Как роботы украли 1 триллион долларов, а потом вернули его обратно
Инвестиции - Ценные Бумаги
11.05.2010

ImageЧто же произошло на прошлой неделе? Почему всё (акции, фьючерсы, сырьё, основные валюты) вдруг посыпалось? Этому есть одно простое объяснение. То, что сейчас происходит на рынках, можно назвать словом «шторм».

Да, это банально, но в данный момент это слово — наиболее точное определение. Трейдеры психуют, роботы сходят с ума, ответственные сотрудники бирж пытаются понять, что вообще происходит и как этого избежать в будущем. По горячим следам посмотрим на механизм всеобщего психоза — это удивительно интересно.

Напомним, в четверг на прошлой неделе, вечером по московскому времени, на рынках США случился крупнейший за многие годы одномоментный крах. В течение считанных минут фондовые индексы обвалились на несколько процентов, а потом — ещё до конца дня вернулись на прежние позиции. Что же случилось? Сейчас уже можно восстановить хронологию событий и понять «механику» этого процесса. Хотя некоторые важные вопросы всё ещё остаются без ответа. Итак, давайте познакомимся со сценарием одной из самых захватывающих историй на фондовом рынке за многие годы.

Долговые проблемы Греции, возможные трудности остальных южно-европейских стран и прочий негатив, в принципе, уже «заложены в цене» акций. Эти факторы не должны вызывать столь резкое снижение рынка. Поэтому в данном случае речь может идти либо о действиях какого-то очень крупного игрока (или группы игроков), либо об общем психозе на рынке (такое тоже бывает, это нормально).


При этом под словом «действия» может пониматься и сознательная игра на понижение, и ошибки, и просто случайные цепочки событий. Дело в том, что основной оборот на всех фондовых торгах делают не люди, а роботы — специальные очень сложные компьютерные программы, торгующие, по сути, между собой. Сами же торги идут не только на «классических» (т.е. привычных, регулируемых и более-менее контролируемых) биржах, но и на «серых» электронных площадках, куда почти не ступала нога регулятора. Что там на самом деле происходит — ведомо только алгоритмам. Боюсь, что даже авторы программ не очень понимают происходящие там процессы. Именно это и стало причиной обвала в США в четверг.

Похоже, что вечером 6-го мая (по московскому времени) какая-то программа немного сошла с ума и начала очень активно продавать какие-то бумаги. Говорят, что началось всё с рынка фьючерсов, конкретно — фьючерсов на акции компании Procter&Gamble. Сейчас происходит расследование, посмотрим, что оно покажет. Версия же с трейдером Ситибанка, который «ввёл миллиарды вместо миллионов («B»illions вместо «M»illions)», насколько я понимаю, уже не воспринимается всерьёз.

Другие программы, глядя на это безобразие, начали спешно закрывать свои позиции в акциях, которые вдруг оказались намного дороже, чем должны были бы, исходя из стоимости фьючерсов. А потом продажи пошли и на всех остальных рынках — в нефти, валюте и прочем.

Основная торговля проходила на Нью-Йоркской фондовой бирже в режиме электронных торгов. Но эта биржа имеет специальный механизм «торможения» падения (или роста) цен на отдельные бумаги: электронные торги ими останавливаются и переводятся в «ручной» режим — с помощью людей-посредников. Именно это и произошло: биржа остановила торги по наиболее сильно падавшим бумагам. Но сумасшедшие роботы смогли обойти это ограничение: они перевели продажи на другие площадки, в первую очередь NASDAQ и Instinet. А на этих площадках тормозов нет.

Дальше случилась очень интересная вещь. Как все понимают, количество предложений о покупке и продаже бумаг в каждый момент времени не бесконечно. Если очень быстро продавать какие-то акции, не обращая внимания на цены, то в какой-то момент заявки покупателей просто закончатся. То есть в системе биржевых торгов не останется предложений о покупке (на сленге они называются «биды»). Торговый робот, которого заклинило на продажах, будет продолжать очень быстро понижать цену предложения своих бумаг, пока не упрётся в ноль.

Именно такая совершенно удивительная и почти невозможная в реальной жизни ситуация сложилась сразу по многим бумагам. Очень уж крупных корпораций она не коснулась, но в какой-то момент 27 компаний с обычной капитализацией больше $50 млн не стоили вообще ничего, среди них, например, известная консалтинговая и IT-фирма Accenture. Потом в течение семи секунд прошло 19 сделок, во время которых кто-то покупал акции по 1 центу за штуку (по 100 акций за сделку). Дальше появились более-менее нормальные биды и ситуация начала разворачиваться.

По другим бумагам столь драматичного падения не происходило, но потери составляли десятки процентов. Например, цена акций гиганта Procter&Gamble Co. упала на 37%. В общей сложности в течение очень короткого времени капитализация американских компаний уменьшилась более чем на $1 триллион, индекс Dow Jones упал на 9% с лишним. Позже проблема «рассосалась», и индексы завершили день более-менее пристойным снижением примерно на 3%.

Роботы во время этой паники провели огромное количество сделок. Всего на всех площадках за четверг поменяли хозяев 29 миллиардов акций. При этом через NYSE (обычного лидера по оборотам) прошло всего 2,58 миллиарда акций, остальные — через независимые электронные площадки.

Понятно, что к реальной экономике и реальной оценке стоимости компаний этот инцидент никакого отношения не имеет. Это случайный сбой, связанный с компьютеризацией торгов акциями. Поэтому часть сделок, проведённых во время этого «шока» (наиболее «неправильные»), были отменены биржами, а деньги и акции вернулись хозяевам. Но это коснулось только бумаг, стоимость которых изменилась более чем на 60%. Те же инвесторы, кто во время паники потерял 20% или 30%, вроде как «сами виноваты».

Рынок дружно винит в произошедших безобразиях регулятора — Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Мол, эта структура, призванная обеспечивать порядок на биржах, дала слишком большую свободу электронным площадкам. Кроме того, виноваты, конечно, и компании, занимающиеся «алгоритмической» или «квантовой» (проще говоря, компьютерной) торговлей. Если бы акциями торговали люди, такого краха, очевидно, не произошло бы. Какие из этой истории будут сделаны выводы, пока непонятно. Возможно, SEC попытается ограничить бизнес электронных площадок и квантовых трейдеров. А может быть, всё останется как есть, а мы ещё не раз увидим такую «роботизированную» панику.

Главным вопросом, на который пока не получен ответ, остаётся вопрос о том, кто и зачем начал активно сливать фьючерсы. Если механизм лавинообразного падения цен на всех рынках более-менее понятен, то что послужило «первым камнем», вызвавшим «лавину» – неизвестно. Есть три основные версии: сбой в торговом роботе, ошибка человека и хакерская атака на торговый робот одной из крупных инвесткомпаний. Последнее, кстати, совсем не исключено.

http://superinvestor.ru/

Читать также:

Небывалый обвал на фондовых рынках

Своя игра. Интернет-трейдинг оказал серьезную поддержку фондовому рынку

Обезьянка Луша - лучший биржевой игрок

Волшебники фондового рынка

Гипотеза эффективности рынков

Как получить миллиарды из воздуха

Паралич фондового казино

Теории биржевых крахов

Торговые роботы помогают зарабатывать в условиях кризиса

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua