" />
Цена кредита МВФ. Пять шагов за три буквы
Бизнес - Экономика
24.03.2009

ImageГотовы на всё, вернитесь и дайте денег - таков основной лейтмотив заявлений Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, рассчитанных на бюрократов из вашингтонской штаб-квартиры Международного валютного фонда. Ещё в начале марта они отправили в МВФ письмо, в котором просили продолжить сотрудничество: вернуть миссию фонда в Украину и предоставить второй транш кредита на $16,5 млрд.

Тогда руководство МВФ возвратило письмо обратно, даже не рассматривая его. Но убедившись, что украинские власти не имеют никакой антикризисной программы и не представляют себе дальнейшей жизни без денег МВФ, фонд выдвинул несколько дополнительных условий. Речь прежде всего идёт об увеличении государственных доходов и сокращении расходов, ликвидации льгот и социальных выплат.

Шаг №1

Приватизация

Одно из главных условий продолжения сотрудничества с МВФ - сокращение дефицита госбюджета. Сначала фонд настаивал на том, что с учётом кризиса реальный дефицит госбюджета должен быть сокращён до 1% ВВП, то есть до 50 млрд. грн. Но 11 марта первый замминистра финансов Игорь Уманский заявил, что МВФ согласен на дефицит в размере 3% ВВП. "Однако вопрос не в самом размере дефицита госбюджета, а в определении реальных источников его финансирования", - подчеркнул он.

Среди источников такого финансирования могут быть доходы от приватизации. Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер считает, что для выполнения условий МВФ в этом году правительству достаточно приватизировать один лишь "Укртелеком". "Этого хватит для покрытия бюджетного дефицита, - считает эксперт. - А в будущем году можно поговорить о приватизации в другом режиме".

Впрочем, приватизация в условиях падения цен на активы, вызванного кризисом, крайне невыгодна государству. По данным Фонда госимущества, стартовая цена "Укртелекома" должна составить 3,5 млрд. грн., а максимальная едва ли превысит 7,5 млрд. А потому искать источники наполнения доходной части бюджета, скорее всего, придётся в других местах.

Шаг №2

Новые сборы

Наращивать поступления в госбюджет предполагается за счёт увеличения акцизных сборов на алкоголь, табак и автомобильное топливо. С помощью этих мер правительство намерено привлечь в госбюджет 2009 года около 9 млрд. грн. 16 марта в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект об акцизах на табачные изделия. В результате принятия документа цены на сигареты могут вырасти на 30-50%. На подходе законопроекты, предусматривающие увеличение акцизов на спиртное, вина и топливо.

По мнению экспертов, повышение акцизов неизбежно приведёт к росту цен. "Спиртное занимает порядка 4% в общем индексе потребительских цен; бензин и дизтопливо прямо или косвенно участвуют в формировании себестоимости товаров", - говорит начальник отдела Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.

Впрочем, по его же оценкам, мера может и не сработать. "В прежние годы акцизы обеспечивали всего 5-7% налоговых поступлений в госбюджет", - напоминает Жалило. Кроме того, увеличение акцизов повышает риски роста контрабанды и серого рынка алкоголя.

Шаг №3

Монетизация льгот

Правительству вряд ли удастся избежать выполнения самого неприятного для предвыборного года требования - урезания социалки. Например, МВФ настаивает на повышении расценок на жилищно-коммунальные услуги. В частности, предполагается повысить цены на газ украинской добычи, который используется для нужд населения.

До конца года расценки на газ и отопление для населения вырастут до уровня тарифов для промышленности. А уже с 1 апреля в три раза больше будут платить за электричество те граждане, которые потребляют более 400 кВт в месяц. Также правительство собирается отменить льготы на услуги ЖКХ и транспорта для пенсионеров, ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, заменив их адресной денежной помощью малоимущим.

Правильно это или нет - вопрос дискуссионный. "Бедные семьи должны получать адресную компенсацию, - уверен Александр Пасхавер. - А иначе мы размазываем эти деньги по всему населению, и в результате богатые потребляют больше льгот, чем бедные".

Но Ярослав Жалило не разделят оптимизма коллеги. "В нынешних условиях отмена льгот на оплату коммунальных услуг может привести к снижению уровня проплат, не говоря о росте социальной напряжённости", - считает эксперт. Он напоминает, что отмена льгот на проезд в транспорте в России в 2005 году привела к тому, что люди массово вышли с протестами на улицы.

Шаг №4

Пенсионная реформа

Центральная идея реформы - повышение возраста выхода на пенсию на 5 лет (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин). Эту идею МВФ пропагандирует уже много лет. "Относительно старения населения Украина имеет наихудший демографический профиль в Европе, и это усиливает давление на бюджет", - считает постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер.

Между тем Юлия Тимошенко клянётся, что пока она будет на посту премьер-министра, пенсионный возраст останется неизменным. "Пенсионный возраст в Украине повышаться не будет", - вторит ей председатель Пенсионного фонда Алексей Зарудный. По его мнению, более актуальным является вопрос сокращения разрыва между минимальными и максимальными пенсиями.

Такая мера тоже предусмотрена: правительство намерено кардинально сократить спецпенсии, которые в 2008 году получали более 1 млн. человек. И если изначально в бюджете-2009 максимальный размер пенсий был ограничен уровнем 9 тыс. грн., то сейчас Юлия Тимошенко обещает снизить планку до 6 тыс.

Кроме того, правительство намерено заставить платить пенсионные взносы украинских гастарбайтеров, перечисляющих деньги на родину. По словам первого вице-премьера Александра Турчинова, Кабмин знает, каким образом стимулировать наших граждан, работающих за границей, получать пенсии в Украине.

Но эксперты отмечают, что от увеличения пенсионного возраста не уйти, поскольку доля неработающего по возрасту населения растёт. "Но это увеличение может проходить постепенно, например, в течение 20 лет, - говорит Александр Пасхавер.

Шаг №5

Автономия для Нацбанка

В обмен на продолжение кредитной программы МВФ Кабмин должен отказаться от права контроля над действиями Нацбанка. В Фонде настаивают на том, что правительство, в частности, не должно вмешиваться в процесс рефинансирования банков, а также не может обязывать НБУ выкупать облигации внутреннего госзайма для финансирования бюджетного дефицита.

Выполнение этих мер должно быть обеспечено до конца апреля. МВФ также настаивает на реформе структуры управления Нацбанка и выступает за реформирование Совета НБУ. "Они предлагают структуру наподобие тех, которые существуют в Центробанке Польши, Словакии и других стран", - объяснил Фокусу зампредседателя Нацбанка Александр Савченко. В частности, Совет НБУ должен стать менее политическим и более техническим органом.

Учитывая нестабильность украинской банковской системы, МВФ настаивает на принятии до конца июля нового закона о неплатёжеспособности банков. Чтобы повысить прозрачность, уже в конце сентября Нацбанк обеспечит открытый доступ к информации о доходах и расходах банков, уровне капитализации, качестве активов в национальной и иностранной валютах.

Имидж - всё

Возникает вопрос: стоит ли правительству идти на все эти драконовские меры в обмен на $1,846 млрд.? Ведь сейчас Нацбанк располагает примерно $25 млрд. золотовалютных резервов. Этих денег вполне достаточно, чтобы удовлетворить имеющийся спрос на валюту: ежедневно до конца марта НБУ может продавать по $140 млн.

"Если Украина не получит кредит МВФ, золотовалютные резервы государства сократятся вдвое. Но фатальности в этом нет, - признаёт Виктор Ющенко. - Плохо, что будет тенденция к сокращению активов, на которые обращает внимание бизнес". Именно вопрос имиджа страны и толкает Кабмин на выполнение требований МВФ.

"Сейчас каждый доллар на счету, но вопрос всё же не в самих деньгах, - говорит Александр Пасхавер, - дело в статусе страны. Для многих международных организаций, государств и частных инвесторов наличие кредита МВФ означает, что мы являемся приличным обществом. И это очень позитивно для коррупционной страны".

Впрочем, спешка с выполнениями условий Фонда может сослужить дурную службу Украине. "Есть риск, что, пытаясь добиться благосклонности МВФ и получить кредит, власти в пожарном режиме попытаются осуществить системные реформы. В этом заключён главный риск", - резюмирует Ярослав Жалило.

Виталий Атанасов Фокус

Читать также:

Кому и сколько должен "Нафтогаз"

Платежный кризис. Экс-министр экономики уже не советует хранить деньги на депозитах

Как боролись с Великой Депрессией и стоит ли так бороться с нынешним кризисом

МВФ закончил проверку украинской экономики

Долг неплатежом красен: возможен ли дефолт Украины?

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua