" />
Украинские авиаперевозки ожидает экспансия иностранных бюджетных операторов
Новости - Главные
22.04.2009

ImageКак уже писал БИЗНЕС, в текущем году на украинском рынке авиаперевозок ожидается экспансия со стороны иностранных бюджетных операторов.

 И пусть мечтам министра транспорта и связи Украины Иосифа Винского о 5-7 лоукостерах (англ. low-cost - недорогой) на отечественном небосводе в текущем году сбыться не суждено, но парочка таких компаний в рамках летнего расписания авиарейсов на 2009 г. начнет совершать перелеты. По словам заместителя министра транспорта и связи - председателя Государственной авиационной администрации Александра Давыдова, немецкая бюджетная авиакомпания Germanwings уже получила от Госавиаадминистрации разрешение на выполнение рейсов по маршруту Кельн - Киев (Борисполь) и ориентировочно с мая начнет полеты. Кроме того, как отметил Давыдов, на рассмотрение Госавиаадминистрации все необходимые документы для совершения внутриукраинских рейсов подал российский low-cost-перевозчик “Ют Эйр”. По прогнозам замминистра, украинское подразделение “Ют Эйр” должно в мае текущего года получить сертификат эксплуатанта. При этом, как сообщил Давыдов, в активной стадии сейчас находятся переговоры с еще одним лоукостером: “Немецкий низкобюджетный авиаперевозчик AirBerlin изучает возможность создания базы в Киеве”.

Александр Давыдов уклончиво отметил, что в летнем расписании еще возможны корректировки, которые будут связаны с появлением новых авиаперевозчиков. Таким новичком на внутреннем авиарынке может выступить авиакомпания Air Arabia, которая, по словам Давыдова, планировала к лету текущего года создать в Украине “дочку”, чтобы заниматься внутренними авиаперевозками. Но и на этом активность желающих выйти на украинский авиарынок компаний не заканчивается: недавно подала заявку в Госавиаадминистрацию новосозданная бюджетная авиакомпания Fly Dubai. И, по словам Давыдова, скорее всего, с начала следующего года она начнет совершать полеты, правда, пока не уточняет, по внутренним или международным маршрутам.

Всю эту low-cost-информацию главный авиачиновник страны озвучивал на позапрошлой неделе; интересно, что он тогда ни словом не обмолвился о своих прошлогодних пророчествах. В октябре 2008 г. Госавиаадминистрация подогревала рынок пассажирских авиаперевозок слухами о том, что две бюджетные компании не на шутку заинтересовались украинским рынком. Как сообщал тогда Давыдов, о готовности начать полеты в Украине в 2009 г. заявил британский лоукостер EasyJet, а немецкая авиакомпания Germania Express даже подала заявку на осуществление полетов по маршруту Дюссельдорф - Харьков. Но информация о том, когда же эти перевозчики начнут летать в украинском небе, больше не появлялась, и в самой Госавиаадминистрации на сей предмет не распространяются.

Время перемен

На анонсируемое появление иностранных low-cost-конкурентов отечественные авиаторы реагируют по-разному (кто демонстративно насмехается, кто откровенно опасается), правда, все сходятся во мнении, что выход новых компаний приведет к существенным изменениям на рынке. В первую очередь эти изменения, по мнению участников рынка и экспертов, коснутся цен на перелеты. Как полагает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава, цены на международные и внутренние перелеты в связи с появлением лоукостеров должны упасть на треть: “Появление лоукостеров вынудит традиционных перевозчиков серьезно пересмотреть свою тарифную политику по тем направлениям, на которых они будут конкурировать с бюджетниками”. При этом новички, как поясняет он, окажутся в весьма выгодном положении. “Дело в том, что в Украине цены как на международные, так и на внутренние авиаперевозки выше, чем, скажем, в Европе. Я думаю, что новые компании воспользуются этим отличием и, адаптируя свою тарифную политику под украинский рынок, будут устанавливать в нашей стране тарифы на свои услуги выше, чем в других странах”, - уверен Александр Кава. Сами новички пока своих планов относительно тарифной политики не озвучивают. Как пояснили БИЗНЕСу, например, в украинском представительстве “Ют Эйр”, пока не оформлены все документы, необходимые для совершения перелетов, говорить о планах компании рано, правда, пообещали, что такая информация, если все пойдет нормально, будет доступна уже в конце апреля.

Впрочем, по прогнозам президента ЗАО “Международные авиалинии Украины” Юрия Мирошникова, ожидать супернизких цен от выходящих на украинские просторы лоукостеров не стоит: “Надеяться на какие-то фантастически низкие тарифы, появляющиеся в результате конкурентной борьбы между перевозчиками, не стоит. Летать в убыток себе - это прямой и быстрый путь к банкротству. В этом смысле бюджетные авиаперевозчики ничем не отличаются от классических авиакомпаний. И тем и другим, чтобы выжить, необходимо покрыть себестоимость рейса и заработать хотя бы минимальную прибыль. Да, по низким тарифам можно продать несколько билетов на рейс, возможен и “тотальный” демпинг в момент выхода на рынок. Но никто не будет летать себе в убыток, по крайней мере, долго”.

Поэтому, как заверяют отечественные операторы рынка, перспектива жесткой ценовой конкуренции с новыми авиаторами их не особо смущает. К тому же конкуренция существовала и до появления новых лоукостеров, как существует она и сейчас, при этом главный козырь авиакомпаний - это цена на билет, которая приобрела еще более весомое значение в условиях экономического кризиса. “В период кризиса конкуренция за пассажира особенно обострится, что отразится на предлагаемых тарифах. Привлечь пассажира будет непросто - люди резко сократили свои расходы на путешествия”, - говорит Олег Максимов, заместитель директора по маркетингу и продажам авиакомпании “Роза ветров”. Как подтвердила Урсула Силлинг, первый заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО “Авіакомпанія “Аеросвіт”, ее компания в рамках уже обострившейся конкурентной борьбы снизила цены на перелеты на 25% по сравнению с прошлым годом. По мнению Натальи Казмер, члена совета директоров ООО “Авіалінії Візз Ейр Україна”, в период кризиса вопрос стоимости билетов становится для пассажиров особенно актуальным при выборе авиакомпании. “Например, мы видим хороший и стабильный рост пассажиропотока в Украине, и это происходит благодаря предложению низких цен на постоянной основе, а не время от времени, в рамках промоакций. Таким образом, пока другие авиакомпании переживают спад, мы привлекаем больше пассажиров”, - делится опытом Казмер. Правда, стоит отметить, что к данным заверениям “Візз Ейр Україна” в связи с последними изменениями тарифной политики следует относиться осторожно, потому что с начала апреля средняя цена на их перелет в одну сторону без учета налогов и сборов возросла почти в два раза.

Пассажиропотоки

Но отобрать пассажиров бюджетные авиакомпании в состоянии не только у своих коллег - традиционных авиакомпаний. Пошатнутся позиции нынешних игроков и на других транспортных рынках. “Бюджетные авиаперевозчики возникли именно как альтернатива железнодорожному и автомобильному транспорту. Пассажиры этого сегмента - их основная целевая аудитория”, - отмечает Мирошников. Независимые эксперты тоже сходятся во мнении, что бюджетникам удастся перетянуть пассажиров и с других видов транспорта. “Если расписание внутренних перелетов у лоукостеров будет хорошим, т.е. они будут предоставлять пассажирам возможность прилететь в место назначения рано утром и улететь вечером, они запросто смогут конкурировать с поездами типа “экспресс”. При сопоставимой стоимости билетов (а стоимость железнодорожных билетов растет регулярно) за счет большего удобства и скорости передвижения бюджетники смогут привлечь 20-30% пассажиров, пользующихся сейчас услугами железных дорог (путешествующих в купе и экспрессах)”, - не сомневается Александр Кава. По его мнению, подобные изменения произойдут и с дальнобойным автотранспортом, у которого лоукостеры смогут переманить до 20% пассажиров.

Но для того чтобы привлечь пассажиров на внутренние рейсы, новичкам авиарынка придется всерьез побороться со старожилами за самые привлекательные маршруты. А это, как уверяют эксперты, будет весьма непросто. Самыми популярными, а значит, и самыми высокорентабельными, по оценкам участников рынка, сейчас являются несколько маршрутов: Киев - Симферополь (особенно в летние месяцы), Киев - Львов и Киев - Донецк (вообще не подвержен сезонности). “Развивать другие направления, безусловно, надо, но все приходящие на рынок лоукостеры почему-то стремятся стать именно на эти, уже раскрученные маршруты, а не начать полеты, например, между Харьковом и Львовом”, - говорит Кава. Но, как объясняют эксперты, прокладывание авиамаршрутов между областными центрами в обход столицы, - это далекое будущее. Подобное возможно лишь в канун 2012 г., если, конечно, финал Чемпионата Европы по футболу таки состоится в Украине. Пока же в борьбе за самые лучшие на сегодня маршруты уже работающие операторы имеют явное преимущество. Как намекает Александр Кава, например, компания “Візз Ейр Україна” очень хочет летать из Киева в Донецк, но никак не может получить разрешение на полет по этому маршруту. Все дело в том, что авиастарожилы всеми доступными лоббистскими методами пытаются оградить свою деятельность от посягательств со стороны новичков, не желая терять прибыль, снижать цены и т.п.

“Предложение нового качественного продукта на рынке всегда стимулирует спрос на него, что весьма положительно влияет на развитие рынка в целом. Однако уже сейчас предлагаемая суммарная емкость на рынке внутренних авиаперевозок значительно превышает спрос. А такая разбалансированность спроса и предложения негативно отражается прежде всего на экономическом положении перевозчиков - участников рынка”, - поясняет ситуацию Олег Максимов. Естественно, потеря своих позиций как раз больше всего смущает “стариков”, которых новички снижением тарифов могут просто вытеснить с популярных маршрутов (если получат разрешения летать на них).

Что касается международных маршрутов, то здесь, по словам Кавы, самыми прибыльными считаются регулярные направления из Украины в Германию, Италию, Испанию и Португалию. И в этом смысле интерес к Украине со стороны немецких лоукостеров вполне логичен. “Например, для авиакомпании Germanwings Кельн является “хабовым” аэропортом, и они будут предлагать пассажирам продолжить с ними путешествие в другие города Европы”, - уверен Кава.

В принципе, как отмечают эксперты, если лоукостеры поведут себя правильно, т.е. предложат хорошую тарифную сетку, и попадут на популярные рентабельные маршруты, выйти на среднерыночные показатели заполняемости самолетов им удастся довольно скоро. Традиционно в стартовый период любой авиаперевозчик, в том числе и бюджетный, работает с низким уровнем заполняемости самолетов - не более 40%, тогда как средним считается уровень в 70%. Но достичь этого уровня и бюджетные, и традиционные перевозчики могут за 6-8 месяцев. По прогнозам Кавы, если новые лоукостеры правильно выберут маршруты, то уже через 3-4 месяца они смогут запросто достичь среднерыночных показателей заполняемости.

При этом бюджетные компании будут иметь возможность изменить имеющие место негативные тенденции на рынке пассажирских авиаперевозок. По данным Госавиаадминистрации, за I квартал 2009 г. объем авиационных пассажироперевозок составил 865 тыс.чел., что на 22,8% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. И, как полагают эксперты, уменьшение пассажиропотока по итогам текущего года составит не менее 20% по сравнению с 2008 г. Но если анонсируемый выход лоукостеров состоится, и они сумеют закрепиться на рынке (на самых перспективных направлениях), то динамика снижения будет на 5-7 п.п. меньше ожидаемой. Впрочем, Александр Давыдов прогнозирует позитивную динамику и без появления лоукостеров на рынке.

Есть “но”

Более активной “оккупации” украинского рынка пассажирских авиаперевозок препятствует недоразвитость украинской аэропортовой инфраструктуры. “Основное препятствие для выхода на рынок авиакомпаний - ограниченность ресурсов столичного аэропорта “Борисполь”, - уверен Давыдов. И компании, хотя и верят в завершение строительства терминала для лоукостеров до конца года, все же отмечают, что проблемы в национальном масштабе это не решит, поскольку в других аэропортах ситуация куда хуже, чем в “Борисполе”. “Терминалы надо строить, учитывая массовые потребности, а не только удобства для нескольких тысяч VIP-клиентов. Это должны быть просторные комфортабельные терминалы с магазинами и небольшими кафе (хочу обратить внимание, что речь идет о прямом доходе самого аэропорта), с простым и легким доступом к выходам на посадку”, - отмечает Наталья Казмер. Кроме того, по ее мнению, должна быть приведена в порядок структура аэропортовых сборов. Об их снижении в самое ближайшее время обещает позаботиться Госавиаадминистрация.

Как сообщил Давыдов, через месяц его ведомство планирует предложить для всеобщего обсуждения программу предоставления скидок в аэропортах для авиакомпаний с учетом объемов перевозок. На его взгляд, сетования авиакомпаний относительно аэропортовых сборов абсолютно оправданны, поскольку существующая система не поощряет компании к увеличению частоты полетов. “Система сборов в аэропортах строится по схеме, в которой Министерство транспорта и связи устанавливает три параметра: сбор за взлет (посадку), пассажирский сбор и сбор на авиабезопасность. Этот тариф регулируется и определяется приказом министерства. Но в таком случае нет стимула роста для авиакомпаний. Если одна компания летает три раза в неделю, а другая выполняет 20 рейсов в сутки, то сбор для них должен быть дифференцирован”, - полагает Давыдов. Поэтому, на его взгляд, необходимы четкие правила, в которых предусматривалось бы, может ли авиакомпания в зависимости от количества рейсов и объемов пассажиропотока претендовать на скидку в аэропорту.

Ангелина Бакалинская  Бизнес

Читать также:

Наталия Казмер, член совета директоров "Визз Эйр Украина": "Кризис - совсем не повод опускать крылья

Прогноз Тигипко. Доллар, дефолт и будущее банков 

Китай скупает ключевые активы по всему миру

Украина слишком европейская для ЕС

Спасут ли дорожные концессии экономику Украины

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua