" />
Как один японец весь мир накормил? Памяти Момофуку Андо, короля лапши
Бизнес - Бизнес истории
12.03.2010

Image«Мир на Земле настанет тогда, когда у людей будет достаточно еды». Момофуку Андо.

Когда японцы подводили черту под вторым тысячелетием, самыми великими изобретениями страны Восходящего солнца они назвали растворимый суп из лапши. На второе место они поставили караоке. И только лишь на пятое – компактный диск.

Это сейчас в музее растворимой лапши в Осаке, носящей имя великого изобретателя, вам будут рассказывать легенды о том, как в послевоенной Японии, когда еды отчаянно не хватало и была карточная система, прогоревший в соляном бизнесе Момофуку, увидев очередь за продуктами, осенился мыслью накормить все человечество. Дело было проще – сам он изголодался за два года отсидки в тюрьме за неуплату налогов, сам понюхал лиха в виде тюремной баланды.

Родился Момофуку Андо 5 марта 1910 года на оккупированном японцами Тайване, рано осиротел. Бабка-дед как могли воспитывали сироту, но паренек вырос предприимчивым: уже в 22 года он открывает собственный текстильный бизнес. После разгрома Японии во Второй мировой войне он принимает японское гражданство и переезжает в Осаку. Вот где с соляным бизнесом ему не повезло – пришлось отсидеть и выйти полностью разоренным.

А послевоенная Япония голодала. В 1948 году правительство призывало народ налегать на хлеб, но непривычные к хлебу японцы за еду его не считали. Приучены были они к лапше и рису. И как ни пело министерство здравоохранения о пользе хлеба, население его в упор не принимало. В своей автобиографии Момофуку приводит этот сентиментальный пример с километровой очередью в продуктовую лавку за лапшой (рамен на японском) как объяснение посыла избавить японцев от унижения стоянием в очередях и человеколюбивыми стремлениями. А мне думается, что это сработал нормальный бизнес-рефлекс делового человека, озарение бизнесмена, умеющего из такого озарения сделать деньги, в правильном месте в нужное время схватить судьбу за нужное место. Так родилась идея быстрорастворимой лапши.

И вот у себя в доме он принялся эту идею осуществлять. Что он только не творил с лапшой: сушил в разных режимах, вялил по-всякому... Но получалась не рамен, а замазка клейкая. И вот, наконец, эврика! Обжарив пропитанную бульоном лапшу в пальмовом масле, как это происходит при приготовлении традиционных японских блюд темпура, он высушил брикет лапши и получил прекрасную заготовку. Залив кипятком такой брикет, он получил прекрасную рамен. Дальше – больше. К брикетику он прилагал еще два пакетика: один – с пальмовым маслом, второй – с сухими приправами. Вот так родился Chikin Ramen – знаменитый быстрорастворимый шедевр с куриного вкуса лапшой.


Случилось это 25 августа 1958 года – продукт появился на японском рынке и пошел завоевывать весь мир. А насчет мира – тоже неспроста. Если уж человек толков, то толков категорически. Почему с куриным вкусом, а не с говяжьим или свиным? Да потому, что Индия-Индонезия не станет есть с говяжьим, а мусульманский мир со свиным. А курица – она интернациональна. Вот почему сырьевая лапша в курином бульончике и вымачивалась-пропитывалась. Всем хорошо. И корпорации Nissin Food, Ltd.

Один Китай поедал 48 миллиардов упаковок лапши в год, Индонезия – 14 миллиардов, а сами японцы – 5 миллиардов. Рамен доступна по цене, удобна при хранении, транспортировке, быстра в приготовлении. Лапша от Андо стала стратегической пищей – армии всех странах мира стали клиентами Nissin Food , Ltd. Рамен – основной пищевой продукт Красного Креста. Рамен спасла новоорлеанцев в 2005 году после Катрины. Рамен едят сейчас на Гаити. И будут с благодарностью есть везде, где надо срочно накормить население. Рамен и в космос летал с японскими космонавтами.

В 1972 году Андо завершает еще один грандиозный проект Cup Noodles – лапша выпускается не в брикетиках, а пенополиуритановом стаканчике: залей кипятком и ешь. Затем в лапшу стали добавлять сушеные овощи, кусочки мяса, креветки: только небо – предел фантазии. Не говоря уже об армии, простой народ быстро оценил еду в стаканчике: ни мыть-полоскать, ни посуду не пачкать. Лодырю-холостяку или простому работяге в обеденный перерыв, школьнику на перемене, туристу в палатке – всем удобно. Навернул супцу, и свободен.

Третьим проектом Андо вообще ошеломил – тот же Cup Noodles, но уже в растворимой мисочке из сушеных овощей. Это тебе уже и первое, и второе: навернул супцу и тарелочкой закусил. Здорово, верно?

Насмотреться на всю историю этого изобретения можно в музее имени Момофуку Андо в пригороде Осаки. Вот где наглядно видно, как рамен шагает по всей нашей планете. Если и хотел накормить весь мир изобретатель, бизнесмен и меценат Андо, то спасибо сенсею – он добился этого при своей жизни, и не зря поставлен ему памятник. Желающие сами поучаствовать в изготовлении волшебной лапши рамен могут подняться в цех на второй этаж музея и активно приобщиться к процессу. И тут же, не отходя от кассы, прямо в ресторанчике музея откушать свое кулинарное произведение.

Мы можем спорить о калорийности и вредности джанк-фуд, мы можем по-разному относиться к идее консервированной или полуфабрикатной пищи. Кто спорит: стойте и готовьте разносолы из «здоровых» продуктов, гоняйтесь за экологически чистой едой... Но при этом помните, что каждый третий человек нашей тучной Земли голодает. И не зря сказал Момофуку Андо, что мир наступит только тогда, когда еды у людей будет достаточно.

Урну с прахом изобретателя, накормившего весь мир, вывели в космос и развеяли прах в бесконечных мирах. Умер он в январе 2007 года в возрасте 96 лет, полжизни своей питаясь собственным изобретением. А сегодня ему исполнилось бы сто лет. По этому случаю принесем ему нашу признательность, благодарность и помянем добрым словом. Спасибо тебе, сенсей Момофуку Андо.

Лаура Ли http://shkolazhizni.ru/

Читать также:

Фирма по выращиванию и переработке грибов за $10-20 тыс.

Чипсы в онлайне

История Mars, или как создавалась самая крупная семейная компания

Баскин и Роббинс. 31 сорт мороженого

Перспективные индустрии для начала бизнеса

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua