Какая в курсе разница?
Бизнес - Налоги
04.09.2009

ImageКабмин в очередной раз своим решением перекроил налоговые нормы. Учет курсовых разниц по-кабминовски может обойтись плательщикам в миллиарды гривень

    В среду, 26 августа, Кабмин преподнес налогоплательщикам очередной, пожалуй, наиболее грандиозный сюрприз за все время своей деятельности. Если прежде налоговые “новации” Кабмина касались главным образом плательщиков НДС, то нынешняя адресована плательщикам налога на прибыль. Заключается она в принятии Кабмином постановления №895 “Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на прибыль”. Об этом стало известно буквально сразу после завершения заседания Кабмина. То ли по поручению главы правительства, то ли по собственной инициативе документ во всеуслышание проанонсировал заместитель председателя ГНАУ Сергей Лекарь, сообщив журналистам, что Кабмин своим постановлением “скорректировал порядок расчета курсовой разницы по прибыли и кредитам, полученным субъектом ВЭД в иностранной валюте”.

    Примечательно, что еще за три дня (! — Ред.) до кабминовского демарша — в воскресенье (! — Ред.),  23 августа — первый заместитель председателя ГНАУ Вадим Кайзерман поторопился “правительственной телеграммой” №18205/7/20-2017 уведомить своих подчиненных о следующем: “В связи с решением Кабмина о частичной приостановке действия Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” в части внесения в состав валовых расходов во время формирования налоговой отчетности за 9 месяцев 2009 г. сумм отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль, полученного от перерасчета задолженности в иностранной валюте…”. Далее в соответствии с письмом налоговиков обязывали 23 и 24 августа провести встречи с собственниками и руководителями предприятий, имеющих подобные убытки, и договориться о перечислении ими 100% возмещения в счет уплаты налога на прибыль.

    Однако даже не в поручении суть: сам факт признания г-ном Кайзерманом того, что Кабмин своим решением “кроит” Закон, уже должен заинтересовать прокуратуру.

Image

    Впрочем, идея поиграть с курсовыми разницами для увеличения налогооблагаемой прибыли возникла в Кабмине довольно давно. Думается, у многих остались яркие воспоминания от почти мистического появления и такого же исчезновения постановления Кабмина №427 от 22.04.09 г. “Вопросы учета в 2009 г. отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль предприятий”, коим правительство решило запретить налогоплательщикам включать в состав валовых расходов 2009 г. “налоговые” убытки, возникшие по итогам 2008 г. . По сути, оно было направлено именно на борьбу с убытками, возникшими в конце прошлого года в связи с резким падением курса гривни. Однако тогда в последний момент на уровне главы Кабмина было принято решение отказаться от не только подписанного, но и уже зарегистрированного документа (уникальный случай! — Ред.), дабы не спровоцировать грандиозный скандал (сейчас скандал будет — постановление №895 обнародовано в пятницу, 28 августа. — Ред.). Позже под тем же номером было выпущено совсем другое постановление, но копии первоначального успели “разойтись” и вызвали бурные обсуждения.

    Теперь уже понятно, что Юлия Тимошенко решила полностью не отступать от апрельской идеи. Просто новый заход был осуществлен с другой стороны, а вещи названы своими именами. Почему Юлия Владимировна перестала бояться скандала спустя четыре месяца? Во-первых, видимо, потому, что отчет времени до президентских выборов пошел уже если не на дни, то на недели. А в такой ситуации все средства хороши. К тому же добиться в отечественных судах скорой отмены постановления довольно сложно. Значит, есть шанс, что 3-4 месяца оно будет действовать — часть плательщиков согласятся “во избежание” пока последовать ему, не согласных же будут прессовать в меру сил и возможностей. Видимо, по мнению главы исполнительной власти, вышеописанные меры в данный момент — меньшее зло, чем растущий дефицит бюджета и угроза его секвестра. Во-вторых, именно на август пришелся крах поступлений налога на прибыль. Не то чтобы плательщики его совсем не задекларировали: более 8 млрд грн. заявленных налоговых обязательств  при нынешней ситуации — очень неплохо. Да и на фоне прошлогодних 13 млрд грн. эта сумма тоже выглядит приемлемо. Но в бюджете-то запланирован даже больший сбор этого налога, чем в сверхудачном августе 2008 г.! Потому что бюджет изначально не имел ничего общего с экономическими реалиями.

    Кстати, еще одно отличие постановления №895 от ранее принятых Кабмином распоряжений заключается в том, что распоряжения хотя бы теоретически можно считать направленными на борьбу с “налоговыми ямами” и т.п. Постановление же нацелено четко против всех. Об этом сказано и в Пояснительной записке к нему: “Принятие (постановления. — Ред.) обусловлено необходимостью обеспечения плановых поступлений налога на прибыль в 2009 г.”! Там же обозначена и цена вопроса: “Используя норму абзаца третьего пп.7.3.3 (Закона о прибыли. — Ред.) относительно условной продажи задолженности, выраженной в иностранной валюте, в том числе по непогашенным кредитам, плательщики отнесли в состав валовых расходов убытки в виде отрицательной курсовой разницы в сумме приблизительно 25 млрд грн.”. Любопытно, что, несмотря на астрономические 25 млрд грн. убытков, которые Кабмин планирует запретить своим противозаконным решением, эффект от принятия постановления авторы прогнозируют довольно скромный — 1,5 млрд грн. А на фоне ожидаемого грандиозного скандала его можно назвать даже мизерным. Впрочем, не исключено, что авторы документа поскромничали. Или же, наоборот, оказались реалистами и учли, что напугать удастся немногих.
    Можно по-разному относиться к определенному в Законе о прибыли порядку налогообложения операций с расчетами в иностранной валюте вообще и к отражению в учете задолженности, выраженной в инвалюте, в частности. Несомненно, что нынешний порядок, предусматривающий условную продажу задолженности по курсу НБУ, действовавшему в последний день отчетного периода, является несовершенным. Однако это не повод незаконно менять нормы Закона постановлением Кабмина. И вообще, изменение порядка налогообложения указанных операций после резкого обесценивания национальной валюты — грабеж и беспредел.     

Эксперт — о причинах и следствиях

Дмитрий Михайленко (34),
партнер юридической фирмы “Орлов, Михайленко и партнеры” (г.Киев; с 2008 г.; 12 чел.):

— В постановлении №895 слышно эхо апрельских инициатив правительства, когда оно пыталось “не пустить” в декларацию о прибыли убытки прошлых лет. Уже тогда экономисты отмечали, что суть идеи — уменьшить в целях налогообложения убытки субъектов ВЭД, которые они понесли вследствие падения курса гривни, дабы эти предприятия поскорей начали платить налог на прибыль.
Еще бы: на дворе кризис, у всех убытки сплошные, а правительству налога на ПРИБЫЛЬ не хватает, чтобы к выбо..., то бишь к Евро-2012 готовиться. Значит, нужно эту прибыль создать...
Сейчас же Кабмин решил поработать с причинами явления, тогда как в мае подбирался к следствиям. Это, тем не менее, не делает постановление:
а) законным (что-то полюбила Юлия Владимировна выражение “считать обоснованным”, прямо-таки новый термин в налоговое право ввела);
б) логичным (почему у предприятий, которые смогли погасить задолженность, затраты по курсовым разницам оправданы, а у тех, которые не смогли, — нет? И почему именно по факту подачи декларации за 9 месяцев?);
в) грамотным с технико-юридической точки зрения (никак не укладывается в голове, в каком “в таком же” порядке будут пересчитываться остатки на банковских счетах?).
Будет ли толк от данного постановления — покажет время. Пока все предыдущие шаги скорее создавали политическую антирекламу правительству, нежели обеспечивали приток налогов в бюджет. Ведь если по-настоящему бороться с причинами, то нужно наводить порядок в экономике, укреплять гривню. Тогда не потребуется и шоковая налоговая терапия.

Бухгалтер — о противоречии Закону

Елена Соломко,
главный бухгалтер ОАО “Шосткинский ГМК” (г.Шостка, Сумская обл.; производство сыров, цельномолочной продукции, мороженого ТМ “Шостка”; с 1981 г.; около 1 тыс.чел.; оборот в 2008 г. — $46 млн):

— Постановление противоречит самому Закону о прибыли, принципам бухгалтерского и финансового учета. Кроме того, несправедливо по отношению к участникам рыночных отношений менять правила игры в конце такого сложного года, когда сформированы все бюджетные показатели. Предприятия действительно несут убытки вследствие нестабильности валютного курса, это реальные убытки. Если постановление вступит в силу — это значит, что правительство не увидит реальной картины убытков компаний по итогам года. Хотелось бы, чтобы правительство с пониманием относилось к нашим трудностям и поддерживало предприятия в условиях финансово-экономического кризиса. Вместо этого мы видим действия, направленные на ужесточение условий работы, создание нестабильности в сфере финансового планирования.

Финдиректор — о коррупции


Лариса Чивурина,
финансовый директор компании “ТММ” (г.Киев; девелопмент; с 1994 г.; более 2 тыс.чел):

— Подобные решения власти стимулируют коррупцию, загоняют украинский бизнес все больше и больше в тень и создают невыносимые условия работы.

http://www.business.ua/

Читать также:

Налог на недвижимость: Добрыми намерениями вымощена дорога в ад

Курс 9 гривен за доллар признали даже банкиры

Самые распространенные ошибки частных предпринимателей

Налоговое обязательство: на банк надейся, а сам не плошай

Больше всего налогов платят табачники, металлурги и атомщики

Налоги, которые ненавидят

Профессия - хозяин

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua