" />
Игра с огнем
Бизнес - Экономика
19.04.2009

ImageДенежный дождь в пять триллионов долларов и жесткий контроль за их использованием. Таков рецепт тушения финансового пожара от G20. Однако реализовать этот план возможно только с помощью новой мировой системы финансового регулирования.

Цифру $5 трлн. еще недавно боялись даже произнести. На прошедшем саммите G20 ее не только озвучили, но и пообещали, что уже до конца 2010 года вольют такой объем средств в мировую экономику. Правда, чуть позже президент России Дмитрий Медведев оговорился, что в основном речь идет не о "новых" деньгах. "Это совокупная оценка, которая распадается на поддержку банков и реального сектора экономики", - заявил он под занавес саммита, уточнив, что речь идет о средствах, выделяемых в разных странах, в том числе в США, ЕС, Китае и России. И "новых" из этих $5 трлн. будет только $1,1 трлн. Впрочем, сути вопроса это, по большому счету, не меняет - мировой финансовый кризис в любом случае будут тушить денежным дождем.

Правда, выливая обещанные денежные потоки, пожарные - лидеры G20 - предпочтут подстраховаться, чтобы подобных возгораний больше не произошло. И введут жесткие правила поведения на мировом финансовом рынке. "Одной из ключевых причин кризиса, как и сложность борьбы с ним, была политическая власть и идеологическое влияние, которое имел финансовый сектор", - говорит Саймон Джонсон из американского Института мировой экономики им. Петерсона. Теперь эре своеволия финансистов пришел конец. Работников финансовых организаций по всему миру обяжут жить по новым, куда более строгим правилам. И удостоверятся, что соблюдение новых "правил пожарной безопасности" будет кому проконтролировать. Вопрос остался за малым: кто и в какой роли войдет в состав пожарной инспекции.

Новая инструкция пожарной безопасности

Франции не нужен саммит "с красивыми словами, но без обязательств", и она не примет результаты саммита, если тот не поддержит предлагаемые ею меры по более строгому финансовому регулированию... Накануне лондонской встречи президент Франции Николя Саркози сотрясал воздух подобными и другими угрозами. Но в театральных речах Саркози не было необходимости: о том, что представителям финансового сектора придется приучать себя к определенному аскетизму, к началу саммита сомнений не было ни у кого.

Теперь, согласно решению G20, деятельность финансовых институтов будет ограничена сразу по нескольким направлениям.

Первый удар будет нанесен по оффшорам. "Мы готовы предпринять санкции, чтобы защитить наши государственные финансы и финансовые системы (от угрозы, которую несут в себе оффшорные территории)", - пригрозили под руководством Франции и Германии представители крупнейших стран мира.

Второй - по рынку деривативов. G20 пообещала улучшить стандарты отчетности, в том числе при создании резервов и неопределенности с оценкой активов, что должно обеспечить большую стандартизацию и устойчивость рынка кредитных деривативов. "Под раздачу" попадут и кредитно-рейтинговые агентства. Чтобы избежать конфликта интересов, они должны будут обеспечить прозрачность и объективность процесса присвоения рейтингов, а сами уже к концу 2009 года - попасть под контроль, в том числе проходить процедуру регистрации.

Еще один удар G20 придется по интересам высшего руководства финансовых организаций. Новые "противопожарные правила" требуют уменьшить размеры бонусов руководству, принять новые принципы по выплате компенсаций и раскрывать информацию об этих выплатах.

Следующий пункт "инструкции" касается требований к банковскому капиталу. Качество капитала в банковской системе должно быть повышено, а страны должны согласовывать между собой позиции по этому вопросу. Кроме того, банкам придется изменить нынешней вредной привычке не задумываться о своих резервах в хорошие времена, чтобы потом не обращаться за помощью к государству и налогоплательщикам, и приучить себя увеличивать запасы капитала в хорошие времена.

Впрочем, хуже всех придется хедж-фондам: судя по всему, они ответят даже за то, чего не совершали. К примеру, будут обязаны регистрироваться и предоставлять отчеты о своей рыночной стратегии и информацию об уровне заемных средств, сообщать власти об уровне риска при проведении операций. Но самое главное, хедж-фонды, работа которых пока является едва ли не тайной за семью печатями, должны будут раскрывать информацию о своих инвесторах и контрагентах.

Впрочем, если на вопрос "как и кого регулировать" в Лондоне ответили, на вопрос "кто именно будет это делать" пока ответа не нашлось. А между тем встряска нужна не только банкам, инвесткомпаниям, страховщикам и хедж-фондам - собратьям ING, AIG и Lehman broth., но и самим регуляторам. Ведь нынешний кризис стал возможным не только из-за того, что правила работы финансовых институтов были "дырявыми". Причина и в том, что те, кто должен был следить за исполнением этих правил, оказались куда менее дотошны и объективны, чем хотелось бы, или страдали чрезмерной рыночной "увлеченностью" (так с налетом романтики называют экономисты ситуации, когда регулятор занимает сторону той индустрии, контролировать которую он должен). Далеко ходить за примерами не приходится. Американский Офис по контролю за сберегательными ассоциациями (Office of Thrift Supervision - OTS), к примеру, разрешал оформлять вливание капитала задним числом, поэтому квартальные отчеты игроков рынка выглядели куда здоровее, чем оказалось на самом деле.

Другими словами, G20 нужно было объяснить не только то, по каким правилам должны будут жить финансовые организации, но и то, кто и как именно будет заниматься инспекцией соблюдения этих правил. Но с этой задачей лидеры "двадцатки" справились пока частично.

Двоевластие

Роль такого себе МЧС - координатора работы отдельных "пожарных инспекций", согласно решению G20, возьмут на себя сразу две организации - МВФ и Совет по финансовой стабильности (СФС).

Совет стал новым перерождением давно существующего Форума по финансовой стабильности (ФФС) - органа, основанного в 1998 году министрами финансов и главами центробанков стран G7 специально для того, чтобы на ранних этапах выявлять "скользкие места" в мировой финансовой системе. Правда, Форум носил только "совещательный" характер и его решения не были обязательными. Кроме того, состав его участников был слишком узок.

Поэтому сейчас перерождение из ФФС в СФС будет сопровождаться его численным увеличением. Состав Совета будет увеличен. Туда будут включены все страны G20, а также Испания и Еврокомиссия. Исполнительным органом Совета станет организация с длинным скучным названием - Международная коллегия по наблюдению за работой национальных финансовых рынков. Одной из основных миссий Коллегии будет отслеживание потенциально проблемных сфер финансовой системы и информирование об этом национальных регуляторов конкретной страны. Вдобавок Коллегия должна будет аккумулировать данные о состоянии различных элементов этой системы - ей поручат, например, мониторинг крупнейших транснациональных финансовых компаний, в том числе хедж-фондов, банков и т. д. И встречаться, чтобы обсудить линию поведения в связи с кризисом в том или ином банке, Коллегия будет по меньшей мере раз в год.

"Вместе с МВФ СФС должен будет обеспечить систему раннего предупреждения о макроэкономических и финансовых рисках, а также действиях, необходимых для борьбы с ними", - заключает G20.

Who knows?

Несмотря на пафосные заявления, в сфере международной системы регулирования остается больше вопросов, чем ответов.

Во-первых, как СФС будет делить функции с МВФ - другим арбитром мировой финансовой деятельности? Варианты ответа на этот вопрос частично есть у министров финансов G20 и у аналитиков. Моррис Голдштейн из американского Института мировой экономики им. Петерсона считает, что МВФ мог бы взять на себя сбор и анализ информации по странам. К примеру, готовить регулярный аналитический отчет и прогнозы о состоянии мировых кредитных ресурсов и т. д. Или - и в этом Голдштейн согласен с министрами финансов G20 - расширить свою Программу оценки финансового сектора (FSAP). Выполнение этой программы могло бы стать обязательным для всех стран-участниц Фонда, как и публикация результатов ее выполнения. В то же время СФС, по мнению Голдштейна, мог бы сосредоточиться на предоставлении рекомендаций органам, определяющим стандарты работы финансовых институтов.

Во-вторых, все еще не снят вопрос, кто и как будет заниматься "противопожарным" инспектированием не глобально, а на местах. "Мы договорились перестроить наши регуляторные системы так, чтобы наши правительства были способны определять и брать в расчет макропруденциальные риски", - говорится в Коммюнике G20. Но что именно стоит за этой размытой формулировкой, на Лондонском саммите, как всегда на таких мероприятиях, уточнять не стали. Но в нескольких странах ответ все же уже знают.

Регуляторное ноу-хау

Над тем, кто и как будет отслеживать финансово-экономические риски, пока те еще не начали отравлять экономическое здоровье, знают уже, по крайней мере, в двух государствах.

Всего за неделю до апрельского саммита G20 признание в реформационных намерениях сделал глава Казначейства США Тим Гайтнер. И хотя окончательный вариант реформы будет представлен только через несколько недель, документ, который уже появился на сайте американского Минфина, дает понять, что у него на уме. Для предотвращения будущих проблем глава американского казначейства предполагает "залатать" дыры регуляторного законодательства США, а также создать сразу два подвида "пожарной инспекции".

Один из них сможет взять под контроль небанковские финансовые учреждения с проблемами, способными повлиять на стабильность целого рынка. Дело в том, что пока американские регуляторы имеют право брать под контроль для решения проблем с вкладчиками, кредиторами и акционерами только проблемные банки. Но нынешний кризис начался с краха Bear Stearns, Lemahn Broth. и AIG, которые технически банками не являются. А значит, опасность финансовой стабильности несут не только банки, но и инвестиционные и страховые компании, а также хедж-фонды. Поэтому задуманный Гайтнером орган должен иметь право при необходимости вмешаться в работу любого крупного финансового учреждения.

Второй орган должен отслеживать возможность появления системных рисков, а для этого сможет "совать свой нос" во все секретные доныне сферы. Такие, скажем, как индустрия хедж-фондов.

Свой план распределения функций по контролю за финансовой деятельностью есть и у ЕС. Причем здесь уже известно не только как будет выглядеть новая система регулирования финансов, но даже когда регуляторная реформа будет завершена. Дедлайн - три-четыре года. По крайней мере, такие пожелания высказал инициатор реформы, бывший директор-распорядитель МВФ и нынешний глава специальной комиссии ЕС по разработке регуляторной реформы Жак де Ларозьер. Глава Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу и вовсе хочет провести реформу "немедленно".

При этом главными "охотниками за привидениями" в европейской версии должны также стать два органа, частично похожие по сути и функциям на предложенные Гейтнером (см. схему). Правда, в отличие от США, в ЕС, помимо лучшего контроля над системными рисками "сверху", планируется также улучшить координацию действий национальных органов финансового регулирования стран ЕС. При этом обмен информацией между ними должен осуществляться на каждодневной основе.

Кстати, и в ЕС, и в США реформаторы пока не рискнули возложить столь ответственные функции непосредственно на центробанк. По мнению де Ларозьера, если регулятор (в данном случае - европейский) будет вовлечен в процесс спасения отдельных финансовых институтов, то политическая независимость ЕЦБ может оказаться под угрозой. Кроме того, у него могут возникнуть сложности и с представителями 27 национальных правительств стран ЕС.

Что касается главного претендента на роль американского "пожарного инспектора" в любом из двух его проявлений, то лучшим кандидатом на эту роль, конечно, могла бы стать ФРС. Но проблема в том, что она "скомпрометировала" себя. Тем, что не смогла справиться с ситуацией в AIG. Ей не удалось определить ни масштаб проблемы, ни верный объем средств, необходимых для ее решения. Не говоря уже о том, что глава ФРС Бен Бернанке "проглядел" даже вопрос выплат миллионных бонусов руководству AIG за счет денег налогоплательщиков. Тем не менее какие бы организации - новые или уже существующие - ни взяли на себя эти обязанности, они по сути станут частью того фундамента, на котором будут возведены все остальные регуляторные надстройки и на котором будет базироваться мировая финансовая стабильность.

Вне тренда

Пока в мире происходят тектонические сдвиги, Украина, как всегда, стоит на обочине. Даже в расширенном составе Совета по финансовой стабильности места для Украины не найдется. "А потому, выходит, в реализацию решений G20 Украина может быть включена, только если стандарты СФС в нашей стране будут "насаждать" международные финансовые организации, такие как МВФ", - говорит глава департамента аналитики Astrum Investment Management Юрий Белинский.

В принципе, повод "надавить" на Киев у Фонда сегодня есть - МВФ напрямую сотрудничает с Нацбанком, в том числе по соглашению stand by. Но с другой стороны, заниматься "адаптацией" финансовых организаций в нашей стране под мировые тренды особой нужды все же нет. "Финансовая система Украины слишком невелика и не может оказать сколь-нибудь решающего влияния на мировую финансовую систему, - говорит Юрий Белинский, - поэтому в ближайшее время принятия Украиной новых правил регулирования мировых финансовых рынков никто не станет форсировать". И это, конечно, не так уж и плохо. "Дополнительное регулирование финансовой деятельности в Украине сегодня вряд ли можно назвать оправданным, ведь активность на финансовых рынках страны сейчас на очень низком уровне, а значит, дополнительное регулирование угрожает замедлить их восстановление", - отметил эксперт.

Но есть и другая сторона. Украина и дальше будет оставаться вне тренда. И в то время как окружающие будут устанавливать у себя последние модели "противопожарной сигнализации", она так и будет надеяться на то, что "пронесет" и пожара не будет.

Дария Рябкова  Инвестгазета

Читать также:

Мэдофф - экономика

Мир после Лондона

Последствия кризисов

Распад СССР. Российские параллели

Как боролись с Великой Депрессией и стоит ли так бороться с нынешним кризисом

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua