" />
Что бывает, когда школьники начинают печатать свою валюту?
Банки - Валюта
09.08.2011

Австралийский подход и советский подход


В 1981 году, за год до смерти Л. И. Брежнева, пятые классы «А» и «Б» средней школы №538 в Севастопольском районе Москвы охватила долларовая лихорадка.

Имя первопечатника долларов история не сохранила, но известно, что учился он в пятом «А», а изготовил валюту методом высокой печати посредством большого ластика «Архитектор», на котором вырезал лезвием стилизованное изображение ковбоя в широкополой шляпе, а по углам — «100$». Напечатав никак не менее $10 000 в такой валюте, мой одноклассник принес «котлету» в школу и продемонстрировал товарищам. Те сразу оценили потенциал идеи: вместо того чтобы играть в «камень-ножницы-бумагу» на щелбаны, отчего у азартного игрока мог разболеться лоб, можно было делать ставки в долларах!

Однако для развития игорной индустрии необходимо было, чтобы доллары появились не только у первопечатника. Проблема решалась двумя способами: распределением валюты между потенциальными игроками и созданием множественных эмиссионных центров. Пятые классы школы 538 пошли обоими путями.

По уму, первопечатник мог бы прокредитовать остальных, как настоящий центральный банк, применяя какую-нибудь невысокую ставку рефинансирования. Но мы были советские дети, и это повлияло на выбор метода распределения. Доллары были брошены «на шараш». Автор идеи встал со своей пачкой валюты на лестничной площадке, а безденежные пока одноклассники расположились ниже по лестнице, чтобы поймать как можно больше бумажек, когда первопечатник подбросит их в воздух.

Новые эмиссионные центры появились на следующий день; нетрудно догадаться, что инвестировали в ластики «Архитектор» те, у кого накануне плохо пошла игра. Так наряду с «ковбоями» получили хождение «тигры» и «крокодилы». Но не все новые серии долларов были приняты азартным сообществом. Наименее качественные — неумело напечатанные и криво обрезанные — отвергались: на них никто не хотел играть. Кроме того, эмитент долларов должен был пользоваться хоть каким-то авторитетом; это мы понимали не хуже современных финансистов, доверяющих, например, Федеральной резервной системе в большей степени, чем эмитенту тугриков — Монголбанку.

Простота производственного процесса, дешевизна основных средств и материалов, применявшихся при печати долларов, вскоре привели к гиперинфляции. На кон ставились не отдельные бумажки, а целые пачки. Лестница была усеяна малоликвидными купюрами неудачных серий. Тогда один из нас решился на инновацию: напечатал партию долларов не на писчей бумаге, а на кальке! Вскоре на «калечные» доллары, тонкие, полупрозрачные и приятно шуршащие, перешли оба пятых класса. Обладатели огромных состояний в писчебумажной валюте были разорены и пошли по миру.

В этот момент в дело вмешалась школьная администрация: к ней пришло осознание того, что дети в самом сердце первого социалистического государства ИГРАЮТ В АЗАРТНЫЕ ИГРЫ НА ДОЛЛАРЫ. Завуч, чье имя-отчество я запамятовал (помню только, что однажды она написала в моем дневнике: «ОпАздал на первый урок»), приказала учителям конфисковать валюту и пресечь игру. Лас-Вегас еще некоторое время сопротивлялся, уйдя в подполье, но через два дня окончательно пал под натиском превосходящих сил.

Увидев на сайте австралийской программы LifeSkills (принятой Департаментом образования штата Новый Южный Уэльс) образцы школьных валют, я чуть не прослезился, вспоминая пятый класс. «Милпидолларами», «эконодолларами» и «биг баками» пользуются в австралийских школах дети того же возраста. Только с разрешения администрации и намного умнее, чем это делали мы.

В каждой школе программа работает по-разному — никаких жестких требований нет, — но суть приблизительно одинаковая. Школьную валюту можно заработать, к примеру, сдачей алюминиевых банок или выполнением какой-то работы в рамках программы LifeSkills (жизненные навыки). В нескольких школах, например, действуют фермы по разведению раков, которых можно продавать вне системы, в других дети помогают готовить еду для своей столовой. Вырученные деньги обмениваются на внутренние по определенному курсу.

Повсюду устраиваются ярмарки поделок, на которых тоже имеет хождение локальная валюта; компоненты для поделок продаются за нее же. Большие суммы можно тратить на аукционах, на которые выставляются иногда вполне ценные предметы — например, успешный предприниматель может потратить свои «эконодоллары» или «мьючуалы» на iPad. В рамках программы в каждой школе действует банк, иногда даже с электронной системой ведения счетов, но чаще со старорежимной бумажной. Туда можно поместить сбережения под проценты, а можно завести текущий счет с чековой книжкой. Банковские служащие получают зарплату — это тоже работа.

Понятно, что внедрять все это получается с переменным успехом. Там, где система прозрачна и за школьные деньги можно приобрести реальные ценности — которые, заметим, у детей не всегда такие же, как у взрослых, так что учителям надо еще разобраться, что их ученики на самом деле ценят высоко, а что низко, — в программе участвует до половины школьников. Они пишут заявления о приеме на работу, конкурируют за вакансии, создают бизнесы (чтобы получить лицензию, надо представить простенький бизнес-план). Кое-где правила, по которым функционирует экономика, принимает школьный парламент.

Эрика Саутгейт и Вики Паркс из Университета Ньюкасла по заказу Департамента образования исследовали, как работает программа, подробно расспросив о ней учителей и попросив их заполнить анкеты. Как и мой завуч, учителя эти иной раз пишут с грамматическими ошибками — в австралийской глубинке с этим не лучше, чем в Москве. И я не думаю, что они хорошо отнеслись бы к организации игорного бизнеса в рамках LifeSkills: какой-то этот бизнес неэкологичный. Но почему-то мне кажется, что у них более правильный подход к финансовому образованию, чем был у моих школьных учителей. В конце концов, если уж пятиклассники решили эмитировать свою валюту — сами, без подсказки, — что стоит хорошему учителю возглавить и направить процесс? А если они этого сделать не догадались, подсказать им эту прекрасную идею.

 http://www.forbes.ru/

Читать также:

Девять детских вопросов о деньгах

Как научить ребёнка обращаться с деньгами?

BitCoin Гениальная афера или деньги будущего?

“Зайчик” допрыгался. Девальвация белорусского рубля

Финансовый юмор. Дети и деньги

Пять видов финансового IQ

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua