Как становятся директорами?
Карьера - Менеджмент
26.02.2010

ImageНачавшийся выход экономики из кризиса -- подходящий момент, чтобы сделать самый длинный шаг по карьерной лестнице. "Деньги" расспросили знающих людей о том, как становятся директорами.

Четырехлетняя Соня на вопрос, кем она хочет стать, когда вырастет, отвечает не задумываясь: "Директором!". Директором чего, девочка не знает, и по ее мнению, это не имеет никакого значения. "Папа работает директором и мама работает директором", -- вот и все ее аргументы в пользу того, что и она тоже им будет. Возможно, так оно и сложится, младшее поколение частенько занимает руководящие позиции в компаниях, принадлежащих родителям. Ну а тем, кто появился на свет в семье, не владеющей бизнесом, придется напрячься. Но практика показывает, что путь наверх не так уж и сложен. Собственно, таких путей ровно два. А все остальные способы достижения вожделенного кресла -- комбинация их в разных пропорциях.

Стать наместником

Чаще всего путь начинается с позиции линейного менеджера -- а там уж как повезет. Такой путь избрал один знакомый автора, по понятным причинам не желающий называть себя. Поэтому назовем его Павлом Морозовым. Человек, о котором идет речь, не обладает особыми талантами или незаурядным умом. После окончания четвертого курса одного из коммерческих вузов он вынужден был покинуть альма-матер, поскольку платить за контрактное обучение и съемное жилье стало нечем. Амбициозный молодой человек с дипломом бакалавра устроился менеджером в небольшую строительную компанию. Работа его состояла в оформлении заказов, переговорах с поставщиками и в прочих делах, не сулящих бурного карьерного роста. Однако за несколько месяцев Павлик понял, что его прямой начальник, генеральный директор, что-то химичит и получает откаты, а собственник, соответственно, недополучает прибыль. Собрав "портфолио" на своего руководителя, Павел Морозов направился к владельцу бизнеса -- человеку солидному и занятому, и поведал о происках своего босса. Так юноша впервые стал директором. В отличие от своего предшественника, честный Павлик химичить не стал, благодаря чему возглавляемая им фирма показала рекордные финансовые результаты, а он сам заработал репутацию "преданного сотрудника" в глазах собственника. Примерно через полгода героя истории неожиданно вызвали на ковер, чтобы вверить ему в управление одну из более крупных компаний, принадлежащих тому же собственнику. Теперь он имеет собственную квартиру в Киеве, неплохой немецкий автомобиль и является доверенным лицом крупного предпринимателя.

Итак, собственники высоко ценят лояльных сотрудников. Чаще всего между квалифицированными и преданными выбирают на позицию руководителя фирмы вторых. Руководитель в первую очередь должен быть наместником собственника, если тот не принимает участия в управлении бизнесом. А всем остальным должны заниматься контролируемые боссом спецы.

Стать спецом

Стать директором можно и благодаря профессиональным качествам. Этот путь пропагандируют и сами работодатели, и рекрутеры.

Генеральный директор компании "Украинские Новейшие Технологии" (оператор 4G-связи FreshTel) Евгений Лисицин прошел путь от менеджера среднего звена до управляющего директора компании в целом регионе. Он уверен, что на его переход по карьерной лестнице больше всего повлияла целеустремленность: "Желание и способность достигать поставленных целей всегда дает результат -- тебя замечают, и доверие к тебе растет. Желание достигнуть поставленной цели мотивирует приобрести необходимые для работы знания, а опыт приходит со временем. Поэтому я считаю, что главное в карьере -- нацеленность на результат", -- говорит г-н Лисицин. Он также советует "не играть в политику". По его мнению, одна из наиболее распространенных ошибок -- это попытка получить повышение путем интриг и закулисных игр. Но, вероятно, герой нашей первой истории с таким утверждением не согласился бы.

Постепенное вырастание суперквалифицированного спеца в босса -- приятный для совести и кармы путь, вот только срабатывает он далеко не всегда и не везде. Увы, частенько начальники тормозят служебный рост особо толковых специалистов по одной простой причине -- хорошо иметь под рукой человека, на которого можно взвалить ответственную и квалифицированную работу.

Дорога в обход

В случае если специалисту в родной фирме ходу не дают, приходится такое место работы менять -- на более перспективное.

"Компании привлекают персонал извне, когда хотят привнести что-то новое в стиль управления компанией, получить новый взгляд и новые идеи, свежим взглядом оценить эффективность работы коллектива", -- объясняет национальный менеджер по рекрутменту кадрового холдинга "АНКОР" в Украине Наталья Гилета. Это шанс для человека, который перерос свое кресло, им нужно пользоваться при первой же возможности.

Прибегать к привлечению чужих опытных управленцев стало особенно популярно в кризис. Однако из этого, понятное дело, не следует, что сейчас все кому не лень вот так запросто могут стать топ-менеджерами. Приглашают обычно чужих топ-менеджеров и специалистов, уже обладающих необходимыми опытом и знаниями для управления компанией в период экономической нестабильности. "Босс со стороны" будет землю рыть ради утверждения себя на новом месте и закрепления себя в новом качестве, а еще он не оброс ненужными связями на новом месте -- потому-то собственники благосклонны к такому приему, как вливание "свежей крови".

Главное -- амбиции

Наталья Гилета говорит, что зачастую крупные международные и украинские компании предпочитают сами растить будущих боссов: "Главное преимущество такого подхода -- это сохранение перспективных сотрудников внутри компании". Таким образом, люди хорошо мотивированы, и компания не теряет специалистов, знающих рынок и ее специфику. В части требований к топ-менеджерам она выделяет опыт оптимизации затрат и рабочего процесса в целом, а также навыки эффективной коммуникации как с акционерами, так и с сотрудниками.

Также нужно, чтобы сотрудник проявил лидерские качества и способность брать на себя ответственность за результат, самостоятельность в принятии решений и направленность на достижение высоких результатов: "Важным является личное желание занять высокую должность и готовность приложить максимум усилий для достижения поставленной цели", -- резюмирует г-жа Гилета.

Директор компании Acumen Outsourcing Иван Ищенко тоже считает, что первое необходимое качество для претендента на большое кресло -- это желание: "Прежде всего, нужно хотеть стать директором, то есть быть достаточно амбициозным человеком". Еще Суворов говорил, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Так и в карьерном росте. Сначала -- амбиции, а уж потом -- все остальное.

Между квалифицированными и преданными чаще всего выбирают преданных

Какой он, директор?

Качества, необходимые для продвижения по карьерной лестнице:

  • Амбициозность.
  • Нацеленность на результат.
  • Самостоятельность в принятии решений.
  • Самомотивация.
  • Лояльность к руководству.

Цена вопроса
Зарплаты генеральных директоров компаний в разных сферах деятельности, без учета возможных бонусов

Сфера деятельности компании
Зарплата генерального директора, грн/месяц

PR, НR
5000--8000

 
Ритейл
От 12 000

 
Производственные
От 10 000

 
Консалтинг
От 8000

 
Страховые компании, банки
От 12 000

 
Менеджеры (ресторанов, магазинов)
От 4000

 
Украинские представительства международных компаний
15 000--20 000

 
Госучреждения
От 6000

 

Рекламные агентства
От 10 000

 
МЧП
5000--10 000
 

Итого Директорское кресло -- предел мечтаний для многих руководителей среднего звена. Но его также стоит рассматривать как трамплин для создания собственного дела.

Автор: Алена Казберова http://www.dengi.ua/

Читать также:

Какими качествами должен обладать претендент на пост гендиректора?

Искусство делегирования

Менеджер нашего времени

Соперничество менеджеров

Слуга царю, отец солдатам!

Составляем план карьериста  

Как руководителю выбрать бизнес-тренера?

 

Книги:

Маркетинговая машина. Как стать хорошим директором по маркетингу. Игорь Манн и Анна Турусина

Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Генри Минцберг

Управление персоналом. Настольная книга менеджера. Ларри Стаут

Финансовый директор новой эпохи. Джереми Хоуп

Карьера менеджера. Ли Якокка      Скачать    Купить

Стивен Кови “Семь привычек высокоэффективных людей”   Купить

смотри также:  Список литературы

 

Видео:

Видеосеминар Максима Спиридонова "Веб 2.0-бизнес: как построить и раскрутить интернет-проект"

Секрет

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua