" />
Блог (англ. blog)
Словарь онлайн Экономика, Финансы, Бизнес
09.04.2009

 

Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Блог — это личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа. Предполагает полемику читателя с автором.

Бло́ггерами (бло́герами) называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими.

Блогофотограф — человек, размещающий продукты своего фотографического творчества в личном или групповом блоге (фотоблоге) и не стремящийся найти никакого другого применения своим фотографиям.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (т. н. «комментариев», комментов) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Техническая основа

Технические возможности и ограничения блогов целиком определяются общими технологиями Сети. Ведение блога предполагает наличие программного обеспечения, позволяющего обычному пользователю добавлять и изменять записи и публиковать их во Всемирной паутине. Такое ПО называется движком блога и является частным видом системы управления содержимым.

Помимо основополагающей функции блога — добавления автором записей и вывода их по порядку — стандартными для блоговых движков ныне являются функции создания автоматически обрабатываемых списков обновлений RSS и Atom, форматирования текста и вставки мультимедиа в записи и, как упоминалось, функция добавления читательских отзывов.

Движок блога может быть на личном веб-пространстве автора (в этом случае он называется stand alone блог) или на мощностях одной из служб, предоставляющих место специально для блогов, — блог-платформ. Блоги могут быть связаны ссылками по технологии «трэкбэк»; а на блог-платформах часто создаются свои внутренние механизмы, способствующие множению связей и образованию социальных сетей среди блоггеров. Например, механизм «друзей» (френдов) на популярнейшей в Рунете блог-платформе Живой журнал.

История

По версии газеты Washington Profile первым блогом считают страницу Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 года, публиковал новости. Широкое распространение блогов началось с 1996 года.
В августе 1999 года компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блоговая служба. Впоследствии Blogger был выкуплен компанией Google.
Компания Apple, в конце 2004 года подавшая в суд на блоггеров, которые рассказали об их новых товарах ещё до того, как о них официально объявила компания, и потребовавшая открыть источник утечки информации, спустя два года проиграла. В 2006 году было вынесено решение суда о том, что блоггеры обладают теми же правами по неразглашению источников информации, как и журналисты.
В декабре 2008 года блог Оттенки Серого Мухамедова Сергея Эдуардовича получил от Россвязькомнадзора официальную регистрацию в качестве средства массовой информации.

Мотивация участия и функции блогов

Следует учитывать, что чтение блогов и авторство — два разных по содержанию процесса. Люди, пользующиеся коммуникативными возможностями блогов вне контекста ведения собственного блога, отмечают возможности общения с людьми, с которыми они не имеют возможности общаться непосредственно, например, с друзьями, живущими в других городах. Альтернативная экономика сообщений, действующая в блогах, делает такую форму общения наиболее удобной, так как она не предполагает обязательной взаимности и других ограничений общения «один на один».

Евгений Горный в своей статье[2] выделяет помимо поддержания контакта с близкими, следующие цели, которые может преследовать читатель блогов:
получение информации;
чтение-развлечение;
отслеживание реакции публики на те или иные действия (в самом деле, блоги представляют собой готовую огромную фокус-группу);
чтение ради социализации, ощущения себя причастным к жизни известных людей.

В ходе опроса блоггеров Livejournal, проведённого в 2005 году[3], были выделены следующие функции блогов.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция упоминается чаще всего. Большинство блоггеров говорят, что ведут или читают блоги ради общения с интересными им людьми. В первую очередь это возможность сказать что-то один раз так, чтобы это услышали многие. Какой смысл рассказывать десяти, двадцати, тридцати знакомым о поездке в пригородный парк, если это можно описать в своем блоге, украсив запись фотографиями? Каждый прочтет об этом в удобное ему время или не будет читать вовсе, решив, что это ему неинтересно. («Иногда хочется ночами поговорить, а все спят. Тогда можно написать в ЖЖ и потом прочитают»). Впрочем, такая ситуация порождает встречную проблему, когда двум встретившимся «в реале» блоггерам, если они не обладают должной фантазией, бывает не о чем поговорить.

Как для «читателей» так и для «писателей» можно выделить два направления коммуникативной мотивации в использовании блогов — общение со знакомыми и расширение круга общения. В то время как одни люди заводят блог для удобства коммуникации с имеющимися знакомыми, другие заводят блог для того чтобы познакомиться с новыми людьми, для расширения своей аудитории. В этих двух формулировках — «познакомиться с новыми людьми» и «расширить аудиторию», которые действительно употреблялись участниками опроса, находит свое отражение еще одно различие: в то время как одним нужны друзья, другим - слушатели.

Функция самопрезентации

Несколько респондентов отмечали, что изначально задумывали создать персональную страничку (сайт в интернете), но потом, узнав о том, насколько легко вести блог, предпочли эту форму изложения информации о себе. Существует класс блогов, предназначенных для публикации и обсуждения произведений автора (прозы, стихов, фотографий, рисунков), однако и обычный дневник несомненно несет информацию о личности автора. «Веду дневник, чтобы меня читали» могут сказать многие блоггеры.

Функция развлечения

Многие люди предпочитают ведение блога, чтение блогов и дискуссии в комментариях в качестве развлекательного времяпрепровождения, особенно, если они по каким-либо причинам ограничены в других средствах развлечения, кроме интернета, и имеют довольно много свободного времени, которое надо тратить, например, молодые мамы составляют заметную часть сообщества блоггеров — им всегда есть о чем написать в свой блог, у них много вопросов, с которыми они могут обратиться к другим и т. д. Блоги представляют собой неисчерпаемый источник развлекательного чтения.

Некоторые пользователи используют блоги, чтобы тратить время, которого у них много, другие же используют его из-за нехватки свободного времени для полноценного общения. Таким образом, механизм сообщества блоггеров позволяет вести общение в удобном для каждого пользователя режиме и с той интенсивностью, которая ему нужна (или которую он может себе позволить).

Функция сплочения и удержания социальных связей

Как уже упоминалось, сообщество Livejournal объединяет десятки тысяч русскоязычных пользователей, среди которых многие найдут людей, с которыми они были когда-то знакомы. Блоги, выполняя функции социальных сетей позволяют поддерживать прервавшиеся в реальной жизни социальные связи и лучше узнавать своих знакомых.

Благодаря особенности отложенной многопользовательской коммуникации некоторые из респондентов используют блоги с нетрадиционной целью — для организации взаимодействия рабочей группы, обсуждения рабочих вопросов и т. п., так как для многих задач подобный способ оказывается более удобным, чем электронная почта, службы мгновенных сообщений и т. п. Группы, организованные на основе списков рассылки электронной почты также могут выполнять подобную задачу, однако в ситуации, когда все участники проекта ведут блоги на одном сервисе, добавлять еще один канал коммуникации может показаться излишним.

Функция мемуаров

Как и традиционный бумажный дневник, блог, помимо новых функций, может осознаваться и как несущий функцию мемуаров, места для каких-то записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни. Пользующиеся этой функцией респонденты полагают, что ведут дневник для себя, для того чтобы потом читать, для того чтобы записывать что-то, что не хочется забыть. И подумать об этом позже. Авторы создают нечто вроде отложенной коммуникации с самим собой.

Функция саморазвития, или рефлексии

Эта функции связана с тем, что блог предоставляет возможность участникам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. («Я начинал журнал, во-первых, как упражнение в открытости и спонтанности»). Некоторые отмечают, что публичность дневника вынуждает их продолжать его вести, а также заставляет учиться более грамотно структурировать свои мысли, что помогает им и самим лучше понять проживаемые события («излагая свою проблему или идею в письменном виде, становится легче анализировать ситуацию»).

Психотерапевтическая функция

Встречаются также упоминания о психотерапевтической функции блога, которая либо предполагалась заранее, либо была осознана в процессе ведения записей — «выплеснуть эмоции», «изложить наболевшее», «для успокоения нервов, в конце концов». Данная функция традиционного дневника, ведущегося в укромной тетрадке, неоднократно упоминается различными авторами и, по всей видимости, приобрела новую форму и новые возможности, как способ пожаловаться на жизнь множеству людей сразу и получить в ответ успокоительные «поглаживания». Если рассмотреть содержание регулярных диалогов в сообществе пользователей livejournal «ru_psychology», и не только там, то такого рода транзакции являются одной из наиболее популярных форм общения: один «клиент» жалуется на жизнь, а другие «клиенты» его утешают.

Продвижение блогов

С конца 2006 года стало набирать популярность SMO и SMM. SMM (social media marketing, маркетинг в социальных сетях) используется для продвижения сайтов/блогов в блогосфере и социальных медиа, таких как форумы, рассылки, ICQ, сайты digg-типа, социальные закладки и любые другие коммуникационные среды с профилями пользователей. SMO (social media optimization) используется для подготовки сайта/блога для более эффективного нахождения его пользователями.

Разновидности блогов

По автору (авторам)
Личный (авторский, частный) блог — ведётся одним лицом (как правило его владельцем).
«Призрачный» блог — ведётся от имени чужого лица неустановленной персоной.
Коллективный или социальный блог — ведётся группой лиц по правилам, определяемым владельцем.
Корпоративный блог — ведётся сотрудниками одной организации.

По наличию/виду мультимедиа
Текстовый блог — блог, основным содержанием которого являются тексты.
Фотоблог — блог, основное содержание которого составляют фотографии.
Музыкальный блог — блог, основное содержание которого составляет музыка.
Подкаст и блогкастинг — блог, основное содержание которого надиктовывается и выкладывается в виде MP3-файлов.
Видеоблог — блог, основное содержание которого представлено в виде видеофайлов.

По особенностям контента
Контентный блог — блог, публикующий первичный авторский контент.
Мониторинговый (ссылочный) блог — блог, основным контентом которого являются откомментированные ссылки на другие сайты.
Цитатный блог — блог, основным контентом которого являются цитаты из других блогов.
Тамблелог.
Сплог — спам-блог.

По технической основе
Stand alone блог — блог на отдельном хостинге и движке.
Блог на блог-платформе — блог, ведущийся на мощностях блог-службы (LiveJournal, LiveInternet и др.).
Моблог — мобильный веблог, содержащий контент, размещаемый в вебе с мобильных или портативных устройств.

По материалам Википедия.

Статьи на сайте:

Рекламные акции в онлайн-дневниках (опыт России) 

Как выбрать тематику вашего инфо-бизнеса 

Дневник олигарха 

Блоги - как путь к карьере 

Миллиардер завел себе блог

 

Разделы сайта:

Бизнес в интернете  Маркетинг   Карьера  Люди

Словари офлайн:

Финансовый словарь. Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш.

Большой экономический словарь. Под ред. Азрилияна А.Н. 7-е издание

Экономический словарь. Багудина Е.Г., Буздалов И.Н., Большаков А.К

Англо-русский словарь. Банки. Биржи. Бухгалтерский учет. Около 60000 терминов. Жданова, Скворцова

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua