" />
Крах доткомов 10 лет назад не напугал инвесторов
Инвестиции - Ценные Бумаги
20.03.2010

Image10 лет назад обвалился рынок ценных бумаг интернет-компаний, который вошел в историю как крах дотком-пузыря. Американский биржевой индекс NASDAQ за шесть дней потерял тогда более 8% и больше никогда уже не возвращался к показателям 2000 года.

В результате этих событий многие интернет-компании обанкротились, а инвесторы потеряли миллионы долларов.

Как говорят эксперты, образование пузыря произошло из-за того, что бизнесмены стали активно вкладывать деньги в онлайн-проекты, не задумываясь о том, удастся ли инвестиции вернуть.

Например, в день краха аналитик по рынкам компании Lehman Brothers, так комментировал состояние дел: "Конечно, время от времени будут небольшие колебания, и в какой-то момент NASDAQ будет переоценен, но, в общем и целом это - путь в будущее".

Подобные настроения царили и среди других игроков на рынке.

Аналитик, работавший на Prudential Securtities, был уверен, что индекс пробьет уровень в 6000 пунктов в ближайшие год-полтора. "Если вы очень наблюдательны, то ваш инвестиционный портфель должен отражать новые и интересные тенденции, динамику рынка", - заявил он, уверяя, что "большинство этих компаний включены в NASDAQ".

Тогда экономисты оправдывали высокие цены компаний тем, что наступила "новая экономика", но, как показала практика, те бизнес-модели оказались просто неэффективными. Тем не менее NASDAQ так и не оправился от того удара, и сейчас индекс составляет меньше половины от пикового уровня в 5048 пунктов.

Крахом инвесторов не напугать

Однако сегодня, 10 лет спустя, бумаги интернет-компаний продолжают пользоваться спросом со стороны инвесторов.

Особую популярность завоевали социальные сети, такие как Facebook, MySpace, Twitter, Vkontakte ("В контакте") и другие, которые из-за огромной аудитории очень привлекательны для инвесторов.

По данным аналитического сайта comScore, в октябре 2009 года аудитория Facebook превышала 430 млн пользователей по всему миру, MySpace - 120 млн, а Twitter – более 50 млн.

Крупнейшие компании мира снова инвестируют миллионы долларов в интернет-проекты, полагая, что за ними будущее, хотя четкого механизма зарабатывания денег у многих, даже самых популярных сайтов, до сих пор нет, полагает эксперт по интернету компании iKS-Consulting Константин Анкилов.

К примеру, еще осенью 2006 года компания Google за 1,6 млрд долларов приобрела портал YouTube. Однако, несмотря на то, что YouTube, по данным сайта Alexa.com, является третьим по популярности порталом в мире, заработать на нем не удается. Об этом неоднократно говорил и исполнительный директор Google Эрик Шмидт.

Размещение рекламы не приносит тех доходов, на которые изначально рассчитывали в Google, а обслуживание сайта довольно дорого. По данным comScore, расходы на поддержание работы YouTube в 2009 году составили 740 млн долларов; это в два раза больше, чем порталу удалось заработать.

Подобная же проблема и у социальной сети Facebook. По результатам 2008 года, на одном пользователе компания сумела заработать всего 1 доллар.

Однако инвесторов это не пугает, и предложения от них продолжают поступать.

Первым, кто инвестировал в Facebook, был один из основателей платежной системы PayPAL Питер Тиэль, который в 2004 году вложил в нее около 500 тыс долларов. Еще через год Facebook получила около 12,5 млн долларов от Accel Partners и немного позднее еще 27,5 млн долларов от Greylock Partners.

Интересовались социальной сетью и интернет-гиганты: Yahoo, Google и Microsoft. Однако получить хотя бы часть акций удалось лишь компании Билла Гейтса, которая в 2007 году, оценив Facebook в 15 млрд долларов, приобрела 1,6% привилегированных акций.

В прошлом же году за 200 млн долларов 2% привилегированных акций получила и российская компания Digital Sky Technologies (DST), принадлежащая бизнесменам Юрию Мильнеру, Григорию Фигнеру и Алишеру Усманову, у которого около 30% акций DST.

Реклама заработать пока не позволяет

Социальные сети в основном получают деньги от рекламы, но пока больших заработков компании показать не могут.

Во-первых, заходя на страницы в социальных сетях, люди мало обращают внимания на рекламу, так как приходят пообщаться со своими друзьями; во-вторых, многие рекламодатели не спешат размещать свои баннеры на аккаунтах пользователей, где нередко можно встретить непристойные выражения и откровенные фотографии и видеоролики.

По данным агентства eMarketer, несмотря на резкий рост аудитории, доходы социальных сетей от интернет-рекламы в 2009 году выросли всего на 4% до 1,2 млрд долларов.

"Рынок растет хорошо, и даже кризис его не остановил, но проблемы у социальных сетей с заработком существуют. Далеко не в каждом случае есть уверенность, что проекты будут окупаться в приемлемые сроки", - говорит Константин Анкилов.

По его словам, вложенные в интернет-проекты деньги - это инвестиции в перспективы, вера в то, что бизнес можно будет перепродать в будущем.

Крупные инвесторы уже научены горьким опытом кризиса дотком и сейчас уже не вкладывают крупные средства, если не уверены в их возврате, заключает эксперт. К тому же создатели интернет-проектов уверяют своих акционеров в том, что уже скоро порталы смогут приносить прибыль.

Михаил Терновых, Рената Таирбекова http://news.bbc.co.uk/hi/russian

Смотреть на видео:

Discovery: Загрузка. Подлинная история интернета (4 фильма/2008) TVRip + UA-IX

 

Читать также:

Интернет — последняя надежда XXI века

Прощай, кризис? Темпы роста фондового рынка стали неожиданностью даже для его участников 

Взрослые игры: Главные инвесторы 2010 года 

Почему необходимо участвовать в социальных медиа 

10 самых значимых событий десятилетия в Интернете  

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua