" />
Баффет купил железную дорогу
Новости - Главные
06.11.2009

ImageЛегендарный инвестор поставил все на рост американской экономики и купил одного из крупнейших железнодорожных перевозчиков.

В 79 лет Уоррен Баффет сделал самую крупную ставку в своей богатой на инвестиции биографии. Он купил не банк и не сеть розничных магазинов, а, как может показаться, нечто из прошлого – железнодорожную компанию. Контроль над Burlington Northern, вторым железнодорожным оператором в Америке, обойдется возглавляемой Баффетом Berkshire Hathaway в $26 млрд, и ради такой покупки, возможно, придется пожертвовать другими инвестициями. Но игра стоит свеч: по рельсам в США перевозится 40% товаров, и грузоперевозки – лучший индикатор самочувствия национальной экономики, на рост которой, собственно, и рассчитывает легендарный инвестор.

Игрушки для взрослых

3 октября возглавляемая Баффетом Berkshire Hathaway объявила о покупке недостающих ей до полного контроля 77,4% акций Burlington Northern. «Это все потому, что отец не купил мне поезд, когда я был ребенком», – так отшутился Уоррен Баффет в интервью одному из американских изданий. За удовольствие владеть 100% акций одного из национальных лидеров железнодорожных перевозок Berkshire заплатит $26 млрд. Еще $10 млрд составляют долги, которые покупателю придется либо выкупить, либо погасить. Итого $36 млрд.

Так много Баффет еще не платил ни за одно свое приобретение. До сих пор крупнейшей покупкой Berkshire считался пакет в страховом гиганте General Re, купленный в 1998 году за $16 млрд. Но устоять перед желанием водить поезда было непросто. «Будущее процветание нашей страны зависит от наличия эффективной и хорошо поддерживаемой железнодорожной системы», – так, уже по-деловому, объяснил Оракул из Омахи свой выбор акционерам самой Berkshire, верящим в твердую руку и профессиональное чутье мастера. И поспорить с ним сложно: железные дороги – кровеносная система любой экономики, работающей на большой территории. В России, например, на этот вид транспорта приходится порядка 85% всего грузооборота, если, конечно, не брать в расчет трубы, по которым транспортируется наша нефть и газ. В США их доля вдвое меньше, но без них американская экономика все равно остановилась бы.

А купленная Burlington Northern – не просто железнодорожная компания, а один из лидеров этого рынка . С Запада США она возит уголь, древесину и импортные товары, поставляемые напрямую из Мексики и через порты Калифорнии, а со Среднего Запада – зерно и канадский импорт. За железными дорогами будущее, считает Баффет, в том числе благодаря их экологичности и высокой эффективности. Грязные и маломощные грузовики проигрывают по обоим параметрам. Тем более что в прошлом году, несмотря на кризис и падение спроса на транспортные услуги, Burlington сумела улучшить свои финансовые показатели: выручка выросла на 14% до $18 млрд, а чистая прибыль – на 16% до $2,1 млрд.

Однако за красивыми прошлогодними результатами последовал новый обвал спроса на грузовые перевозки, и этот год успешным для Burlington вряд ли можно назвать. За 9 месяцев ее выручка едва превысила $10,3 млрд, сократившись более чем на четверть по сравнению с тем же периодом 2008 года. Чистая прибыль, правда, упала чуть меньше – на 21% до $1,2 млрд. Не помог даже уголь, поставки которого сократились из-за падения спроса на электроэнергию.

Но Баффета это, похоже, не смутило. Объявив цену покупки, он немало удивил окружающих: она не просто на 31% превысила текущие рыночные котировки, но и соответствовала коэффициенту P/E 2010 (Цена/Прибыль 2010 года) 18, тогда как остальные железнодорожные компании оценивались по более низким коэффициентам.

Высокая цена – не единственный сюрприз Баффета. Одновременно с известием о покупке Berkshire впервые за свою более чем 40-летнюю историю объявила о дроблении собственных акций. Причина понятна: расплачиваться за приобретаемый пакет компания Баффета намерена не только деньгами, но и своими бумагами. Сделка будет завершена в начале следующего года после одобрения акционерами BNSF, которые смогут обменять свои бумаги на деньги в размере $100 за 1 штуку или акции Berkshire. А они довольно дороги (бумаги класса В, например, стоят более $3 000, а класса А – и вовсе дороже $100 000).

Раздробив акции своей инвестиционной компании в соотношении 50 к 1 (этой процедуре подвергнутся, правда, только бумаги класса В), Баффет не только упростит расчеты с миноритариями Burlington, но и пустит в круг своих поклонников розничных инвесторов, которые раньше не могли позволить себе такую роскошь. Гуру всегда был против такой популяризации, но теперь выбирать не приходится. Хорошо, если дело ограничится только этим: огромная сумма сделки может означать продажу части текущих инвестиций Berkshire, с которыми Баффет – любитель игры вдолгую – расставаться пока не собирался.

Овчинка стоит выделки?

Ставка на рост экономики и увеличение грузооборота – не новая инвестиционная идея. Баффет начал играть в железные дороги еще в 2007 году, когда купил первую порцию акций Burlington и крошечные пакеты в еще двух перевозчиках – Union Pacific и Norfolk Southern. Очевидно, что рано или поздно американская экономика выберется из стагнации, и поезда повезут по американским просторам все больше и больше грузов. Но билет на поезд в будущее довольно дорог. А чутье иногда изменяет Баффету. Угадав с американскими банками, он, например, довольно серьезно ошибся с нефтью. В прошлом году поставив на «черное золото», Berkshire собрала большой пакет одного из мировых нефтяных гигантов ConocoPhillips. Обвал нефтяных цен с рекордных $150/баррель обернулся для Berkshire, вложившей в бумаги Conoco более 7 млрд долларов, миллиардными потерями, и Баффету пришлось публично посыпать голову пеплом.

Некоторые считают, что так будет и с железнодорожной инвестицией. «Уоррен, несмотря на свой исторический успех, стал слишком эмоциональным по отношению к рынку. Он все меньше походит на студента и все больше на учителя, который думает, что может учить остальных, что и как надо делать – такой комментарий оставил на сайте Reuters один из блоггеров. – Так что его недавнее приобретение – хороший показатель того, что рынок перекуплен и инвесторы должны забирать деньги. Короче говоря, продавать».

Но рынок пока больше склонен верить Баффету, чем его критикам. За акциями Burlington, устремившимися к установленным покупателем значениям, потянулись и бумаги других американских и канадских железнодорожников.

 slon.ru

Читать также:

Уоррен Баффет стал богаче на 5 млрд долл. благодаря Goldman Sachs

Секрет богaтствa Уорренa Бaффетa

"Женские секреты" инвестиций Баффета 

Биография Уоррена Баффета  

10 заповедей Уоррена Баффета

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua