Национальный проход
Банки - Банки
19.03.2009

ImageПо мере ухудшения финансового состояния украинские банки начинают выстраиваться в очередь на национализацию

Претенденты
   

   Три крупных отечественных банка — “Родовід Банк”, Имэксбанк и Укргазбанк — уже заявили о готовности отдать часть акций государству в обмен на его помощь в капитализации (см. “По порядку” на стр.27, а также БИЗНЕС №8 от 23.02.09 г., стр.28, 29).
    Первым такое решение приняло общее собрание акционеров “Родовід Банку”. Это финучреждение занимает 20-е место по активам и входит во 2-ю группу по классификации НБУ — “Крупные банки”. Президентом и совладельцем “Родовід Банку” явля­ется президент Национального олимпийского комитета Украины Сергей Бубка. 25 февраля было решено передать государству более 50% акций этого банка. Еще 25% выкупит частный инвестор — международная металлургическая компания Istil. По словам и.о. председателя НБУ Анатолия Шаповалова, регулятор поддержал такое решение акционеров и намерен подать предложение по капитализации “Родовід Банку” в Кабмин. Примечательно, что еще совсем недавно у собственников банка были совсем другие намерения. Так, в конце 2008 г. было объявлено о планах продать контрольный пакет акций “Родовід Банку” группе Istil. А 30 января 2009 г. собрание акционеров приняло решение об увеличении уставного капитала на 700 млн грн., т.е. почти втрое — до 1,135 млрд грн. Причина смены стратегии капитализации остается загадкой. Новоназначенный председатель правления финучреждения Дмитрий Егоренко наотрез отказывается комментировать ситуацию.
    Вопрос целесообразности рекапитализации с участием государства был включен и в повестку дня общего собрания акционеров одесского Имэксбанка, которое состоялось 5 марта. Это банк занимает 30-е место по активам (также 2-я группа). При этом он контролирует около 12% банковского рынка Одесской области (2-е место в регионе). Президентом и основным акционером Имэксбанка является народный депутат от “Партии Регионов” Леонид Климов.
    И, наконец, 13 марта вопрос о частичной национализации должны были рассмотреть акционеры Укргазбанка. “Уверен, что такое решение будет принято (разговор состоялся 10 марта. — Ред.). Я хочу использовать все шансы, которые возможны в этом государстве, для обеспечения ликвидности и стабильности банка”, — сообщил БИЗНЕСу Василий Горбаль, народный депутат от “Партии Регионов”, член Совета НБУ, а также основной акционер и почетный президент Укргазбанка. На начало 2009 г. этот банк занимал 17-е место по активам (1-я группа — “Крупнейшие банки”). Недавно Нацбанк назначил в Укргазбанк своего куратора (см. БИЗНЕС №10 от 09.03.09 г., стр.30, 31).
    Не против национализации своего детища выступают также собственники “Західінкомбанку”, в котором
12 февраля Нацбанк ввел временную администрацию (ВА). Хотя в общеукраинской табели о рангах по активам этот банк занимает скромное 72-е место, в родной Волынской области он входит в Топ-5 лидеров. Контролирует финучреждение семья Гаврилишиных. В частности, главой наблюдательного совета “Західінкомбанку” является Василий Гаврилишин, депутат Луцкого горсовета (фракция БЮТ).
    Кроме того, претенденты на национализацию — два проблемных (работает ВА) финучреждения из группы “Крупнейшие” — “Надра Банк” и Укрпромбанк. Во всяком случае, 10 февраля теперь уже бывший директор дирекции НБУ по банковскому регулированию и надзору Александр Киреев заявлял: “По двум банкам — Укрпромбанку и “Надра Банку” — будут подготовлены материалы по рекапитализации за счет государства”. В то же время следует отметить, что у этих банков могут появиться также и частные инвесторы. Так, в конце прошлого года Укрпромбанком активно интересовалась группа “Приват”, а затем свой интерес выразила российская “Альфа-Групп”. Еще ранее намерение приобрести “Надра Банк” задекларировала DF Group, подконтрольная бизнесмену Дмитрию Фирташу. Хотя позже именно этот потенциальный инвестор попросил НБУ ввести временную администрацию в данный банк.

По порядку
    Напомним: 18 февраля Кабмин принял новый порядок рекапитализации банков, утвержденный постановлением №148 Согласно документу, рекапитализацию банка с участием государства могут инициировать его собственники, Нацбанк или Минфин. Вместе с предложением о рекапитализации банка Нацбанк передает Минфину информацию об акционерах с долей не менее 5%, заключение о диагностическом обследовании банка, заключение НБУ относительно необходимого размера увеличения уставного капитала. Окончательное решение о рекапитализации принимает Кабмин. Интересно, что в соответствии с постановлением создан новый специальный орган — Экспертно-аналитический совет по вопросам участия государства в капитализации банков (далее — Совет). Основная функция Совета — определение требований (критериев) к банкам, соответствие которым может быть основанием для участия государства в капитализации. Кроме того, Совет будет визировать (согласовывать) решения Минфина относительно капитализации конкретных банков. Совет состоит из 11 членов. Его возглавляет первый вице-премьер-министр Александр Турчинов, заместитель — первый замминистра финансов Игорь Уманский. Также в состав Совета вошли представители Кабмина — Георгий Берадзе, первый заместитель министра Кабинета министров, Сергей Буряк, председатель ГНАУ и совладелец Брокбизнесбанка, Евгений Корнейчук, первый заместитель министра юстиции, Анатолий Максюта, первый заместитель министра экономики, Игорь Черкасский, глава Госфинмониторинга. От НБУ в Совет входят директор дирекции по надзору Василий Пасичник и заместитель председателя НБУ Александр Савченко. Кроме того, право совещательного голоса есть у советника премьер-министра Александра Гинзбурга (совладелец РА “Кредит-Рейтинг” и Украинской межбанковской валютной биржи), а также представителя Всемирного банка Карла-Йохана Линдгрена. 11 марта решением Кабмина состав участников Совета был уменьшен до 7 человек.
    На рекапитализацию с участием государства, согласно постановлению Кабмина №148 от 18.02.09 г., могут претендовать исключительно банки, в которые была введена ВА или куратор от НБУ. На сегодняшний день таких финучреждений девять: три из группы “Крупнейшие” (Проминвестбанк, “Надра Банк”, Укрпромбанк), один — из группы “Крупные” (банк “Киев”), остальные (Банк “Национальный Кредит”, Одесса-банк, “Західінкомбанк”, банк “Причерноморье” и Трансбанк) — из группы “Небольшие”. Отметим, что Проминвестбанк не рассматривается в качестве объекта для национализации, так как его купил российский Внешэкономбанк.
    Кроме того, собственникам банков, капитализируемых за счет государства, придется расстаться с контрольным пакетом акций. 50% + 1 акция финучреждения должны быть переданы новым инвесторам. Вообще, размер пакета акций, который потеряют собственники, зависит от потребности банка в капитале (определяет НБУ). К примеру, если уставный капитал “Родовід Банку” (сейчас 435 млн грн.) необходимо увеличить за счет государства на 700 млн грн., то по завершении транзакции пакет акций, принадлежащих государству, составит 61,7%. То есть чем больше потребность банка в капитале, тем больше будет размер дополнительной эмиссии и, соответственно, степень размытия пакета нынешних собственников. В постановлении говорится, что в обмен на акции правительство вносит в капитал банка гособлигации (ОВГЗ) или “живые” деньги, например, из Стабилизационного фонда. Любопытно, что на прошлой неделе Кабмин предложил изъять из Закона о Госбюджете-2009 ст.84, согласно которой ОВГЗ подлежат обязательному выкупу НБУ. В этой связи возникают риски, что в случае рекапитализации через ОВГЗ банк может остаться без живых денег. Показательно, что государство может выкупить акции допэмиссии как единолично, так и совместно с другим инвестором. Правда, в таком случае между Кабмином и этим инвестором обязательно должен быть подписан договор о совместном участии в капитализации. То есть, по сути, они должны договориться действовать как единый акционер. В качестве основных партнеров Кабмина, скорее всего, будут выступать международные финансовые организации. Во всяком случае, 18 февраля после принятия Кабмином соответствующего постановления премьер-министр Юлия Тимошенко сообщила, что его проект был разработан совместно с экспертами Всемирного банка, ЕБРР и МВФ. Напомним: ЕБРР и ВБ готовы направить на капитализацию украинского банковского сектора, в том числе в уставные фонды банков, около $1,35 млрд. При принятии решений относительно капитализации банков Минфин может привлекать внешних консультантов, в случае необходимости — покупать соответствующие услуги. Напомним: в ноябре 2008 г. Кабмин принял решение привлечь Blackstone Group (консалтинговая компания, связанная с Джорджем Соросом) и Credit Suisse в качестве финансовых консультантов правительства.
    Из текста постановления также следует, что правительство будет стремиться продать акции банков (после их оздоровления, санации) по максимально возможной рыночной цене. Для этого Минфин имеет право договариваться с другими акционерами банка о продаже максимально крупного пакета акции единым лотом (это повышает цену каждой акции). В то же время в постановлении ничего не сказано о приоритетности выкупа акций у государства, хотя ранее г-н Турчинов заявлял, что такое право будут иметь прежние собственники национализированных банков. Аналитики считают, что правительству придется ждать минимум два года, чтобы продать акции национализированных сейчас банков хотя бы по их номинальной стоимости. Сейчас акции даже крупнейших отечественных банков торгуются на бирже по цене, ниже номинальной. Так, по данным ПФТС на 10.03.09 г., акции Укрсоцбанка стоили 70% от номинала, а “Райффайзен Банка Аваль” — 80%. Тогда как два-три года назад эти банки были проданы иностранным собственникам по цене, в 4-5 раз превышающей размер капитала.

Вялость
   

    Участники рынка считают, что порядок рекапитализации, прописанный Кабмином, далек от совершенства. В частности, они отмечают отсутствие хоть каких-либо рамочных критериев, устанавливающих, какие банки могут претендовать на капитализацию от Кабмина в принципе, не говоря уже о четких прозрачных требованиях. “Нет четкой идеологии, доведенной до всех участников рынка”, — констатирует г-н Горбаль. Он выступает за выработку конкретных критериев рекапитализации, чтобы каждый вкладчик мог понять, будет государство поддерживать его банк или нет. В то же время формулировки постановления легко позволяют прописывать такие критерии под “нужный” банк.
    Как правило, в мировой практике принято, что государство спасает системные финучреждения, банкротство которых может спровоцировать потрясения на финансовом рынке в целом. В то же время директор департамента НБУ по внешнеэкономическим связям Сергей Круглик считает, что правительству интересны “только социально значимые и экономически прозрачные банки”. Когда власти вели переговоры с МВФ о выделении кредита, планировалось, что рекапитализации могут подлежать банки только 1-й и 2-й групп, т.е. 34 финучреждения. Однако недавно Нацбанк обязал банки 3-й и 4-й групп также пройти диагностическое обследование до 15 апреля 2009 г. Не исключено, что это было сделано в качестве предпродажной подготовки, и “малыши” тоже смогут рассчитывать на национализацию. Отсутствие четких прозрачных критериев участия государства в капитале банков создает предпосылки для разного рода злоупотреблений. В частности, возможно предвзятое отношение к банкам по политическим мотивам. Так, например, в декабре 2008 г. Юлия Тимошенко публично обвинила в валютных спекуляциях наряду с “Надра Банком” также Укргазбанк и “Родовід Банк” (см. БИЗНЕС №1-2 от 12.01.09 г., стр.29, 30). Более того, недавно Пенсионный фонд распространил информацию о том, что намерен приостановить выплату пенсий через Укргазбанк. “Уверен, что это чушь. Любая политизация любого бизнеса — это путь в никуда. По крайней мере, при общении с г-ном Турчиновым я нахожу понимание с его стороны. В частности, письмо ПФ будет отозвано по моей инициативе”, — рассказывает г-н Горбаль.
    Еще один существенный недостаток утвержденного порядка рекапитализации — это отсутствие хотя бы ориентировочных сроков проведения соответствующих процедур. Из текста постановления совершенно непонятно, сколько времени может занять весь процесс — от подачи Нацбанком предложения на рекапитализацию до принятия Кабмином окончательного решения. Это при том, что в нынешних тяжелых условиях зачастую требуется оперативное решение вопроса. По информации БИЗНЕСа, прежде чем принимать решение о возможности капитализации с участием государства, руководство и собственники банков зондируют почву, проводя переговоры с наиболее влиятельными участниками всей процедуры. По словам источника в НБУ, сейчас подобную “разведку” проводят представители 10-15 банков. Потенциальные претенденты на рекапитализацию называют работу правительства в этом направлении “вялой”. Судя по всему, Совет до сих пор так и не собирался на заседание. Во всяком случае, один из его членов — Александр Савченко — на прямой вопрос, собирался ли Совет, ответил: “Не знаю, ничего не могу сказать по этому вопросу”. Напомним, что Юлия Тимошенко обещала начать процедуры, связанные с рекапитализацией, еще в последних числах февраля (см. БИЗНЕС №8 от 23.02.09 г., стр.28, 29). Однако, по словам Игоря Уманского, по состоянию на 11 марта Нацбанк не направил в Кабмин ни одного предложения.
    Осведомленный источник БИЗНЕСа в Кабмине поведал, что на данный момент у правительства нет видения того, как процедура капитализации будет реализовываться на практике. “Работа в этом направлении временно парализована в связи с отсутствием министра финансов. Именно он должен задавать идеологию этого процесса”, — отметил источник.
    Между тем банки продолжают испытывать проблемы с ликвидностью. По итогам февраля отток депозитов составил почти 19 млрд грн. А НБУ заметно сократил объемы рефинансирования. В феврале он выдал “длинные” кредиты только 25 банкам на общую сумму 7,2 млрд грн. В то же время для целей рекапитализации в Госбюджете-2009 предусмотрено 44 млрд грн.
    Кстати, в прошлую среду, 11 марта, на совещании у Президента Украины Виктора Ющенко была создана Объединенная национальная комиссия по рекапитализации банков.

Image

Текст: Дмитрий Гриньков
Рисунок: Инна Зарицкая

http://www.business.ua

Читать также:

Зачем банки в Украине наращивают капитал

Пятая часть вкладов утеряна

Прокураторы

Фонд гарантирования вкладов перевел 5 банков в категорию временных участников

Государственная крыша

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua