" />
Риск "красивых инвестиций"
Инвестиции - Прочее
24.10.2008

ImageВ Украине вновь становится привлекательным инвестирование в произведения искусства. Об этом свидетельствует появление арт-фондов и выход из тени многих коллекционеров, выставляющих на всеобщее обозрение и продажу живопись, скульптуру и антиквариат, а также возросший интерес к нашему рынку крупных европейских аукционных домов.

«У нас все возвращается на круги своя, к концу XIX века,— говорит директор Киевского музея русского искусства Юрий Вакуленко.— Тогда многие известные сахарозаводчики, такие, как Терещенко, Ханенко и другие предприниматели активно покупали современное искусство. С тех пор в течение 70 лет советского периода у нас был практически уничтожен институт арт-дилеров, но сейчас он возрождается».

Кроме очевидной привлекательности в условиях нестабильности на фондовых и финансовых рынках, в этом виде бизнеса существуют определенные специфические риски. Не секрет, что на рынке искусства присутствуют как своеобразные голубые фишки — полотна всемирно известных художников, в которые, как считается, вкладывать деньги абсолютно безопасно, так и темные лошадки, поставив на которые, можно равно крупно выиграть или проиграть.

Модным быть опасно

Каждому человеку, желающему путем инвестирования в произведения искусства сохранить или приумножить свои средства, непросто разобраться в огромном количестве предметов, в том числе малоценных или просто подделок, присутствующих на арт-рынке. Дилетант на рынке искусства может понести серьезные потери. «Это более тонкий инструмент инвестирования, чем другие. Без консультанта новичку очень сложно выходить на рынок,— считает глава «Арт-Инвеста» Александр Прогнимак.— Конечно, экспертов можно найти в крупных торговых структурах, специализирующихся на продаже предметов искусства. В роли консультанта могут выступить также и дилеры, которые имеют большой опыт работы в этой сфере. Но наиболее надежным инструментом инвестирования в искусство станут именно инвестфонды».

Инвестиционные риски на арт-рынке характерны еще и тем, что нередко цену на предметы определяет непредсказуемая мода. «Отдельные произведения искусства, становясь особо модными, как ныне, например, китайские, достигают роста и до 2000% в год!» — отметил Юрий Вакуленко. Среди наиболее известных авторов, произведения которых подвержены колебаниям моды,— мастер поп-арта Энди Уорхол. Однажды на аукционе Sotheby’s его картина «Оранжевая Мэрилин» при эстимейте в $6 млн. была продана за $17 млн. Произведения Уорхола демонстрируют ежегодный рост на уровне 12-17%, однако в отдельные годы отмечался и 20%-ный спад цен на работы мастера. Цены на работы австрийского экспрессиониста Эгона Шиле также то резко поднимаются, то резко падают. Так, в 2000 г. они подскочили на 453%, в 2002 г. — упали на 250%, а год спустя снова поднялись на 2100%. Картины Генриха Семирадского, мастера полотен на античные и библейские сюжеты, в конце XIX века стоили куда больше, чем полотна Сурикова или Репина, а потом он был начисто забыт.

Поддержи современников

Большинство специалистов сходятся во мнении, что сегодня в Украине выгоднее всего инвестировать в современное искусство. На произведения современных мастеров цены растут наиболее активно. Показательны примеры с картинами известных украинских мастеров советского периода Николая Глущенко и Сергея Шишко, цены на которые еще сравнительно недавно едва достигали нескольких тысяч долларов, сейчас зачастую превышают сотни тысяч. В 2007 г. работа Николая Глущенко на аукционе «Антик-центра» была продана за $260 тыс., и такая стоимость ныне стала привычной.

По версии Art Market Research, за последние годы индекс стоимости современной живописи вырос в мире на 54%. Кроме того, немаловажно, что при покупке таких произведений практически исключена вероятность приобретения фальшивок, а при грамотной раскрутке художника при сравнительно небольшом капиталовложении можно получить солидную прибыль. При этом необходимо обладать минимальным стартовым капиталом не менее чем $5-10 тыс., потому что за меньшую цену вряд ли удастся купить что-то достойное. Порой вложения в современное искусство оказываются фантастически выгодными: из десятка тысяч художников в историю искусства попадут немногие, но если угадать кто, то выигрыш может быть тысячекратным.

Начни с дешевки

Современная живопись — это особенная область на рынке искусства. Сейчас это относительно недорогие работы. Их цена через десяток-другой лет может увеличиться во много раз, а в будущем они станут антиквариатом. Российский купец и коллекционер, один из известных меценатов Серебряного века Сергей Щукин в свое время покупал картины художников — своих современников, таких, как Пикассо, Матисс, Ван Гог и других, которые в то время не очень воспринимались публикой и тем самым помог сделать им имя. Один из самых известных итальянских скульпторов и живописцев Амадео Модильяни при жизни едва сводил концы с концами. Сегодня же вложения в работы Модильяни отличаются высокой доходностью и стабильностью, а цены на них постоянно растут. Годовой прирост рыночной стоимости может достигать 20-50%.

Враг арт-бизнеса — музей

Для того чтобы арт-инвестиционные фонды работали эффективно, они должны активно пополняться. Это весьма насущный вопрос. По мнению коллекционера и мецената Игоря Понамарчука, украинский рынок произведений искусства серьезно истощен. В то же время, по оценке австрийской компании Kunst Asset Management Gmbh, стоимость мировых арт-активов (только живопись) составляет около $250 млрд. При этом в свободном обращении находится только 2% произведений, а все остальное — в музеях. «Самые страшные враги аукционов и рынка произведений искусства — это музеи,— утверждает Юрий Вакуленко.— Они закупают картины и другие произведения искусства, размещают их в своих экспозициях и фондах, они оседают там и, как правило, обратного хода этот процесс не имеет. В дальнейшем эти предметы практически навсегда изымаются из рыночного оборота. Особенно сильно сорбции со стороны музеев подверглись произведения XVIII-XIX веков». И в этом случае особые надежды возлагаются на произведения современного искусства. При этом Юрий Вакуленко считает, что арт-инвестиционные фонды будут вовлекать в орбиту своих операций далеко не только живопись или графику, но практически все коллекционные виды произведений искусства, в том числе скульптуру, старинную мебель и т.д.

Искусство не дешевеет

Один из основных принципов инвестирования в искусство заключается в том, что чем больше уровень первоначальной суммы вложения, тем выше отдача. Вложения от $8 тыс. уже можно назвать инвестициями с перспективой, однако большинство экспертов сходятся во мнении, что меньше чем со $100 тыс. на этом рынке делать нечего, потому что инвестиционная отдача будет крайне невелика.

При этом аналитики рынка искусства отмечают такую тенденцию: каждые $100, правильно вложенные в живопись, в течение последующих четырех лет, как правило, превращаются в сумму не менее $140. «Ликвидность фондового рынка плохая, он подвержен колебаниям, а в то же время цены на определенные художественные произведения, достигая пика, перестают интенсивно возрастать и стабилизируются,— считает Юрий Вакуленко.— Но в целом цены на антиквариат всегда растут в среднем по 20% ежегодно. При этом назад никогда не пойдут, а в самом худшем случае — вернутся на стартовые позиции».

Автор: Сергей МИНАКОВ "Экономические известия"

Читать также:

В Америке прячут монеты

Срочно куплю пушку начала XIX века. Дорого

Нумизматы хотят больше 

Коллекционирование как способ инвестирования 

Три основных риска частного инвестора

Книголюбы и библиофилы: как считать, когда другие читают

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua