковским меркам сумма — от $2 тыс. до $10 тыс. для того, чтобы разжиться оборотными средствами, когда «проседает» бизнес.Посещаемость ломбардов возрастает примерно на 10% в летний отпускной период, а также осенью. Плюс многим приходится закладывать имущество до и после праздников.

Что же готовы брать в качестве залога в ломбардах? Комментаторы, опрошенные «ВД», были единодушны — золото. «По нашим данным, чаще всего сдают изделия из драгоценных металлов и камней. Под их залог выдается до 70% кредитов, под залог ценных бумаг — до 15%, бытовой техники — до 10% кредитов, — делится статистикой Сергей Пономарев. В большинстве стран ломбарды принимают в залог ювелирные изделия, часы, аудио-, видео- и фототехнику, а также музыкальные инструменты.

Но залог залогу рознь. Так, драгоценные украшения обязательно хранятся в сейфах, которыми, согласно законодательству, оборудован каждый ломбард.

В случае если залогом выступает авто, требуется площадка для ответственного хранения «стального коня». Да и бытовая техника занимает массу места на стеллажах. А если выдавать кредиты под залог меховых изделий, как это пытались сделать в Москве, так вообще придется обзаводиться специальными холодильниками.

В противном случае изделие может быть повреждено молью, а в соответствии с действующим законодательством, ломбард несет ответственность за утрату или повреждение предмета залога, если не будет доказано, что утрата или повреждение произошли в результате обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме вопросов хранения, также следует учитывать и нюансы оценки того или иного предмета залога. Как объяснил Сергей Пономарев, при оценке драгоценностей в расчет принимаются прежде всего вес металла и его химическая чистота, а уже потом — художественные качества. Если, конечно, это не раритетное произведение искусства. Во-вторых, ценность драгоценных камней при их закладе мизерна. «При оценке бытовой техники возникает другая сложность. Обязательно нужно оценить ее ликвидность на вторичном рынке. Ведь техника быстро морально устаревает. И если ее по каким-то причинам не выкупит владелец, ее вряд ли удастся продать на аукционе», — говорит Александр Сивчук. С автомобилем несколько иная ситуация. Не каждый ломбард даст кредит под залог иномарки дороже $150 тыс. Потому как в случае непогашения кредита на вторичном рынке будет сложно найти на нее покупателя.
Однако не каждый ломбард спешит реализовать залоговое имущество, в частности драгметаллы. Как пояснил комментатор, пожелавший остаться неназванным, на рынке работает два вида ломбардов. Классические — интересы которых заключаются в том, чтобы клиент выкупал сданные вещи, а процент невыкупленных предметов составлял 5-10%. Вторая категория ссудных учреждений — замаскированные пункты скупки ювелирных изделий. С их помощью ювелиры-производители пополняют свои запасы. Посему эти ломбарды оценивают вещи дешево, а проценты за пользование кредитом предлагают драконовские. Тем самым подталкивая клиента не выкупать предмет залога. После того как на определенной местности у людей будет «вымыто» все золото, «браконьеры», а именно так называют такие ломбарды, прекращают свою деятельность.

Вход со двора

Тем не менее, независимо от целей работы ломбарда и предметов залога, предпринимателям, решившим порадовать население «быстрыми деньгами», придется соблюсти требования законодательства. Для регистрации ссудно-залогового учреждения и получения лицензии нужно собрать кипу разрешительных документов. Кроме того, по словам операторов, для выхода на рынок необходимо 200 тыс. грн. собственного капитала. Затем — аренда помещения, установка решетки из специальной металлической проволоки, сигнализации, «тревожной» кнопки. На все про все уйдет $35-50 тыс. Также придется заключить договоры на обслуживание с охранной и страховой компаниями. И, возможно, с банком, если планируется выдавать кредиты не только за счет собственных, но и за счет заемных средств.

Придется раскошелиться и на специализированное ПО, позволяющее грамотно вести базу данных и составлять отчеты для Госфинуслуг, которые требуется подавать чуть ли не ежедневно. Кстати, по словам Катерины Крыщенко, именно количество отчетной документации — камень преткновения при поиске бухгалтера. Не каждый готов с головой погрузиться в ворох бумаг. Оплата такого специалиста стартует с $1,5 тыс.

Срок окупаемости ломбарда — от полутора до трех лет. На него влияют, во-первых, предлагаемые кредитные ставки. «Средняя сумма ломбардного кредита колеблется в рамках 300-450 грн., а средний срок кредита — 10-12 дней. Процентные ставки колеблются от 0,3 до 1% в день», — говорит г-н Поно-марев. В автоломбардах и средняя сумма кредита, и ставки несколько выше — $5-10 тыс. и 1-1,5% соответственно.

Во-вторых, на срок окупаемости влияет месторасположение. В идеале — это многолюдные улицы, оживленные автострады, первый ряд домов. Причем если в небольшом городе ломбард рекомендуется открывать в центре, то в мегаполисах без колебаний можно начинать бизнес и в спальных районах. Обычно человек, которому срочно нужны деньги, идет в ближайший ломбард, а не мечется по городу в поисках более выгодных условий. Раскрученное учреждение в день в среднем должны посещать от 70 до 100 человек.

В рекламу ломбарды обычно вкладывать не спешат. Наиболее продвинутые тратят несколько тысяч долларов на раздачу флаеров и рекламу в метро. Плюс «дохленькие», с точки зрения раскрутки, сайты. Да что там говорить, если журналисту «ВД» на просьбу предоставить комментарий для статьи неоднократно пришлось услышать: «мы — игрок маленький», «мы подумаем, надо ли нам это» и т.д. Фактически можно сделать вывод, что этот бизнес для части игроков так и останется «дворовым». Потому как вход в ломбард — «со двора», неприметненький такой.
Помимо всего прочего, к рискам ломбардного бизнеса относится выдача залогов под ворованные вещи.
«Установить, краденная вещь или нет, практически не представляется возможным. Особенно если речь идет о «ювелирке» и бытовых товарах. Чуть легче с автомобилями. Если есть связи в ГАИ, то всегда можно «пробить» авто, — поясняет г-н Сивчук. — Если вещь краденная, то ломбарду ничего не возмещается. Более того, руководителя еще и в суды будут вызывать как свидетеля».


И, тем не менее, несмотря на все страхи и риски, ломбарды были, есть и будут. «В сравнении с банками и кредитными союзами ломбарды имеют меньшую часть на рынке кредитования. Но в связи с простой процедурой оформления их кредиты имеют спрос, — уверен г-н Пономарев. — Ломбарды достаточно активно ведут мониторинг рынка для гарантирования собственной безопасности, привлечения новых клиентов, развития и укрепления своих позиций на рынке и внедряют гибкие системы кредитных ставок. Предоставляют возможность пролонгации договоров, предлагают системы скидок для постоянных клиентов, достаточно гибко реагируют на любые изменения на рынке драгоценных металлов и т.д.».
В ближайшее время активно будут развиваться узкоспециализированные ломбарды, берущие в качестве залога определенные вещи: автомобили, антиквариат, дорогие часы. Именно по такому пути идет развитие в России, где деньги готовы выдавать даже в обмен на бижутерию именитых брендов, например, Cartier или Gucci.  

Паспорт рынка

  • Объем 879 млн грн.
  • Количество участников 309
  • Рентабельность 30-40%

Цены:  залогодатель получает от 50 до 80% от оценочной стоимости


Автор: Андрей Ольшевский
Источник: www.vd.net.ua

Магазины одежды для больших людей пользуются спросом

Открываем минипекарню

Прокат лошадей: конные прогулки в цене

Новый бизнес-проект: как правильно оценить?

Оценка рентабельности нового бизнеса

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua