Вопрос на триллион
Инвестиции - Ценные Бумаги
17.11.2007
ImageКитайский бизнес бьет все рекорды по росту капитализации - отныне в списке ТОП-10 самых дорогих компаний планеты пять позиций заняли выходцы из Поднебесной.
 Ответ на вопрос, когда лопнет (и лопнет ли) китайский фондовый пузырь, ищут ведущие инвестбанки мира.

Аналитикам финансового рынка нужно срочно учить китайский язык. А как иначе, если именно Китай сегодня перебирает на себя звание кузницы самых крупных по капитализации компаний мира? Китайцы опять удивляют: на прошлой неделе нефтегазовая компания PetroChina побила все мировые рекорды, обогнав исторического лидера по капитализации компанию Microsoft Билла Гейтса и своего конкурента Exxon Mobile Corp и взяв неслыханный рубеж - один триллион долларов!

Дзянь Дземинь, глава совета директоров компании, а в прошлом - председатель КНР, наверняка доволен. И поводов для радости тем больше, что PetroChina - далеко не единственная компания, которая обошла по капитализации своих западных конкурентов - China Mobile Ltd. обогнала крупнейшего телефонного оператора США AT&T, China Life стала крупнейшей в мире страховой компанией. Промышленно-коммерческий банк Китая (ICBC) потеснил на пьедестале Citigroup и HSBC. Не меньшие успехи и у China Petroleum and Chemical Corp. К концу октября эти компании заняли сразу пять позиций в рейтинге ТОП-10 крупнейших по капитализации компаний мира, потеснив своих американских и европейских конкурентов. Теперь в первой десятке - лишь две компании с американскими именами: Exxon Mobile Corp и Microsoft Corp.

Одним словом, на биржах происходит тихая китайская «революция». Впрочем, радость Дзянь Дземиня, да и других руководителей китайских компаний, наверняка не безоблачна. Китайский фондовый рынок все больше напоминает американские горки. Чем выше на них подъем, тем круче может быть спуск. Официальный Пекин уже настойчиво предупреждает инвесторов о растущих рисках. Но - безрезультатно. Вопрос лишь в том, сколько еще продлится подъем.

Пристегните ремни, или как начинался китайский триумф


История китайской звездной пятерки начиналась как в сказке про Золушку. Все крупнейшие китайские корпорации вышли из госсектора, но до сих пор большинство их акций принадлежит правительству КНР, а почти в каждом совете директоров присутствует «наблюдатель» от государства. Но если раньше компании могли рассчитывать исключительно на госфинансы, то в девяностых ситуация начала меняться. Сегодня правительство Поднебесной значительно ослабило контроль, разрешив большому числу крупных и прибыльных государственных компаний выйти как на внутренние, так и на международные фондовые рынки. Китайский бизнес с радостью поспешил воспользоваться этой возможностью, надеясь на быструю прибыль.

И началось. Иностранные инвесторы, не жалея, вкладывали деньги в китайские акции, стремясь получить доступ к необозримым ресурсам экономики страны. Даже за миноритарные пакеты акций (контрольный пакет, как и прежде, держит государство) китайские компании стали привлекать заоблачные финансовые средства. В 2000 году таким ключом доступа к нефтегазовому сектору экономики Поднебесной воспользовался Уоррен Баффет. Он посчитал, что $488 млн. за небольшой пакет акций в PetroChina - справедливая цена за то, чтобы получить возможность доступа к китайским нефтегазовым залежам. Ведь PetroChina обладает почти монопольным правом на осуществление операций в стране. Неделю назад за 2,18% своих акций она привлекла 8,9 млрд долл. А в октябре 2006 года на весь мир прогремело IPO ICBC, проведенное на биржах Гонконга и Шанхая. Торгово-промышленный банк Китая сорвал "джек-пот", сумев привлечь 21,9 млрд долл. и поставив до сих пор не побитый рекорд в мировой истории фондовых рынков по объемам привлеченного капитала. Спрос на его акции в Гонконге превысил предложение в 76 раз.

Чему удивляться: уже в прошлом году КНР по уровню привлеченных в ходе IPO средств заняла первое место в мире: 53,5 млрд долл. за 155 размещений китайских компаний на биржах. Объемы продажи акций стали визитной карточкой китайских корпораций, а вместе с тем как на дрожжах начала расти и капитализация фондовых рынков, на которых размещались эти компании. Только за одиннадцать месяцев 2006 года Гонконгская биржа за счет IPO привлекла 39,5 млрд долл. (17% от общемирового показателя), в то время как Лондон - 34 млрд долл. (15%). И хотя в финансовой столице Европы было проведено пять из двадцати крупнейших мировых IPO, даже самое значительное из них - "Роснефти" на 10,7 млрд долл. - оказалось в два раза меньше, чем IPO ICBC.

Размещаться компании из КНР предпочитали именно на азиатских фондовых площадках. Прежде всего в Гонконге. И дело не только в территориальной близости этой площадки к материковому Китаю. Китайские компании не жалуют Нью-Йоркскую фондовую биржу за протекционистскую политику американских финансовых властей и строгие правила листинга, установленными Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC). И еще больше разуверились в необходимости двойного листинга - в КНР и Америке - после того как SEC провела расследование в отношении China Life из-за двойного IPO компании - в Гонконге и Нью-Йорке в 2003 году. Те же претензии у китайских компаний и к Лондонской бирже.

Впрочем, секретом успеха и нынешней капитализации китайского бизнеса стал даже не Гонконг, а материковые китайские биржи - в Шанхае и Шенжене. Дело в том, что местному населению запрещено вкладывать деньги в Гонконге. Если здесь главными покупателями акций становятся иностранные инвесторы, то Шанхай и Шенжень ориентированы на внутренний рынок. Именно эти биржи и стали ключом к нынешней "заоблачной" капитализации большинства компаний Поднебесной. По результатам IPO на материковых биржах - спасибо китайскому населению! - местные компании за последний год "прибавляли в весе" в среднем на 239%. К примеру, свой триллионный рубеж PetroChina взяла именно в Шанхае.

При этом почти все предприятия, прошедшие листинг в Китае и Гонконге (и PetroChinа не исключение), имеют разницу в цене от 20 до 70%. Например, в тот же день, когда в Шанхае котировки PetroChinа достигли $5,90, а капитализация - $1 трлн., в Гонконге цена ее акций составила $2,5. И капитализация компании, рассчитанная на этой стоимости, до сих пор уступает капитализации Exxon ($424 млрд. против $487,2 млрд.). Разница в стоимости China Life на этих биржах - также почти 40%.

Китайская фондомания

Сегодня в Поднебесной инвестором не становится разве что ленивый. Ежедневно в стране открывается около 300 тыс. (!) счетов частных инвесторов. Всего же свои личные инвестиционные счета имеют уже более 50 млн. китайских граждан. А по прогнозу Марка Фабера, управляющего гонконгской компанией Marc Faber, уже к 2010 году их число достигнет 120 млн. человек. По статистике, на Шанхайской фондовой бирже именно китайские граждане составляют от 70 до 90% всех инвесторов.

Дело в том, что население КНР переживает настоящий фондовый бум. Сбережения китайцев превысили $2 млрд. Но из-за высокой инфляции и низких ставок по депозитам им невыгодно вкладывать средства в банки. А поэтому простые китайцы сломя голову спешат вложить деньги на фондовом рынке. Для того чтобы купить акции компаний, граждане Поднебесной даже берут кредиты в банках. Законом это запрещено. Но закон для изворотливых доморощенных инвесторов не помеха: официально банковские кредиты они берут на потребительские нужды и покупку жилья.

Правда, имея желание вложить деньги в акции отечественных компаний, и брокеры, и простое население сталкиваются с их дефицитом. Государство, которое все еще остается мажоритарным акционером большинства китайских компаний, ограничивает предложение на внутреннем фондовом рынке. Так, в минувший понедельник в Шанхае покупателям PetroChinа предлагалось только 2,18% ее акций. В итоге спрос на акции PetroChina 5 ноября в 50 раз превысил предложение. И благодаря постоянному притоку на рынок средств новых инвесторов котировки акций здесь постоянно растут, хотя многие китайцы вкладывают свои средства, не взвесив рисков. Другими словами, в последние годы Шанхайский фондовый рынок превратился в настоящий спекулятивный рай.

Проблема пузыря


Нынешняя фондовая мания китайцев немало заботит официальный Пекин. «На бычьем рынке население инвестирует нелогично, - еще в феврале текущего года высказал опасения в интервью The Financial Times Ченг Сивеи, зампредседателя Национального народного съезда Компартии Китая. - Но назревает пузырь, и инвесторам нужно задуматься о рисках. Пытаясь остудить пыл доморощенных инвесторов, Пекин повысил процентные ставки и только за последний год уже трижды поднимал налог на транзакции. Но - лавинообразная тенденция частных вкладов на спад не идет. «Каждый инвестор считает, что выиграет, но многие окажутся в проигрыше, - резюмировал Ченг Сивеи. - Впрочем, это их риски и их выбор».

Очевидно, простые китайцы не внемлют не только предупреждениям своего правительства, но и не читают обзоров всемирно известных финансовых гуру. А они предсказывают китайскому рынку серьезную коррекцию уже в ближайшем будущем.

Экс-глава Федеральной резервной комиссии США Алан Гринспен, мнение которого на мировом фондовом рынке воспринимается едва ли не как пророчество, еще в феврале нынешнего года сказал, что цены на акции китайских компаний необоснованны, а потому рискуют пережить «драматическую коррекцию». Такую, которую не так давно пережили жители стран Персидского залива. По инициативе своих властей - Саудовской Аравии, Кувейта, Катара - они массово инвестировали в национальные компании. Но, к примеру, саудовский индекс Tadawul All-Shares в 2003-2006 годах вырос в восемь раз, а затем менее чем за год упал втрое. За последние два года объем китайского фондового рынка увеличился вшестеро. Но, к примеру, хотя Промышленно-коммерческий банк Китая обошел по капитализации Citigroup, доходы последнего втрое выше, чем у китайского банка. То же - и с PetroChina. Прибыль ExxonMobil по итогам одного третьего квартала составила $9,41 млрд., в то время как прибыль китайской компании - $10,8 млрд. за все первое полугодие текущего года. После размещения в Шанхае отношение капитализации PetroChina к ее прибыли (P/E) за 2006 год составляет 52,2. У ExxonMobil P/E составляет 12,7.

Впрочем, дело не только и не столько в цене на акции. По словам Марка Фабера, нынешняя капитализация крупнейших китайских компаний «не показательна». «Акции, которые торгуются на Шанхайской бирже, составляют только 2-3% от всего акционерного капитала китайских компаний. Реальную же стоимость, - отмечает Фабер, - отображают показатели капитализации компаний на внешних биржах».

Дополнительные риски в том, что китайский фондовый рынок нестабилен. Биржи нервно реагируют на любые замечания правительства. Так, гонконгский индекс Hang Seng упал на 5% только от того, что премьер КНР Вэнь Цзябао заявил, что власти пока не разрешат инвесторам из Китая вкладывать деньги на гонконгском рынке. А Марк Фабер говорит, что, судя по тенденциям роста китайского фондового рынка (он, если посмотреть на график котировок, выглядит как парабола), он очень быстро лопнет сам собой.

Расхождения по срокам


Одним словом, критические настроения по поводу капитализации китайских компаний сегодня разделяют и правительство Китая, и аналитики. Марк Фабер уверен: китайский фондовый рынок не дотянет и до Олимпийских игр 2008 года, которые будут проводиться в Поднебесной. "Китайская мания" (China mania), на его взгляд, достигнет своего пика как раз к следующему августу. Западные инвесторы, говорит аналитик Economist Intelligence Unit Дункан Иннес-Кер, и вовсе уверены, что фондовый рынок КНР обвалится уже в ближайшие несколько месяцев. А поэтому компаниям уже пора фиксировать свою прибыль от инвестиций. Осторожный Уоррен Баффет, заработавший на инвестициях 52,4 млрд долл. и известный своим неучастием в рисковых операциях, уже продал все свои 11% в PetroChina. И в интервью американскому телеканалу Fox Business Network подчеркнул, что принятое решение "на 100% базировалось на оценке стоимости компании".

Не разделяют опасений лишь оптимисты-инвесторы. У этих акций еще много пространства для роста, утверждают они. И приводят в пример опыт американской и японской фондовых бирж - NASDAQ и Nikkei. На пике своего роста эти площадки видели соотношения капитализации и доходов компаний, котирующихся на них, на уровне 100. Некоторые аналитики и вовсе считают, что активы переоцененных компаний уже в следующем году вполне могут дорасти до их нынешней капитализации. Наконец, большинство китайских и зарубежных инвесторов верят: Пекин просто не позволит рынку "лопнуть". По крайней мере - в преддверии Олимпийских игр в августе 2008 года - события, перед которым Поднебесная пытается "навести марафет" не только в экономической, но и в политической жизни страны.

Одним словом, население Китая, компании и инвестбанки не боятся идти вопреки авторитету финансовых гуру. Citigroup, как и раньше, уверенно вливает средства в китайский рынок. Так же и инвестиционная компания Zacks Investment Research дает рекомендации "покупать" акции China Life. И хоть и не советует приобретать новые акции PetroChina или Sinopec, но, как и прежде, считает необходимым их удерживать. Предупреждения о перегреве китайской экономики не отбивают у инвесторов желания заработать на акциях китайских компаний. Как на американских горках, они затаили дыхание и готовы подниматься еще выше, надеясь, что спуск (в данном случае обвал) начнется не сию минуту.

Дария Рябкова  Инвестгазета
 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua