Как сохранить персонал во время экономического спада
Карьера - Менеджмент
22.09.2008

ImageЗанятость сотрудников является принципиально важным моментом как во времена экономического спада, так и в периоды стабильности.

Финансовая деятельность компаний с всесторонне вовлеченными в процесс сотрудниками превосходит результаты деятельности других фирм по трем ключевым финансовым показателям - таким как текущий доход, рост чистой прибыли и чистая прибыль на акцию.

Руководящая работа, возможности карьерного роста и ориентированность на клиента являются наиболее важными факторами во время спада, по сравнению с инновационной продукцией и услугами, а также политикой корпоративной социальной ответственности. Честная политика открытых дверей лучше всего работает в тяжелые времена, предотвращая распространение опасных слухов.

Влияние экономического спада на занятость персонала и зарплаты пока еще не настолько отрицательно, как предполагалось, но согласно последнему опросу, проведенному консультационной фирмой по пенсиям и пособиям Hymans Robertson, атмосфера на производстве стала гораздо более негативной.

Опрос более 1000 сотрудников и 300 специалистов по кадрам показал, что почти 50% работников боятся, что в 2008 году потеряют свою работу, а приблизительно такое же количество директоров по персоналу ожидают увеличения штата. И пока каждый третий сотрудник ждет сокращения компенсационного пакета, более 95% работодателей этого не планирует.

Но почему же ожидания сотрудников так отличаются от реальной кадровой политики? По мнению Скотта Нортката, вице-президента по управлению кадрами компании DHL Global Express, гарантия занятости "неминуемо становится главным вопросом для многих работников во времена неопределенности". Он считает, что во главу угла необходимо поставить открытость, регулярное взаимодействие с сотрудниками и нормальное общение.

 

Общение

"Работники всегда очень позитивно откликаются, если знают, что непосредственный начальник прислушивается к их проблемам и открыто рассказывает им о любых перспективных изменениях," - говорит он. Норткат утверждает, что в трудных экономических условиях все сотрудники должны получать признание за свои усилия, и считает, что любые отзывы об их работе должны быть конструктивными. Большое значение также приобретает и мобильность занятости.

Карьерный рост

"Следует поощрять переход сотрудников из локального в международное подразделение компании или из филиала в одной стране в филиал в другой, что позволяет им извлекать определенную пользу из нового опыта и помогает развивать разные стороны бизнеса. Не забывайте, что это мощный движущий мотив".

И дело, конечно, не только в финансовых поощрениях. Норткат полагает, что лучше всего работает так называемый справедливый подход.

"Деньги, конечно, важны, но окружающая обстановка, уровень возможностей и личное внимание в равной степени много значат для всех наших сотрудников, хотя нашим лучшим работникам также предлагается более высокая денежная надбавка", - добавляет он.

 

Негативный момент

Создание негативного рабочего климата - неосознанно это делается или нет - может серьезно навредить показателям производительности. Новое исследование международной консультационной фирмы по вопросам управления Hay Group показало, что более половины менеджеров высшего звена не могут создать в компании "высокопроизводительную" обстановку, что приводит к снижению прибылей на 8,5 млрд фунтов стерлингов только в одном финансовом секторе Великобритании.

В докладе компании под названием "Изменение климата?", основанном на отношениях среди сотрудников в 12 отраслях (включая финансовые услуги, производство, фармацевтику, технологии и телекоммуникации), было сказано, что одна треть производственной деятельности организаций зависит от позитивной рабочей обстановки.

В ходе исследования было выяснено, что менее четверти руководителей предприятий создают высокопроизводительный климат и только 18% могут создать рабочую атмосферу, "заряжающую энергией".

 

Предчувствие спада

Пока некоторые эксперты рассуждают о полномасштабном экономическом спаде, Майк Морган, директор консультационного агентства по льготам для работников Peoplevalue, убежден, что период практически нулевого роста неизбежен. "Я думаю, говорить о наличии "депрессии" или экономического спада не совсем верно. Но, по моим прогнозам, в последующие несколько лет будет наблюдаться некоторое снижение темпов роста экономики, поэтому такие понятия, как мотивация персонала и его сохранение, приобретут совершенно новые значения.

"В период экономического спада совершенно естественно, что сотрудники испытывают чувство неопределенности и страх перед будущим, особенно те из них, у кого в памяти еще остались неприятные воспоминания о последнем кризисе".

Поскольку роста заработной платы, скорее всего, не предвидится, Морган призывает больше внимания уделять неденежным льготам, например, системе скидок для персонала. Но он подчеркивает необходимость повсеместного введения таких льгот.

"В первую очередь большинство сотрудников хочет быть уверенными, что им гарантированы их рабочие места, и самый лучший способ убедить их - это прибавка или увеличение уже существующих неденежных компенсаций, а также признание их успехов", - полагает он.

"Во времена мрачных прогнозов существенная экономия на продуктовых товарах и развлечениях для людей, задыхающихся от выплат по ипотечным кредитам и роста цен на коммунальные платежи и бензин, может значить гораздо больше".

 

Неденежные льготы

Отдача от неденежных льгот может быть заметна не сразу, но довольный сотрудник вряд ли захочет оставить свою работу в отличие от несчастного. Довольные своим положением работники оказывают прямое влияние на работу с клиентами, что, в свою очередь, помогает организации поддерживать бизнес в сложных экономических условиях. Одним из способов стимулирования этого процесса является введение отделом персонала программы нематериальных поощрений, считает Джулиан Базли, специалист по премиальным системам агентства Maritz.

Он говорит: "Это поможет переориентировать сотрудников на систему ваших представлений и ценностей. Кроме того, это отличный способ помочь им удовлетворять нужды клиентов на самом высоком уровне".

Хотя Базли утверждает, что нематериальные виды поощрений могут основываться на психологии - например, открытки с благодарностью, подписанные топ-менеджерами, - способы заинтересовать персонал все еще требуют некоторых финансовых вливаний. "Замечательные выходные на природе за счет компании оставят сильный след в памяти и окажут значительное влияние на управление персоналом", - считает он.

И хотя не так много можно сделать на индивидуальном уровне в вопросе снижения негативного экономического климата, вполне возможно создать положительный микроклимат внутри вашей организации, чтобы потом, когда все встанет на свои места, ваши лучшие сотрудники остались при вас.

 

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua