" />
Инфляция: итоги первого квартала и проблемы методологии
Новости - Главные
13.04.2009

ImageПока что правительственные прогнозы на нынешний год, как и первоначальные прошлогодние, задекларированы в пределах однозначных чисел, исходя из прироста потребительских цен к декабрю 2008 года на 9,5%.

Напомним, что в прошлом году в первоначальном варианте инфляция тоже прогнозировалась в пределах 9,6-9,8%, а фактически составила 22,3%. Впрочем, не удавалось вложиться в желаемые показатели инфляции и предыдущим правительствам. В 2007 году при плане в 7,5% она составила 16,6%.

При характерных для Украины последних лет высоких темпах роста индекса потребительских цен необходимо обратить внимание на ряд проблем, связанных с методикой и практикой определения этого важнейшего социально-экономического показателя.

Итоги первого квартала

За первые три месяца этого года индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос на 5,9%. При сохранении и даже некотором уменьшении ежемесячных темпов его прироста обещанные правительством "годовые лимиты", скорее всего, будут достигнуты и превзойдены если не в мае, то в июне. И хорошо еще, если годовая инфляция уложится в 16,4% прироста, определенных для Украины Всемирным банком. За квартал увеличение потребительских цен произошло по всем 12 классификационным группам товаров и услуг.

Обычно анализ ценовых изменений принято начинать с продуктов питания. Но по итогам первой четверти года привычные подходы требуют пересмотра. В первом квартале больше всего выросли цены по здравоохранению - на 19,1%, в том числе на фармацевтическую продукцию (лекарства) - на 28,8%. Такой резкий рост цен на медикаменты не может не вызывать тревогу, ибо это в наибольшей мере ощущают наши соотечественники старших возрастных групп - пенсионеры, дети войны. В структуре их денежных потребительских расходов затраты на покупку лекарств примерно в 2,5 раза выше, чем в семьях работающих. Но не будем забывать, что стремительное повышение цен на лекарства началось не с января нынешнего года, а еще в прошлом году. Так, за 12 месяцев 2008-го и три месяца 2009-го цены на антибиотики увеличились на 77,9%, витамины - на 80,3, сосудорасширяющие препараты - на 52,5, гормональные - на 74,4, жаропонижающие и обезболивающие - на 37,5, мази - на 57,4%.

Помнится, что два-три года назад тогдашний министр здравоохранения заверял, что цены на лекарства не только не вырастут, но и снизятся за год на 10%. И усилия нынешних властей хоть как-то обуздать рост цен на лекарства видимых результатов пока, к сожалению, не приносят.

Изменение цен на продукты питания (включая безалкогольные напитки), на которые приходится 53,1% потребительских расходов инфляционной корзинки, по итогам первых трех месяцев продолжает несколько обгонять общий ИПЦ: они выросли на 6,1%. Больше всего подорожало сливочное масло - на 16,7%, безалкогольные напитки - на 14,8. К последним по международной классификации относятся не только соки и минералка, но также кофе и чай. За три месяца цены на кофе в зернах выросли на 17,6%, растворимый кофе - на 10,5, чай - аж на 27,8%.

После сохранения в течение двух прошедших лет относительно стабильных цен на сахар за первые три месяца этого года он подорожал на 14,4%. А в некоторых СМИ проскальзывают сообщения (хотя они одновременно и опровергаются), что цены на этот продукт могут увеличиться в текущем году до 10 гривен за килограмм. То есть примерно в два с половиной раза против нынешних. Верить в это не хотелось бы. Хотя примерно в такой же пропорции на наших глазах повысились цены на подсолнечное масло. На 13,6% подорожали рыбопродукты, особенно рыба мороженная - на 16,8, филе мороженой рыбы - на 18,8, сельдь - на 16,0%. Цены на мясопродукты выросли на 5,2%. На хлебопродукты - на 4,6%.

Однако на некоторые продукты за квартал цены снизились. Среди них следует отметить существенное снижение цен на яйца - на 23,7%.Такое снижение выходит за пределы обычного падения цен на них в феврале-марте после обычного роста в предновогодний период и перед Пасхальными праздниками. Вообще такое снижение цен на яйца труднообъяснимо, ибо одновременно за тот же период мясо птицы подорожало на 6,3%, куриные полуфабрикаты - на 6,2 и субпродукты - на 4,9%. Произошло также некоторое снижение цен на лук, свеклу и морковь. Если бы цены на яйца не снизились, а остались на уровне декабря прошлого года, общий ИПЦ повысился бы не на 5,9, а на 6,8%. Снижение цен на них (вес в индексе - 1,172%) абсорбировало одну седьмую общего квартального увеличения цен.

Можно было бы привести еще два-три десятка товаров, на которые цены за квартал увеличились более чем на 10%. Например, из непищевых: колготки женские и постельное белье - 10,6%, электролампы - 13,5, синтетические моющие средства - 22,0, мыло хозяйственное - 11,6, туалетное - 16,1, шампунь - 17,3, зубная паста - 14,9, парфюмерия - 14,3, газеты - 17,7, журналы - 10,6, услуги нотариусов - 12,1, бензин - 19,2, легковые автомобили - 15,4% и т.д.

Методологические проблемы

Высокие темпы инфляции требуют повышенного внимания к методологии определения ИПЦ. Потому что возможные ошибки, неточности проявляются намного масштабнее при инфляции в 20-25%, чем при 1- 3-процентной, характерной для экономики большинства западных стран.

Следует выделить три основных аспекта, требующих первоочередного внимания. Здесь нужно отметить, что персонал центрального и региональных органов статистики, ведущий расчеты ИПЦ, производит их по утвержденным инструкциям, и в этом плане к нему не может быть никаких претензий.

Пожалуй, наиболее значимые искажения и неточности нашего ИПЦ связаны с тем, что у нас этот индекс не учитывает влияния ежегодных сезонных колебаний цен и объемов потребления. Это прежде всего касается овощей, фруктов, в меньшей мере молочных продуктов, яиц. ИПЦ с учетом сезонных корректировок рассчитывается статистическими органами стран ОЭСР, Евросоюза. Для Украины значимость фактора сезонности в 10-15 раз выше, чем для западных стран. Это объясняется тем, что доля расходов на продукты питания с сезонными колебаниями цен у нас в пять-восемь раз выше, чем в западных странах, также намного больше и внутригодовые помесячные колебания цен по ним.

В наибольшей степени впечатляет пример по отражению в нашем индексе ценовых изменений именно по помидорам и огурцам. Так, население покупает в феврале примерно в 12 раз меньше помидоров, чем в августе-сентябре, огурцов - в 11 раз меньше, чем в июле, винограда - в восемь раз меньше, чем в сентябре. А в ИПЦ на протяжении года они учитываются с неизменными среднегодовыми весами. Методика расчетов ИПЦ на фрукты и овощи предложена нам западными экспертами, которые, получая за это весьма приличное денежное вознаграждение, и близко не подпускают украинских специалистов к ее разработке. Их рекомендации не учитывают отечественных условий и информационных возможностей.

Эта методика была введена в Украине с января 2007 года. Помидоры и огурцы в индексе вместо одной начали представлять двумя позициями: открытого и закрытого (теплицы, парники) грунта. Так вот, согласно этой методике за 2007-й, 2008-й и три месяца 2009 года в ИПЦ по отношению к декабрю 2006 года, т.е. за 27 месяцев, индекс цен по помидорам открытого грунта якобы вырос в 3,54 раза, а закрытого - снизился до 12,2%, т.е. цены упали в 8,2 раза. А общее соотношение цен по помидорам открытого и закрытого грунта изменилось в 29 раз (354,3 : 12,2 = 29).

Еще разительнее искажения цен по огурцам. Индекс цен по огурцам открытого грунта вырос в 8,43 раза, закрытого - снизился почти в 20 раз, до 4,9%. А различие двух индексов за 27 месяцев выходит вообще немыслимым - 171 раз (843,2 : 4,94)! В 2007 году использование методики по этим двум видам овощей (вес в потребительской корзинке - 1,086%) привело к завышению общего ИПЦ на 0,4 процентного пункта. Так что нам, видимо, следует подумать о совершенствовании расчетов отражения в ИПЦ цен на овощи, фрукты и другие сезонные товары.

Второй аспект связан с необходимостью подумать, как улучшить отражение в индексе изменение цен на продукты, которые как производятся в Украине, так и импортируются. При произошедшем в конце прошлого года существенном изменении курса гривни к доллару индивидуальные индексы по ряду продуктов будут зависеть от того, отечественные или импортные продукты учитываются при его исчислении. Так, если в индексе будет учитываться отечественная пресноводная, а не преимущественно импортируемая морская рыба и рыбные консервы, будем иметь одни индексы, а при базировании на импортной - совсем другие.

Второй пример - по легковым автомобилям. Методика исходит из определения индекса по автомобилям, произведенным в Украине и странах СНГ. Хотя вес легковых автомобилей в индексе невелик и, очевидно, занижен - всего 0,750% (к примеру, батоны - 0,960%, селедка - 0,694, сало - 1,089, яблоки - 0,878, картофель - 1,527%), не вызывает сомнений, что изменение цен на автомобили, произведенные в Украине и других странах СНГ и импортируемые из других стран, еще и с учетом вводимой на них 13-процентной импортной пошлины, будут значительно отличаться. Напрямую это касается и лекарств.

Третий аспект, требующий внимания, - индексы по хлебопродуктам. Видимо, следует подумать о дополнительном разделении хлебных изделий, ведь цены на массовые сорта контролируются властями и растут намного медленнее, чем по остальным видам хлебных изделий. Причем по регионам Украины пропорции в выпуске хлеба массовых сортов и других видов, а отсюда и их доля в весовой корзине ИПЦ существенно разнятся. В западных регионах Украины доля выпуска хлебных изделий массовых сортов значительно ниже, чем в центральной и восточной частях страны.

Андрей Ревенко (доктор экономических наук)  Зеркало Недели

Читать также:

Украина займет пятое место среди стран-экспортеров зерна

Обзор рынков: Украина может получить транш МВФ в мае

Украина слишком европейская для ЕС

Ломбарды, барахолки и товары б/у снова на подъёме

Почему везде доллар падает, а в Украине - растет

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua