Крах доткомов 10 лет назад не напугал инвесторов
Инвестиции - Ценные Бумаги
20.03.2010

Image10 лет назад обвалился рынок ценных бумаг интернет-компаний, который вошел в историю как крах дотком-пузыря. Американский биржевой индекс NASDAQ за шесть дней потерял тогда более 8% и больше никогда уже не возвращался к показателям 2000 года.

В результате этих событий многие интернет-компании обанкротились, а инвесторы потеряли миллионы долларов.

Как говорят эксперты, образование пузыря произошло из-за того, что бизнесмены стали активно вкладывать деньги в онлайн-проекты, не задумываясь о том, удастся ли инвестиции вернуть.

Например, в день краха аналитик по рынкам компании Lehman Brothers, так комментировал состояние дел: "Конечно, время от времени будут небольшие колебания, и в какой-то момент NASDAQ будет переоценен, но, в общем и целом это - путь в будущее".

Подобные настроения царили и среди других игроков на рынке.

Аналитик, работавший на Prudential Securtities, был уверен, что индекс пробьет уровень в 6000 пунктов в ближайшие год-полтора. "Если вы очень наблюдательны, то ваш инвестиционный портфель должен отражать новые и интересные тенденции, динамику рынка", - заявил он, уверяя, что "большинство этих компаний включены в NASDAQ".

Тогда экономисты оправдывали высокие цены компаний тем, что наступила "новая экономика", но, как показала практика, те бизнес-модели оказались просто неэффективными. Тем не менее NASDAQ так и не оправился от того удара, и сейчас индекс составляет меньше половины от пикового уровня в 5048 пунктов.

Крахом инвесторов не напугать

Однако сегодня, 10 лет спустя, бумаги интернет-компаний продолжают пользоваться спросом со стороны инвесторов.

Особую популярность завоевали социальные сети, такие как Facebook, MySpace, Twitter, Vkontakte ("В контакте") и другие, которые из-за огромной аудитории очень привлекательны для инвесторов.

По данным аналитического сайта comScore, в октябре 2009 года аудитория Facebook превышала 430 млн пользователей по всему миру, MySpace - 120 млн, а Twitter – более 50 млн.

Крупнейшие компании мира снова инвестируют миллионы долларов в интернет-проекты, полагая, что за ними будущее, хотя четкого механизма зарабатывания денег у многих, даже самых популярных сайтов, до сих пор нет, полагает эксперт по интернету компании iKS-Consulting Константин Анкилов.

К примеру, еще осенью 2006 года компания Google за 1,6 млрд долларов приобрела портал YouTube. Однако, несмотря на то, что YouTube, по данным сайта Alexa.com, является третьим по популярности порталом в мире, заработать на нем не удается. Об этом неоднократно говорил и исполнительный директор Google Эрик Шмидт.

Размещение рекламы не приносит тех доходов, на которые изначально рассчитывали в Google, а обслуживание сайта довольно дорого. По данным comScore, расходы на поддержание работы YouTube в 2009 году составили 740 млн долларов; это в два раза больше, чем порталу удалось заработать.

Подобная же проблема и у социальной сети Facebook. По результатам 2008 года, на одном пользователе компания сумела заработать всего 1 доллар.

Однако инвесторов это не пугает, и предложения от них продолжают поступать.

Первым, кто инвестировал в Facebook, был один из основателей платежной системы PayPAL Питер Тиэль, который в 2004 году вложил в нее около 500 тыс долларов. Еще через год Facebook получила около 12,5 млн долларов от Accel Partners и немного позднее еще 27,5 млн долларов от Greylock Partners.

Интересовались социальной сетью и интернет-гиганты: Yahoo, Google и Microsoft. Однако получить хотя бы часть акций удалось лишь компании Билла Гейтса, которая в 2007 году, оценив Facebook в 15 млрд долларов, приобрела 1,6% привилегированных акций.

В прошлом же году за 200 млн долларов 2% привилегированных акций получила и российская компания Digital Sky Technologies (DST), принадлежащая бизнесменам Юрию Мильнеру, Григорию Фигнеру и Алишеру Усманову, у которого около 30% акций DST.

Реклама заработать пока не позволяет

Социальные сети в основном получают деньги от рекламы, но пока больших заработков компании показать не могут.

Во-первых, заходя на страницы в социальных сетях, люди мало обращают внимания на рекламу, так как приходят пообщаться со своими друзьями; во-вторых, многие рекламодатели не спешат размещать свои баннеры на аккаунтах пользователей, где нередко можно встретить непристойные выражения и откровенные фотографии и видеоролики.

По данным агентства eMarketer, несмотря на резкий рост аудитории, доходы социальных сетей от интернет-рекламы в 2009 году выросли всего на 4% до 1,2 млрд долларов.

"Рынок растет хорошо, и даже кризис его не остановил, но проблемы у социальных сетей с заработком существуют. Далеко не в каждом случае есть уверенность, что проекты будут окупаться в приемлемые сроки", - говорит Константин Анкилов.

По его словам, вложенные в интернет-проекты деньги - это инвестиции в перспективы, вера в то, что бизнес можно будет перепродать в будущем.

Крупные инвесторы уже научены горьким опытом кризиса дотком и сейчас уже не вкладывают крупные средства, если не уверены в их возврате, заключает эксперт. К тому же создатели интернет-проектов уверяют своих акционеров в том, что уже скоро порталы смогут приносить прибыль.

Михаил Терновых, Рената Таирбекова http://news.bbc.co.uk/hi/russian

Смотреть на видео:

Discovery: Загрузка. Подлинная история интернета (4 фильма/2008) TVRip + UA-IX

 

Читать также:

Интернет — последняя надежда XXI века

Прощай, кризис? Темпы роста фондового рынка стали неожиданностью даже для его участников 

Взрослые игры: Главные инвесторы 2010 года 

Почему необходимо участвовать в социальных медиа 

10 самых значимых событий десятилетия в Интернете  

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua