Наталия Казмер, член совета директоров "Визз Эйр Украина": "Кризис - совсем не повод опускать крылья
Люди - Интервью
08.04.2009

ImageПлан создания компании Wizz Air возник в июне 2003 года, когда шесть человек, имеющих богатый опыт в сфере авиаперевозок, объединились в команду. Всего три месяца - и Wizz Air была готова поднять свои самолеты в небо. Одной из шести основателей была Наталия Казмер, ныне – член Совета директоров «Визз Эйр Украина».

 

Как Вы пришли в международную авиацию – это ведь очень специфический бизнес?

Мой отец был бортовым инженером на самолетах ТУ. Он часто брал меня в аэропорт, поэтому я, по сути, выросла возле самолетных ангаров. К сожалению, он рано умер и так и не увидел моего роста в своей любимой отрасли. На последнем году учебы в институте я встретила одного папиного друга, и он предложил мне пройти практику в авиакомпании Malév. Так я пришла в эту компанию и проработала там 7 лет. Из них последние 2 года моим начальником был Джозеф Варади (József Váradi), который взял меня с собой в наиболее значительное приключение моей жизни - Wizz Air. Нас было шестеро (включая меня и Джозефа) основателей группы Wizz Air, в которую теперь входят 3 авиакомпании, в том числе «Визз Эйр Украина».

Говоря о самом бизнесе, он такой же, как и любой другой. Чтобы достичь результатов, ты должен понимать его суть, понимать свой рынок, иметь четкое видение того, что ты делаешь и куда ты двигаешься, и никогда не отклоняться от ведения своего основного бизнеса. Авиация - это не самолеты и управление ими. Это бизнес, который управляется коммерчески и стратегически. И пришло время украинской авиации, наконец, увидеть эту простую реальность.

Тяжело было начинать бизнес на Украине? Как удается бороться с бюрократией и коррупцией?

ImageВедение бизнеса в Украине, несомненно, отличается от нашего опыта в европейских странах. Здесь бизнес культура только начинает развиваться и до сих пор имеет на себе печать прошлого столетия. Стоит заметить, что Украина стала на путь изменений и развития, и этот процесс необратим. Тут существуют те открытость и желание, которые сделали возможным наш выход на украинский рынок, и это в конечном итоге принесет свои плоды. Этот процесс очень сложный, но мы не сдаемся и уже видим ощутимые результаты.

Одной из составляющих успеха компании Вы называли высокий профессионализм команды. Как вы подбираете персонал? Это иностранные менеджеры или украинские?

В Украине мы столкнулись с тем, что здесь есть хорошие профессионалы, но очень мало хороших менеджеров. Чтобы решить эту проблему, мы создали в «Визз Эйр Украина» мультинациональную команду, внутри которой осуществляется передача профессиональных знаний и навыков местным специалистам, а они, в свою очередь, совсем скоро становятся готовыми принять на себя все управленческие функции. В Украине большинство менеджеров, которых мы нанимаем на соответствующие позиции, в ходе работы проходят инструктаж и тренинги. Есть также люди, которых нанимают на позиции менеджеров после прохождения ими внутренних тренингов. Например, мы не могли нанять местного руководителя бортпроводников, когда только пришли в Украину, поэтому в начале его функции исполнял иностранный специалист. Его задачей было создать команду, определить своего преемника и научить его/ее. Таким образом, эту позицию в апреле займет уже украинская девушка.

Наша стратегия - создать сильную местную команду, но мы ценим также преимущества существования мультинациональных и мультикультурных коллективов. В этом - суть духа Wizz Air.

Сколько человек у Вас в подчинении?

Как у генерального директора «Визз Эйр Украина» у меня в прямом подчинении было 12 специалистов, и еще около 40 - у одного из моих менеджеров. На момент создания компании кроме сильного и последовательного стиля управления требовалось наличие и «мягкого». Поэтому я проводила много времени, слушая людей и общаясь с ними в большей команде. Как у руководителя отдела по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью группы Wizz Air у меня только один подчиненный, а как у члена совета директоров «Визз Эйр Украины» - никого. Моя работа зависит не от размера непосредственной команды, а от способности сделать так, чтобы другие взаимодействовали между собой эффективно.

Какими качествами должен обладать топ-менеджер?

Сложно выписать рецепт хорошего менеджмента, но я думаю, хороший менеджер должен руководствоваться принципами, ориентироваться на результат, быть способным мотивировать людей, быть эффективным, креативным (в поиске путей и решений), быть хорошим экспертом в своей отрасли, демонстрировать лидерские качества и способность стратегического прогнозирования и мышления. Хороший менеджер, прежде всего, является примером для подражания для своей команды.

Билеты на рейсы вашей компании продаются через Интернет. Но аудитория пользователей Сети в Украине еще не очень широкая. Считаете ли Вы Интернет – полезным ресурсом для бизнеса?

Как только украинские пассажиры видят возможность купить авиабилеты по низким ценам, они сразу же находят и Интернет, и способ оплатить билет. Прямые продажи через Интернет составляют 85% среди авиакомпаний группы Wizz Air. В Украине этот показатель составляет уже около 70-75%, и я уверена, что он будет повышаться.

Интернет является наиболее эффективным инструментом для бронирования - в плане экономии как времени, так и денег.

В вашей компании практикуется передача таких стратегически важных задач как наземное обслуживание, маркетинг, бухгалтерия на аутсорсинг. Как удается отслеживать эффективность работы этих направлений?

Все просто: мы заключаем юридически обязательный договор. Соглашение по поводу качества предоставляемых услуг является его неотъемлемой частью. Если что-то не выполняется, существуют штрафные санкции. Я думаю, наши партнеры подтвердят вам, что с нами легко работать, поскольку мы абсолютно предсказуемы. Мы открыты и действуем согласно установленным правилам; с другой стороны, мы требовательны и бескомпромиссны, когда речь идет о качестве услуг.

Вам приходится иметь дело с банками, страховыми, лизинговыми компаниями. Скажите, как происходит выбор финансовых партнеров?

Мы делаем выбор в процессе проведения тендера. Выбираем лучших игроков мирового рынка, так как бизнес у нас можно сказать глобальный, по крайне мере европейский. Что касается банков, мы работаем с большими международными корпорациями (и, соответственно, с их отделениями в Украине). Страховые компании выбираются нашим страховым брокером, который работает со всеми авиакомпаниями группы Wizz Air. Согласно требованиям украинского законодательства, у нас есть местная страховая компания в Украине.

Как в вашей компании ставятся цели? На бумаге или в электронном виде?

У нас используется отличная система оценки. Это 360° система, согласно которой работник оценивается и получает детальный отзыв по поводу качества его/ее работы. Мы определяем цели и спустя год измеряем результаты. Процесс начинается с заполнения электронных форм и заканчивается часовым персональным обсуждением с каждым сотрудником. В результате менеджер и сотрудник подписывают бумажный документ.

Говоря в целом, мы виртуальная авиакомпания - в том смысле, что широко используем электронную почту и электронные системы хранения данных. К сожалению, в Украине мы в большей степени ограничены в этом плане и просто вынуждены использовать бумажные документы.

Как ваша компания борется с последствиями кризиса? Отразился ли он на компании?

 

По сути, Wizz Air выигрывает от влияния кризиса. Что касается спроса, то люди продолжают путешествовать, но теперь для них более важной является цена. Те, кто раньше пользовался услугами традиционных авиаперевозчиков, сегодня обращают внимание на лоу-кост авиакомпании, такие как Wizz Air. Если говорить о бизнесе, то только те авиакомпании, которые эффективны по своей бизнес-модели, смогут выжить. Wizz Air по своей сути является очень эффективной, мы постоянно контролируем уровень своих расходов. Высокая эффективность, низкие производственные затраты и высокая надежность - это все может быть достигнуто благодаря отменному качеству, поэтому мы используем только новейшие самолеты Airbus A320, работаем с поставщиками высшего класса и нанимаем на работу лучших специалистов.

Стоит отметить, что мы создавались по принципу лоу-кост и никогда не теряли из виду бережное отношение к деньгам. Поэтому во время кризиса наша стратегия не меняется: мы предлагаем самые низкие цены и еще тщательнее контролируем свои затраты.

Вы много времени проводите в разъездах – как Вам удается осуществлять контроль за работой компании?

Компания должна быть самодостаточной в том плане, что если кто-то из менеджеров отсутствует, она продолжает работать эффективно. Наша компания такая. Мы приложили особые усилия к созданию эффективности в ее организации. Спросите любого сотрудника - от экипажа самолета до директора - каждый из них знает, какие первоочередные задачи у компании, и какую роль он играет в их выполнении. Важно, чтобы корпоративная культура была сильной и существовала не только на словах, а чувствовалась в повседневной жизни компании. У нас есть прочная система ценностей и принципов, а также хорошо налаженные процессы.

А как Вы обычно планируете свое рабочее время?

Я планирую свой день вечером накануне. В связи с тем, что приходится исполнять несколько функций в разных местах, я должна эффективно использовать время. В голове я разделяю задачи на 4 группы:

Image

 

Моя цель - иметь как можно меньше (насколько это возможно) пунктов в верхнем правом углу и как можно больше в левом верхнем. Я никогда не делаю ничего из нижней левой колонки и не хочу, чтобы что-то находилось в правой нижней. На самом деле, это достаточно сложно, поскольку тебя все больше тянет делать наименее важные и несрочные вещи, и ты не уделяешь внимания вещам несрочным, но важным.

 

Можете описать свой обычный рабочий день?

 

У меня не бывает обычных рабочих дней. Все они достаточно разные. Однако я всегда стараюсь их структурировать. В нашей компании понедельник - это день встреч, поэтому в этот день у меня никогда нет поездок. В основном организовываю свои поездки в период между вторником и четвергом и всегда возвращаюсь домой до вечера пятницы, поскольку выходные провожу с семьей и друзьями.

В офисе я в 8.30. Начинаю, как правило, с просмотра ежедневных мониторингов СМИ, которые присылают мне PR-агентства из 6 стран, где мы работаем. Потом начинается работа, согласно расставленным приоритетам. Я люблю быструю и эффективную коммуникацию, поэтому часто пользуюсь электронной почтой и много общаюсь с людьми. Во время поездок со мной всегда BlackBerry и мобильный.

Мой рабочий день в основном длится до 8. Два раза в неделю я заканчиваю работу раньше и иду в спортзал.

 

Кто был Вашим наставником в бизнесе?

 

Мой босс, Джозеф Варади, Глава группы Wizz Air

 

Читаете ли книги по менеджменту? Что можете порекомендовать?

 

Фактически нет. Я считаю чтение биографий выдающихся людей более полезным и вдохновляющим. Сейчас читаю «Мечты моего отца» (“Dreams from My Father”) Барака Обамы.

Да, у меня есть абсолютный фаворит - «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Это не совсем книга по менеджменту. Это книга о персональной эффективности. Считаю ее полезной для каждого, поскольку в ней речь идет о простых принципах, которые делают нас лучшими и более эффективными. Я бы рекомендовала прочесть ее всем - от тинэйджеров, домохозяек до топ-менеджеров.

Еще одна полезная книга - "Кто украл мой сыр" (“Who Moved My Cheese”) Спэнсэра Джонсона - об управлении изменениями, что является особенно актуальным на сегодняшний день.

Третья книга - «Рыба» (“The Fish”) Стивена Лундина, Гарри Поля и Джона Кристенсена. Она показывает, как создать вдохновляющее и динамичное место работы на примере рыбного рынка в Сиэтле. Я там была, и это был поистине чудесный опыт.

 

Какие Ваши планы на ближайшие 5 лет? Связаны ли они с авиацией?

 

Несомненно. Думаю, я буду работать над некоторыми захватывающими проектами для Wizz Air .

 

Есть ли у вас какое-то собственное дело? Если нет – не планируете ли открыть?

 

Wizz Air - мой ребенок, и хотя я и не являюсь ее собственником, считаю это моим собственным делом.

 

О Вас много пишут, но найти биографию оказалось сложной задачей. Поделитесь своей историей: как Вам удалось стать женщиной – топ-менеджером такого уровня?

 

Я всегда была амбициозной и целеустремленной во всем, что бы ни делала. Я родилась в Полтаве в мультинациональной семье, и родители уделяли особое внимание моему изучению разных культур, историй и языков, что сделало меня открытой и обусловило стремление изучать и видеть новое. Ребенком мне нравились любые занятия, предусматривающие командные игры и креативность. Позже мне нравилась школа, я любила заниматься множеством вещей - плаванием, рисованием, танцами и игрой на пианино. Я ходила в школу в Будапеште и Москве - поскольку мой отец работал в разных местах, мы путешествовали. Мне нравилось демонстрировать, на что я способна, поэтому я всегда была в центре событий. В институте я особо любила специальные задания, где приходилось решать комплексные вопросы. Училась я в Будапеште и Амьене (Франция).

Таким образом, мне повезло вырасти в любящей семье и в окружении множества интересных вещей.

 

Чем любите заниматься в свободное от дел время? Может быть, есть какие-то увлечения?

 

Я увлекаюсь спортом. Зимой и весной 2 раза в неделю занимаюсь в спортзале с персональным тренером, раз в неделю играю в сквош. Мне нравится кататься на лыжах. Так, на днях вернулась из Андорры, а через две недели собираюсь на выходные в Австрию. Когда погода улучшится, возобновлю свои занятия гольфом - это мое новое увлечение, а летом обязательно буду заниматься дайвингом. Я достаточно опытный дайвер с трехзвездочной квалификацией.

Люблю кино и театры, а также выставки. Поскольку я много путешествую, стараюсь организовывать культурную программу во время бизнес поездок. Например, ходила на «Чикаго» в Нью-Йорке и «Мамма Миа» в Лондоне. Но если я на самом деле захочу увидеть что-то, я отправлюсь в путешествие специально для этого: в прошлом сезоне ездила в Москву, чтобы посмотреть три спектакля со своими любимыми актерами.

 

Считаете ли Вы себя бизнес-вумен?

 

Я не уверена, в чем заключается суть этого определения, но если имеется ввиду «тот, кто получает удовольствие от успеха в работе» - тогда да.

 

Удается ли совмещать общение с семьей, близкими и работу?

 

Это нелегко, особенно в обществе, в котором принято, чтобы мужчина занимался карьерой. Однако все получится, если у человека есть семья, которая его понимает и поддерживает. Мой любимый человек тоже много путешествует, как и я, и мы поддерживаем стремления друг друга. Когда мы дома, проводим много времени со своими семьями и друзьями. Мне повезло, что они у меня есть.

 

Досье

  • Родилась в Полтаве 6 марта 1973 года.
  • 1995 год - окончила Университет имени Жюля Верна в Амьене (Universite Jules Verne Amien) во Франции.
  • 1996 год - окончила Институт внешней торговли (Будапешт, Венгрия).
  • 1996, авиакомпания Malev - ассистент отдела составления расписаний и развития сети
  • 1997, авиакомпания Malev - специалист отдела исследований рынка
  • 1998, авиакомпания Malev - менеджер по PR и маркетингу
  • 2001, авиакомпания Malev - помощник генерального директора по вопросам бизнеса, менеджер проектов генерального директора
  • 2002, авиакомпания Malev - Руководитель отдела по корпоративным коммуникациям
  • 2003, Wizz Air Group - Учредитель, Глава отдела по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью
  • апрель - октябрь 2008, "Визз Эйр Украина" - Генеральный директор (создание/запуск авиакомпании, вопросы лицензирования)

На данный момент: Wizz Air Group, "Визз Эйр Украина" - Глава отдела по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью, "Визз Эйр Украина" - Член совета директоров.

Чем гордится: конечно же, достижениями Wizz Air.

За что стыдно: такого нет.

Жизненное кредо: Серьезно относиться к тому, что ты делаешь, а не к себе.

Хобби: моя семья, лыжи, гольф, дайвинг, хорошие книги, кино.

Автор: Ольга Онуфрийчук  www.prostobiz.ua

Читать также:

Прогноз Тигипко. Доллар, дефолт и будущее банков 

Андрей Задорожный, владелец сети «Козырная Карта»: «Деньги, в первую очередь, нужно уважать» 

5 самых успешных руководителей Украины 

Как портной Михаил Воронин стал миллионером? 

Законы доминирования  

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua