" />
Как просить повышения зарплаты?
Карьера - Заработная плата
06.05.2010

ImageНередко работодатели предпочитают нанимать новых сотрудников, а не индексировать в соответствие с инфляцией зарплату "старых". Именно поэтому многие менеджеры и специалисты повышают свой уровень дохода за счет постоянной смены мест работы.

Но как быть тем, кто видит перспективы развития карьеры именно в данной организации, но не удовлетворен несоответствием размера своей зарплаты среднерыночному предложению?

Не секрет, что после трудоустройства, рост зарплаты на занимаемой позиции начинает отставать от рыночных темпов. И это, по мнению читателей, не только несправедливо, но и недальновидно. Зачем брать нового специалиста за те же или даже большие деньги? При этом тратить месяцы на его обучение, чтобы он достиг хотя бы того же уровня профессионализма, что и ушедший работник.

Справедливо это или нет, но факт остается фактом: многие компании скорее наймут нового сотрудника, нежели решатся на солидную прибавку к жалованью «старого».

«Такое случается повсеместно, особенно в западных компаниях, где бюджеты утверждаются иностранцами, не принимающими в расчет нашу инфляцию и рост рынка труда, – пишет один из читателей „Энциклопедии карьеры“. – Я сам оказывался в ситуации, когда после трех лет работы размер моей зарплата была ниже рыночного». Многие менеджеры и специалисты видят выход в частной смене мест работы. Если на рынке есть компании, которые готовы предложить 40%-ный рост зарплаты, почему их не найти? Рынок растет очень быстро, важно успеть вовремя «поймать волну» и расти вместе с ним. Именно так рассуждают они.

Но как быть тем талантливым менеджерам и квалифицированным специалистам, которых устраивает текущая работа? Им нравится компания, перечень функциональных обязанностей, уровень ответственности. Они видят перспективы развития карьеры именно в данной организации. Но не видят соответствия размера своей зарплаты среднерыночному предложению. Так может быть, все-таки стоит подойти к руководству с вопросом о повышении заработной платы? Прибавка к заработной плате зависит от ряда обстоятельств, таких как состояние рынка, на котором работает компания, ее доходов, показателей работы вашего отдела, непосредственного личного вклада в работу и так далее.

В некоторых компаниях повышение денежной компенсации сотрудникам происходит централизовано и в оговоренный срок, решение принимается высшим руководством на основе формализованных отчетов, подготовленных службой персонала. Считается, что при такой схеме функционирования организации все разговоры с начальником о повышении зарплаты не принесут успеха. На мой взгляд, это не совсем так.

Если вы считаете, что своей работой заслужили прибавки и у вас есть весомые аргументы, подтверждающие вашу правоту, то вы должны об этом сообщить линейному руководителю. В нашей компании мы всячески стараемся донести до сотрудников информацию, что если они не довольны своей оплатой труда и это может послужить для них поводом для поиска и смены места работы, то в первую очередь им стоит сказать об этом руководству, приведя аргументы, почему их труд должен оплачиваться выше. Ведь проще/выгоднее повысить заработную плату «старому» сотруднику, попытавшись удержать его в стенах компании, чем начинать поиски нового специалиста за, скорее всего, большие деньги.

Сотрудники могут просить прибавки к заработной плате при:

  • значительном увеличении объема работы;
  • расширении должностных обязанностей;
  • значительном повышении собственной квалификации;
  • сильном несоответствии их сегодняшнего уровня дохода среднему по рынку.

Для разговора с руководством о повышении уровня дохода стоит выбрать благоприятный для вас лично и компании в целом момент. Например, сразу после того как вам и вашей команде удалось справиться с какой-либо важной/сложной/трудоемкой задачей. Следует понимать, что, повышая зарплату сотруднику, компания увеличивает свои финансовые издержки, поэтому работник должен обосновать свои претензии. Конечно, сотрудник может попробовать «откровенно поговорить» со своим руководителем, рассказав ему о временных нуждах и финансовых затруднениях, но это вряд ли поможет ему добиться положительного результата и не принесет ожидаемую прибавку к зарплате.

В таких делах следует применять деловой подход. Все аргументы лучше подкреплять конкретными цифровыми показателями и фактическими результатами, подтверждающими успешность вашей работы на благо компании и вашу профессиональную компетентность. При этом не нужно сравнивать себя с коллегами или пытаться угрожать уходом к конкурентам. Если вы хотите «поиграть на увольнении», то, во-первых, Вы должны быть готовы покинуть компанию в случае неудачного для вас исхода, а, во-вторых, учтите, что даже когда вам пойдут на встречу и повысят зарплату, степень доверия к вам значительно понизится.

Неплохой «деловой тактикой» может быть просьба расширить круг должностных обязанностей, естественно, с адекватным увеличением оклада. В этом случае предварительно надо для самого себя попытаться четко определить желаемую сумму и озвучить ее в разговоре (сумма должна соответствовать рынку).

Помните, ваша ценность как специалиста определяется, как правило, тремя компонентами:

  • значимостью/ценностью вашей работы для компании;
  • вашими реальными знаниями и потенциальными способностями;
  • средней рыночной стоимостью труда специалистов вашего профиля и уровня.

Без четкого представления о всех трех слагаемых вы не сможете посмотреть на себя объективно, глазами потенциальных работодателей и аргументировано доказать вашему нынешнему руководству обоснованность своих требований повышения заработной платы.

Надежда Боброва, директор отделения управления персоналом (СПб) автомобильного холдинга «Атлант-М» в СЗФО:

– C моей точки зрения идти к руководству и вести переговоры о повышении размера заработной платы, безусловно, стоит. Во-первых, потому что при грамотной аргументации со стороны сотрудника может быть достигнута поставленная цель, во вторых, такой диалог позволяет работодателю лучше понять текущий уровень развития компетенций специалиста, направления, в которых он хочет развиваться, его карьерные цели, мотивацию.

В свою очередь сотрудник, правильно выстроив беседу, получит от руководителя обратную связь и увидит, что ему надо улучшать и развивать в своей работе. Это также хороший повод для возможной корректировки функционала и зоны ответственности работника. Сотруднику следует идти к руководителю с конкретными предложениями относительно выгодного для компании развития того направления/продукта/проекта, за которое он отвечает. Иными словами, работодатель должен четко представлять себе за какие показатели и достигнутые результаты работы он будет повышать специалисту зарплату. В качестве дополнительного (но не в коем случае не основного!) аргумента можно привести обзор зарплат по рынку труда по конкретной позиции. Безусловно, уровень дохода должен соответствовать рынку труда и объему выполняемых обязанностей, но любому работодателю приятно видеть, что сама по себе работа для сотрудников важнее, чем материальное вознаграждение. Я бы ни в коем случае не рекомендовала начинать диалог с работодателем с претензий за то, что компания мало платит за выполняемую работу, что всем повысили уже зарплату, а данному человеку нет. Также я бы не рекомендовала применять контроффер (когда сотрудник приходит к руководству и говорит, что компания X сделала ему предложение о работе с более высоким окладом, и, если ему не повысят зарплату, то он уйдет). Этот способ очень рискованный и в долгосрочной перспективе можно получить негативный эффект. Допустим, работодатель в первый момент не захочет рисков, связанных с производственными процессами и пойдет на повышение зарплаты, но будет понимать, что этот сотрудник может еще не раз прийти к нему с аналогичным «предложением», а уже к этому случаю работодатель, скорее всего, подготовится, и подпишет заявление сотрудника об уходе. К тому же этот путь является еще и некорректным по отношению к другим компаниям, в которые работник направляет резюме, ведь он делает это лишь для того, чтобы получить возможность манипулировать настоящим работодателем. Если компания X делает соискателю предложение, то начинает рассчитывать на него, и в случае, когда в следующий раз специалисту действительно понадобится новая работа в этой компании, ему вряд ли окажут доверие.

Светлана Шевцова, директор по персоналу холдинга «МИЭЛЬ»:

Если в компании нет системы, которая позволяет сотруднику автоматически перемещаться от грейда к грейду, то принцип пересмотра окладов следует оговорить еще на стадии приема на работу. Когда речь идет о руководящей позиции, как правило, составляется план вхождения в должность. В нем прописываются цели и задачи, которые сотрудник должен достичь за определенный период времени. По итогам их реализации и принимается решение об изменении заработной платы. Если же по каким-то причинам подобные условия не были оговорены, то, перед тем как просить начальство о повышении заработной платы, стоит запастись аргументами. Под аргументами в данном случае понимаются измеримые показатели вашей работы, причем желательно с явной позитивной динамикой: насколько у вас расширились функциональные обязанности, как возросла зона ответственности, во сколько раз увеличился объем работы, как это сказалось на качестве и т. д. Фразы: «я стал работать лучше», «в другой компании зарплаты выше» – вряд ли вам помогут. Руководитель должен понимать, за что, по вашему мнению, вам следует теперь платить больше. Все вышесказанное имеет отношение только к ситуации, когда изменение зарплаты не связано с переходом на другую должность.

Наталья Валдаева, консультант рекрутинговой компании MarksMan:

Представим себе, что сотрудник приходит к руководителю и говорит о том, что ему необходимо повышение заработной платы. Руководитель согласно кивает и тут же ее повышает. Наверное, мало кто сталкивался с такой ситуацией. Повышение заработной платы – это очень тонкий вопрос. С одной стороны, конечно, обидно, когда вновь прибывший коллега, который выполняет тот же функционал, что и вы, получает большую заработную плату. Но, с другой стороны, как попросить повышение, чтобы это было убедительным и результативным?

На переговорах подобного рода стоит обратить внимание руководства на объективные обстоятельства:

  • заработная плата не пересматривалась уже долгое время, а цены растут;
  • ваш функционал увеличился, так как со временем вы брали на себя все больший фронт работ, а зарплата остается прежней;
  • результаты вашей работы находятся в полном соответствии с принятой в компании системой KPI, а за последнее время вы регулярно перевыполняете план.

Отдельно остановлюсь на том, что в подобных ситуациях недопустимо:

1. Выходить на рынок труда, чтобы потом просить контроффер.

2. Если вы ценный сотрудник и работодатель действительно дорожит вами, то заработную плату вам повысят, но отношения будут испорчены.

3. Также не стоит ссылаться на то, что у однокурсников, одноклассников, бывших коллег заработная плата выше, и поэтому вам тоже нужно повышение.

4. Сравнивать собственную заработную плату и вновь прибывших коллег.

5. Сотрудникам нужно помнить о том, что их стоимость на рынке зависит только лишь от опыта работы, образования и компетенций, а не от ипотечных, алиментных и иных обязательств.

Мария Самиуллина, наставник по поиску работы компании Job Search Coach:

– Вот несколько практических советов, как можно поднять себе зарплату.

Практический совет № 1: «Говори вовремя»

В крупных компаниях бизнес-план и бюджет на следующий год, содержащий статью расходов на персонал, в частности на зарплату, составляется раз в год. Если вы знаете, когда это происходит, то есть смысл перед началом этого процесса назначить разговор с руководителем, который и будет заниматься вместе с отделом персонала планированием бюджета на зарплату своим сотрудникам. Тогда у вашего руководителя будет возможность учесть вашу позицию, и он уже не сможет в следующем году отделаться фразой: «Извини, но наш бюджет и так трещит по швам и не позволяет сделать повышение тебе сейчас – разве что за счет урезания зарплаты твоих коллег...».

Практический совет № 2: «Куй железо, пока горячо»

Если на ежегодной оценке работы сотрудников за прошедший период вам была поставлена «пятерка», то есть вы на 100% выполняли и даже перевыполняли план, не откладывайте разговор о зарплате. Скажите, что вы готовы на большие подвиги, и сразу поинтересуйтесь, каким образом ваши отличные рабочие показатели могут отразиться на повышении вашего уровня дохода, причем дополнительно к ежегодной компенсации инфляции всем сотрудникам компании. Иначе последняя может быть преподнесена вам спустя несколько месяцев именно как признание ваших заслуг.

Практический совет № 3: "Не хочу смотреть "налево"

При обсуждении вопроса о повышении заработной платы не стоит обращаться к сравнению с коллегами: «У него нагрузка и ответственность меньше, а зарплата в 1,5 раза выше». Лучше «честно» сообщите руководителю, что в последние месяцы звонки рекрутеров стали поступать стабильно раз в две недели, а после их попыток «раскачать» вас на рассмотрение новых возможностей вы не один день приходите в себя от цифр компенсации, которые эти возможности сопровождают. И вам, конечно, хотелось бы еще долго отвечать рекрутерам из кадровых агентств «Спасибо, мне очень нравится моя нынешняя работа как в плане обязанностей, полномочий, ответственности и перспектив развития, так и в плане вознаграждения».

АВТОР - Губанова Юлия, сайт HEAD HUNTER

Читать также:

Где в Украине работать выгоднее: средняя зарплата по отраслям

Реальная зарплата? Нереально… большая

Сдельная и повременная форма оплаты труда: преимущества и недостатки

Более половины сотрудников компаний планируют сменить работу

Станьте снайпером на рынке труда

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua