Эрик Найман: Нацбанк создал концлагерь для гривни
Люди - Интервью
06.01.2012

ImageПартнер инвесткомпании "Capital Times", финансист Эрик Найман рассказал о новом кризисе, провале налоговой реформы и фобиях НБУ

- Как вы оцениваете экономические результаты года? Насколько реалистичны официальные показатели инфляции (9,1% по итогам января-ноября) и роста ВВП (по итогам третьего квартала - 6,6%, по итогам года правительство ожидает 5%)?


- Я думаю, что по итогам года официальная инфляция будет в районе 5-5,5% годовых. Рост ВВП, скорее всего, будет ближе к 4,5% г/г. Что касается инфляции, я думаю, что это очень близко к реальности, учитывая ту структуру потребительской корзины, которая заложена в официальный показатель.

Тут нужно различать: есть инфляция для бедных, а есть инфляция для богатых. И потребительская инфляция, которую считает Госкомстат, - это инфляция для бедных. Там нет многих товаров, которые сильнее подорожали. С другой стороны, инфляция для богатых, наверное, еще меньше. А вот инфляция для среднего класса - выше.


- А насколько реален официальный показатель ВВП?


- Что касается роста ВВП, в него включено очень много государственных расходов и государственного стимулирования экономики в преддверии Евро-2012. Я думаю, что официальный показатель ВВП тоже вполне реалистичен. Т.е. данным Госкомстата можно верить.

А относительно манипулирования – ну так все госкомстаты мира манипулируют и чуть приукрашают ситуацию. Поэтому базовые данные Госкомстата воспринимаются и аналитиками, и инвесторами абсолютно адекватно. Недоверия к ним нет.


- У вас не складывается впечатление, что при всеобщем ожидании второй волны кризиса Украина выглядит неожиданно хорошо? Это заслуга ручного управления ценами, или правительство действительно наводит порядок в экономике?


- Абсолютно нет. Во-первых, в ходе первой волны кризиса Украина пострадала больше всех, кроме разве что наверно Латвии и Зимбабве. Мы падали глубже и вроде бы должны отрастать быстрее. Но на самом деле в ходе восстановления Украина выросла медленнее, чем та же Россия.


Я бы разделил причины позитива 50/50. Половина успехов все-таки не принадлежит правительству и объясняется низкой базой сравнения - слишком глубоким было падение в кризис, плюс хороший урожай сельхозпродукции. А вторая половина  - это следствие государственного вмешательства. От уже упомянутых инвестиций под Евро-2012 до начавшегося  восстановления порядка в экономике, попытки ее детенизовать.

С 2005 по 2008 год был слишком большой бардак, разгул спекуляции, а сейчас пытаются и в налоговой системе наступить на пятки теневой экономике, плюс есть какие-то элементы дерегуляции... Они, конечно, проявляются точечно, эпизодически и наталкиваются на очень жесткое сопротивление бюрократии на всех уровнях.

 Хорошая попытка есть в бюджетной сфере. Произошло резкое снижение процентных ставок по ОВГЗ (облигациям внутреннего госзайма). Это хорошо для бюджета, экономит ему деньги и, соответственно, позволяет тратить больше денег на стимулирование экономики. А при высоких ставках ОВГЗ прибыль получают инвесторы, очень часто нерезиденты, которые эту прибыль затем из Украины выводят.


- Украина рассчитывала получить кредит МВФ (размер оставшихся средств – $11 млрд.), а до сих пор не получила. Кроме того, до конца не утверждены параметры нового газового соглашения. Насколько эти факторы критичны для украинской экономики?


- В течение 2011 года Украина не получила ни цента от МВФ, и при этом экономика не умерла. Правда, при этом пришлось пролонгировать кредиты с россиянами. Как оказалось, без кредита МВФ можно жить, и не так уж плохо. По крайней мере, когда нет острого кризиса.

Но тут большим негативом являются цены на газ, особенно на 2012 год. Потому что Германия, например, покупала газ в ноябре у России по цене $435 на границе с Германией. Украина сейчас закладывает в бюджет $416 на следующий год. Слишком неадекватно, почему Украина так дорого платит?

Фактически сегодня украинская экономика спонсирует российскую экономику завышенными ценами на газ и теряет до 1,5% годового ВВП только на газовых ценах. Что было бы, если бы мы платили более адекватную цену? Думаю, восстановление украинской экономики не отставало бы от российской.


- Еще один потенциальный драйвер инфляции – это цены на бензин. Они последние полгода практически не меняются. Минтопэнерго навязывает максимумы, временно отменяет пошлину, но цены держатся даже после отмены льгот. Не напоминает ли такая дрессировка приемы плановой экономики?


- Сейчас во всем мире пытаются регулировать цены. Другой вопрос, что это не эффективно. В большинстве случаев административное регулирование цен ничем хорошим не заканчивается. Это допустимо только в какие-то пиковые моменты. Например, в период войны или нефтяного шока, как это было в 70-е годы прошлого века.


Гораздо эффективнее иметь товарные резервы. Если вы хотите ограничить влияние мировых нефтяных рынков на внутренний рынок бензина, запасите этот бензин, имейте на складах 100-200 тыс. тонн. И выбрасывайте его на рынок, когда хотите опустить цены. Это рыночный метод.


- Почему же так не происходит?


- Потому что надо заплатить за покупку этих нефтепродуктов, а цена ресурса очень высокая. Откуда взять деньги? И есть еще стоимость хранения. В целом это весьма дорогое удовольствие.

Кроме того, в прошлые годы очень много коррупции было в Госрезерве, и в принципе вставал вопрос: а остались ли вообще резервы? И сейчас, возможно, есть определенные опасения по поводу вложения в него сотен миллионов гривень - потому что понимают, что от этих средств может остаться пшик.


- В качестве метода управления рынком правительство предлагает сделать Нефтегаз едва ли не монополистом на рынке топлива, освободив от пошлин на ввоз нефти и первую продажу нефтепродуктов, произведенных из нее. Позволит ли такой шаг удержать цены? Или это скорее откроет новую возможность для манипуляций?


- Как правило, любая монополия, даже государственная, негативна для страны. Вне зависимости от того, Украина это, Европа или США. Поэтому правительству, наоборот, стоит поддерживать более высокую конкуренцию, в том числе на рынке нефтепродуктов. Повышение конкурентности на рынке снижает цены, а не наоборот.


Создание монополиста может понизить цены на короткий период, но потом цены улетают совершенно бесконтрольно. Т.к. задача любого монополиста - прийти на рынок, "отжать" конкурентов любыми способами, в том числе и демпингом. А когда мелкие игроки уйдут с рынка, цена переставляется на такой уровень, который не позволяет зайти новым игрокам, и значительно выше, чем было до манипуляций с ценой. И Кабмин тут скорее создаст сам себе проблему.


- Одним из условий очередного транша МВФ является повышение цен на газ для населения. По вашему мнению, этот шаг неотвратим? Готовы ли власти пойти на такие непопулярные меры накануне года выборов?


- По сути, это последнее условие МВФ, которое еще не выполнила Украина. И вполне возможно, что если бы правительство повысило цены на газ для населения, то мы бы очередной транш получили. Кстати, это показатель того, что сегодня правительство выбирает - либо сделать социально непопулярный шаг и получить деньги от МВФ, либо сохранять статус-кво, как сейчас: мы не получаем деньги, но и не портим взаимоотношения с электоратом. Значит, не настолько остро нужны деньги.


Во всем мире ситуация с тарифами на газ и электроэнергию для населения прямо противоположна нашей. Там население платит дороже, чем промышленность. Тем самым население субсидирует промышленность. У нас промышленность субсидирует население, у нас социально ориентированная экономика. И этот перекос, конечно, не адекватен, и МВФ настаивает хотя бы на выравнивании цен - он не требует, чтобы население начало субсидировать промышленность.

Этот шаг очень важный, и я думаю, что Украина неизбежно к нему придет. Вопрос только в том, до парламентских выборов или после. Т.к. наличие рынка газа с ценой в разы меньше, чем для промышленности, создает возможность коррумпированного перетока газа с одного рынка на другой. Начинают списывать газ на население и перепродают его на черном рынке на отдельные предприятия дешевле, чем в Нефтегазе. И прибыль оказывается у спекулянтов. Цену должен определить рынок, а государство должно ее контролировать.


- Ситуация на внешних рынках остается тяжелой, Евросоюз - практически на грани развала. Насколько серьезно влияние на Украину кризиса еврозоны?


- Долговой кризис еврозоны уже отразился на Украине - отечественные предприятия не могут привлекать займы на внешнем рынке. По крайней мере, по адекватным ценам. А переплачивать объективно нет необходимости.


Итоги III квартала показали, что внешний долг Украины сокращается, причем он быстро сокращается именно в части государственного долга и госорганов, а также банковского долга. А в части торговых кредитов он наращивается. Но торговые кредиты - это, как правило, внутренние кредиты самих же украинцев: просто из офшора собственник заводит деньги на свою же украинскую структуру. И, как правило, это "бесплатные" деньги.


Поэтому уменьшение внешнего госдолга государством и банками на $2 млрд. в III квартале 2011 года - это реальное воздействие европейского долгового кризиса. Мы не получили $2 млрд. Но на самом деле мы не получили больше, потому что мы вернули $2 млрд. назад и не получили то, что могли получить. Вроде бы не критично, но еще  0,5% роста годового ВВП, я думаю, это отняло.


- Из-за ситуации в Европе валютные рынки лихорадит. На этом фоне НБУ продолжает проводить жесткую монетарную политику, и не собирается от нее отказываться. Вы считаете такой подход оправданным?


- Долгосрочно с НБУ можно согласиться, потому что Нацбанк де факто перешел к политике инфляционного таргетирования, поставил за цель опустить инфляцию в долгосрочном плане до 5-6% годовых. Только так поставил, что выполнил ее уже за первые полгода вместо того, чтобы достичь за несколько лет.

Чуть-чуть он перестарался в проведении жесткой политики. Сейчас, в конце года, он уже немного отпустил вожжи, стало легче с ликвидностью, уже есть деньги у банков. Но они пока не торопятся кредитовать - переживут сначала год, а там будет видно. Вполне возможно, что в конце января 2012 года возобновится кредитование. Для начала банки должны поверить, что НБУ прекратит вести настолько жесткую валютную денежную политику, как это было в октябре-ноябре.


- Вы поддерживаете мнение, что Нацбанку стоит провести плавную девальвацию гривни, чтобы избежать потрясений?


- НБУ давно пора перейти к политике плавающего обменного курса, т.к. ни один чиновник Нацбанка, ни один вообще человек в мире не знает, какой должна быть справедливая цена гривни в Украине в конкретный момент времени. Это должен определять рынок.


А НБУ, приучив население к фиксированному обменному курсу, сам спровоцировал долларизацию Украины. Потому что люди не знают, каким будет обменный курс - а вдруг он завтра подскочит? Они не знают этого, боятся держать сбережения в национальной валюте и совершенно не смотрят на разницу процентных ставок, на инфляцию - их это не интересует. Они знают, что рано или поздно НБУ отпустит "заслонку", и курс опять рванет. И никто не знает, до какой отметки. Этот страх заставляет людей удерживаться в долларе, в евро, в чем угодно, только не в гривне.

Когда Центральный банк России перешел к политике контролируемого плавающего обменного курса (они тоже ограничивают большие колебания, но позволяют рынку колебаться в достаточно широком интервале), через год-два у них резко увеличилась доля рублевых депозитных вкладов. У банков появился рубль, и этим рублем банки начали кредитовать. При этом, когда рубля много - он дешевый, процентные ставки - низкие. Не только по депозитам, но и по займам. Поэтому экономика России восстанавливается гораздо быстрее.


НБУ своей политикой фиксирования обменного курса убивает минимум 1-2% годового ВВП. Он сдерживает экономику Украины словно путы. Он всех делает валютными спекулянтами. Поэтому когда НБУ перейдет от политики жесткой привязки к гривне, я думаю, что мы удивимся, насколько станет легче и интереснее жить.


Когда общаешься с любым европейским нерезидентом и объясняешь им ситуацию в Украине, они удивляются: как ваша экономика еще жива?! Нацбанк создал концлагерь для гривни, спровоцировав эту жуткую долларизацию. И чем больше административных ограничений он будет внедрять, тем больше украинцы будут убегать от гривни. Он провоцирует совершенно обратное действие. Любой нормальный человек, когда его бьют, реагирует просто – он убегает. Нацбанк бьет по своей же гривне. И украинцы все больше убегают в доллар. Нацбанк давит дальше и становится еще хуже. Замкнутый круг.

Это говорит о непонимании, в первую очередь, среди среднего звена НБУ. Они не понимают, как работает рыночная экономика, и боятся перейти к чему-то новому. Я думаю, что они все же перейдут к плавающей политике обменного курса, после того как в течение двух-трех месяцев будет наблюдаться увеличение валютных резервов. И это позволит НБУ уйти с ежедневных операций на валютном рынке, уйти от этих жестких ограничений и позволить гривне более плавно колебаться.

Сейчас они боятся этого перехода, т.к. понимают, что огромные девальвационные ожидания тут же приведут к скачку курса, а это социально плохо. Они боятся этого. Я бы сказал, что тут нужна работа психиатра - вылечить их от фобий по поводу валютного курса.


- НБУ весной заявил о либерализации валютного рынка. Ввели валютные свопы (срочные контракты на покупку валюты по фиксированному курсу), вводят валютные гособлигации... С другой стороны, ужесточились правила обмена валют. Вы считаете, что такими методами можно снять спрос на валюту?


- У гривни есть две проблемы. Первая – теневой отток капитала. По подсчетам одной американской неправительственной организации (считаются данные по более чем 150 развивающимся странам мира), с 2000 по 2009 год из Украины нелегально ушло $96 млрд. Из России - $501 млрд. Россия – на третьем месте в мире после Китая и Мексики, а Украина – на 17 месте по размеру оттока капитала. В среднем из Украины уходило почти $10 млрд. в год, больше всего - в период 2005-2008 годов.


Главная причина – завышение цен при импорте продукции (импортеры выводят прибыль на офшоры) и занижение цен экспортерами при экспорте продукции из Украины. Опять же, прибыль выводится на офшоры, минуя Украину и украинский госбюджет.

Это гигантские величины, сопоставимые с размером дефицита торгового баланса Украины, превышающие его. Поэтому проблемы дефицита торгового баланса Украины на самом деле нет. Если бы внешняя торговля велась по реальным ценам, то украинский торговый дефицит был бы профицитом.


Вторая проблема – население Украины, которое покупает сегодня более $1 млрд. в месяц, во многом на оплату "серого" импорта и на обслуживание теневой экономики. По сути – на вышеназванный теневой отток капитала.


Для Нацбанка было бы конечно великолепно ограничить этот теневой отток капитала. Но, придумав паспортизацию валютных операций, они ничего не добились. Уменьшение произошло на несколько сот миллионов долларов. Люди нашли каналы, как купить эту валюту. Если есть спрос - будет и предложение. Одни не хотят демонстрировать покупку валюты, а другие - ее продажу. И они друг друга находят. И запретами тут не поможешь.

НБУ совершенно правильно делает низкую инфляцию, что рано или поздно приведет к повышению доверия населения к гривне. К сожалению, это сработает только тогда, когда гривня станет более свободной для операций по обмену валюты. И когда она будет более свободной в валютно-курсовой политике. Только тогда начнут работать рыночные механизмы – разница процентных ставок по депозитам в гривне и в иностранной валюте.


И тогда любой депозитный вкладчик будет оценивать, в какой валюте ему будет более правильно держать сбережения – в гривне или в иностранной валюте, с учетом того, сколько он заработает в гривне и в долларе. И ожидания очередного скачка валютного курса не будут сдерживать от гривневых депозитов.


- Кроме "валютной либерализации", этот год - первый год действия Налогового кодекса. Вы как оцениваете его внедрение? В целом налоговая реформа, по вашему мнению, удалась?


- Налоговая реформа не удалась по одной простой причине - ее подготовили "на коленке", в попыхах. Введение Налогового кодекса нужно было отложить на один год, и потратить этот год на доведение его до совершенства.

Принцип "не навреди" - это классика для любого врача и финансиста. А политики - они больше, чем финансист и доктор, потому что их действия гораздо более влиятельны. Программисты, если программа работает худо-бедно, не трогают ее без крайней необходимости. Наши же политики решили все поменять, и в результате столкнулись с протестами на Майдане.До сих пор экономика переваривает налоговую реформу. И все равно со следующего года вступят в силу существенные изменения в этот кодекс.

На самом же деле, мы имеем видимость налоговой реформы. 


Налоговая система имеет две ключевые задачи: финансирование расходов государственного и местных бюджетов и стимулирование отдельных отраслей экономики путем налоговых льгот. В Украине стимулирование не работает, потому что у нас стимулируют того, кто денег занес. Государственная политика в этом вопросе только сейчас начинает формироваться. А как можно принять Налоговый кодекс, если вы не знаете, что вы будете стимулировать? Просто авиапром стимулировать? Но вы разберитесь сначала, насколько это выгодно, что в итоге будет для всей Украины, а не только для одного-двух предприятий.


Налоговый кодекс в части стимулирования не работает и не сможет сработать, потому что в нем нет нормальных инвестиционных льгот. В начале девяностых годов любой предприниматель, который начинал бизнес, был либо освобожден от налогов, либо платил их мизерно. Это стимулировало создание бизнесов. Сейчас же создать бизнес – это большая головная боль. Вы начнете общаться не только с налоговой, но еще и с кучей разных административных инстанций. Поэтому без мощной дерегуляции налоговая реформа опять же не достигнет цели стимулирования экономики.


А если мы говорим о госбюджете, то тут вообще кошмар. До тех пор, пока ведро у вас дырявое, сколько вы туда не лейте - все равно будет мало. Поэтому без проведения реформы государственных финансов, затыкания дыр в государственном бюджете проводить налоговые реформы – это безумие. Потому что каждый налогоплательщик имеет право задать вопрос чиновнику – куда ушли мои деньги? И ни один чиновник вам не сможет ответить.

У людей нет стимула платить налоги. Все деньги, которые уходят сегодня от меня лично в Пенсионный фонд – мне из них ни копейки не достанется. Их проедят сегодняшние пенсионеры и завтрашние чиновники. Например, почему я должен платить высокую пенсию какому-то милиционеру, который меня не охраняет, а только палки в колеса ставит?

Без решения этого вопроса налоговые реформы – это фикция. Это затыкание ситуативных дыр. Но для затыкания дыр по бюджету не нужен был Налоговый кодекс. Достаточно было принять один-два нормативных актов в части налогов, в части конкретно НДС.


Сейчас же, к счастью для Украины, перед лицом пересмотра налоговой системы стоит весь мир. Кризис, происходящий в Европе – это та же проблема:  приходят какие-то греческие чиновники, тратят деньги, уходят счастливые и довольные, а долги остаются. И весь мир спасает Грецию.

Ну, Греции повезло, она стала членом еврозоны, ее есть кому спасать. А Украину спасать некому. Ее никто не будет спасать - ее просто обнулят. Русские или европейцы, или еще кто-нибудь. Скажут: отлично, у вас большие проблемы? Мы вас спасем! Мы дадим вам $2-3 млрд., только вы нам вот это, это и это отдайте. Это путь к потере независимости.


По-хорошему, сейчас уже надо начать подготовку новой налоговой и бюджетной реформы, в которой будет заложено и стимулирование экономики, и ответственность налоговых органов, и бюджетников. Сегодня же собирают деньги одни, тратят другие - с кого спрашивать? Не с кого.


- Судя по всему, ожидать таких реформ от нынешней власти не приходится, это ей совершенно не выгодно...


- Да, проведение таких реформ всегда не выгодно власти - оно возможно только при наличии огромной силы воли у первого лица. Если появится такой Данко, который готов пожертвовать своим сердцем, чтобы осветить путь в светлое будущее Украины – все будет отлично. Он один сможет разрушить эту стену коррупции и бюрократии. 


За 20 лет Украина обросла коррупцией как корабль ракушками. Этот корабль уже даже руля не слушается. Может ли он иметь быстрый ход в такой ситуации? Может ли украинская экономика быстро расти?  Нет. Необходима тотальная чистка. И я думаю, что рано или поздно такой человек в Украине появится – может он уже появился, но не догадывается об этом.


- Бизнес жалуется на большое давление. Украину понизили в рейтинге комфортности ведения бизнеса на несколько пунктов. При этом за последние месяцы было несколько громких налетов на офисы крупных компаний - Фокстрот, Эпицентр, Инком. История ПростоПринта тоже довольно показательна. По вашему мнению, это отдельные проявления чиновничьего беспредела, или настораживающая тенденция, свидетельство непомерных аппетитов и безнаказанности приближенных к власти?


- Пока рано говорить, что это тенденция. Иностранных инвесторов происходящее в Украине настораживает, и многие из них поставили Украину в стоп-лист: не делать инвестиций в Украину пока не станет понятно, что тут происходит. Они видят, что что-то однозначно меняется, но, к сожалению, одно меняется к лучшему, а другое - к худшему, нивелируя позитив. Это один из результатов двадцатилетия непонятно какой экономики. Ну и текущая власть не всегда принимает однозначно позитивные решения.


- Реформирование еще одной важной сферы - земельной - тоже проходило с шумом. Были протесты фермеров, заявления о наступающем феодализме (по первому законопроекту, фермерские хозяйства могли бы покупать до 2,5 тыс. га сельхозземли). А в последнем варианте проекта появился госоператор на рынке земли, которого оппозиция уже назвала коррупционной надстройкой. Предусмотрено также создание монополиста – государственного земельного банка. Вы разделяете мнение, что рынок земли нужно запускать, пусть и с заложенными в проекте рисками? Или страна еще к этому не готова?


- Запуск рынка земли опоздал уже лет на 10 - его уже тогда надо было запускать. Владение землей не означает полную свободу распоряжения этой землей. В Земельном кодексе прописано, что если вы не обрабатываете свою землю в течение нескольких лет, у вас эту землю отберут. Если вы нарушаете правила ее использования - у вас ее отберут. Если вы пытаетесь снять чернозем и вывезти за рубеж - вам этого не дадут сделать.


Поэтому все, что может сделать землевладелец - это выращивать на этой земле сельхозпродукцию. Либо сам, либо пустить арендаторов. И это позитивно, это нормально. Потому что сегодня крестьян самым беззастенчивым образом обманывают. Им недодают добавленную стоимость. Им платят 3% годовых, причем чаще не деньгами, а продукцией, непонятно по каким расценкам. Они от этой земли практически мало что имеют.

Крупные сельхозпредприятия, работающие сейчас в Украине, заинтересованы в отсутствии рынка земли. Где они еще возьмут ресурс стоимостью 3% годовых? Нигде. Они сегодня используют землю в Украине по сути бесплатно. И для них чем меньше земельного рынка – тем лучше. Поэтому они могут свою неэффективность прятать. Да и земля-то чужая - они за нее ответственности не несут. Они временщики.


Многие прикрываются социалистическими лозунгами, что земля должна принадлежать народу (государству, то есть никому). Результаты сельского хозяйствования в Советском союзе известны – производили много, не могли ни собрать, ни хранить, ни сберечь. Сейчас производят меньше, но с голоду никто не умирает. Но ведь можем производить больше, и производили. И чем позднее заведут рынок земли, тем больше заработают нынешние землепользователи, тем больше потеряет Украина.


Да, в текущем законопроекте не все прекрасно. К сожалению, кто лоббирует, тот и заказывает музыку. И это может выглядеть как обмен шила на мыло. Сейчас обогащаются одни, потом обогатятся другие. Но если по итогу появится рынок земли - будет лучше.


- На 2012 год Кабмин вновь закладывает однозначную инфляцию (7,9%). При этом прогноз по росту ВВП в 2012 уже было понижен с 5% до 3,9%. Насколько достижимы эти показатели?


- Я думаю, что инфляция в следующем году составит 4-6% при условии стабильного курса гривни. Если гривня девальвирует на 10%, то инфляция вырастет где-то до 7-8%. Поэтому по итогам 2012 года очень много шансов, что инфляцию удастся удержать на заявленном правительством уровне и даже ниже.


По росту ВВП - абсолютно разумное было понижение правительством прогнозов роста, большинство экономистов ожидают в следующем году роста ВВП в Украине в 2012 году на 3,5-4% годовых. Думаю, что где-то так оно и будет


- По вашему мнению, что Украина получит от проведения Евро-2012 в экономическом плане? Как сделать так, чтобы экономический эффект был положительным?


- Есть два аспекта положительного эффекта. Первый - Украину больше узнают на мировой арене, в том числе в Европе. Болельщики увидят нормальную инфраструктуру, гостеприимство. Возможно, появятся новые туристические маршруты, что позволит привлечь новые деньги.


Второй момент - инфраструктура. К Евро достроят очередной терминал Борисполя, построили практически новые аэропорты во Львове, Харькове и Донецке. Плюс дороги.


- Когда вы ожидаете вторую волну кризиса?


- Она уже пришла - это европейская волна. Осенью мир в нее вляпался по самое не могу. ФРС США совместно с Банком Англии, Банком Канады, ЕЦБ, Швейцарским национальным банком и Банком Японии открыл гигантские своп-линии для наполнения долларовой ликвидностью. ЕЦБ самостоятельно также вливает сотни миллиардов евро на спасение европейской банковской системы. Пока спасли, но кто знает, проходим ли мы острую фазу кризиса сейчас, или она нам предстоит в марте 2012 года.

Пока рано говорить, что все самое страшное позади. Но мир уже слегка привык к наряженной ситуации.


- За год индекс Украинской биржи просел с отметки в 2500 пунктов (на декабрь 2010) до 1500 пунктов. Как вы оцениваете итоги работы фондового года в Украине?


- Позитивно то, что в Украине активно заработал срочный фондовый рынок: фьючерсы, опционы на индекс Украинской биржи. Это позволило хеджировать портфели долгосрочным инвесторам и сократить потери от этого падения, а спекулянтам дало дополнительную возможность подзаработать. Это очень большой позитивный эффект, и за счет этого достаточно интересно подросли объемы торгов.


Но если говорить по рынку акций, то тут, к сожалению больше было негативных корпоративных историй. Фондовый рынок получил новые удары из-за размытия акционерного капитала и откровенного нарушения прав миноритарных акционеров, включая длительный запрет обращения ряда ликвидных акций – было много негатива. Поэтому в целом оценка – нейтрально с негативным душком.


- Какие бумаги оказались лидерами падения и роста в 2011 году?


- Рано говорить, я не подводил еще итоги.


- Можно ли говорить о притоке инвесторов на украинский рынок? Вы ожидаете увеличение инвестиций в новом году?


- Если говорить о прямых иностранных инвестициях, то приток их сохраняется и составит по итогам года около $5-6 млрд. Это примерно на уровне предыдущих лет. А что касается портфельных иностранных инвестиций – здесь скорее все-таки отток, потому, что те деньги, которые приходили на рынок гособлигаций, они ушли (порядка $1 млрд.), а новых не пришло. В рынок акций тоже инвестиций нет.

Кстати, сейчас существенно выросла доля внутренних инвесторов на фондовом рынке Украины, они, наверно, составляют большую часть рынка.

Следующий год ожидается очень тяжелым, поэтому я не думаю, что произойдет какое-то кардинальное увеличение притока иностранных инвестиций. Скорее всего, мы продолжим вариться в собственном соку, включая "сок" кипрских и прочих оффшоров.


- Насколько, по вашему мнению, интересен инструмент облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) в валюте? Как вы оцениваете итоги первого аукциона (Минфин продал валютных ОВГЗ на $227 млн.)? Валютные ОВГЗ будут интересны физлицам?


- Для физических лиц этот инструмент не очень интересен, хотя процентные ставки на год в районе 9% годовых сопоставимы с депозитными ставками в большинстве украинских банков. Поэтому возможно, что кто-то из физических лиц обратит внимание на этот инструмент.


Но я думаю, что больший спрос сейчас идет со стороны коммерческих банков, которые физически не могут в достаточном объеме кредитовать в инвалюте неэкспортеров и физических лиц. У них есть валютный ресурс, который они не могут разместить в виде кредитов, и для них этот инструмент очень интересный.


- В свое время вы прогнозировали обвал рынка недвижимости и снижение цен в разы. Ваш прогноз сбылся, хотя и с опозданием. Как вы сегодня оцениваете ситуацию на рынке недвижимости? Какую динамику цен на жилье вы прогнозируете в 2012 году?


- Недвижимость перестала быть объектом спекуляций и инвестирования, ее ценовые параметры начинают приближаться к адекватным уровням, исходя из реального спроса и предложения. Не оказывает влияния ипотека – ее практически нет.


С другой стороны, продавцы на рынке недвижимости не спешат понижать цены. Поэтому нас ожидает достаточно сложный долгосрочный период: еще долго недвижимость и в Украине, и в тех же США, континентальной Европе и Англии будет оставаться парией – инвесторы ее будут стараться избегать. Все поняли опасность ее неликвидности. Ипотеки в ближайший год наверно тоже не будет, соответственно нет причин для роста цен на недвижимость. Депозиты будут переигрывать недвижимость как объект инвестиций или спекуляций.


А те, кому действительно нужна недвижимость – им тяжелее всего, т.к. все-таки недвижимость в том же Киеве остается слишком дорогой, совершенно не соответствуя уровню доходов населения. Не в состоянии украинцы так дорого платить за недвижимость – нет у них таких доходов. Сейчас в том же Киеве сдается много новых объектов недвижимости, и есть очень хорошие предложения. Рынку бы их в 2006-2007 год – с руками бы оторвали и втридорога. Но сейчас платежеспособного спроса на них нет. И я думаю, что в 2012 году надо избегать еще рынка недвижимости.


- Если говорить об инвестициях, какие бумаги, по вашему мнению, будут наиболее привлекательными? На что стоит обратить внимание?


- К сожалению, украинцы ограничены Нацбанком в выборе и вынуждены выбирать из тех инструментов, которые есть. Сегодня есть ОВГЗ, депозиты, акции и недвижимость.


ОВГЗ по текущим уровням доходности в районе 18-20% годовых в гривне. Да, это интересно. Депозиты и в гривне и в долларе – это интересно. Акции – интересно буквально несколько бумаг, например, МоторСич, Авдеевский коксохим, Центрэнерго. Иногда - металлургические комбинаты, но не сейчас, иногда выстреливают еще какие-то интересные истории наподобие Укрнафты и Укртелекома, но это скорее эпизодически. Недвижимость не интересна.


Соответственно, портфель нужно распределять между, с одной стороны, гривня/доллар, избегая евро. С другой стороны – между инструментами фиксированного дохода (депозиты, облигации) и риском (акции). Сейчас нужно предпочитать защитные инструменты – фиксированную доходность.


- Какой инвестиционный совет вы дали бы на 2012 год? Например, в зависимости от размера сбережений: до 10 тыс. у.е., от 10 до 25 тыс. у.е. от 25 до 50 тыс. у.е. и более 50 тыс.?


- Это слишком мелкое деление. Для большинства людей 50/50 гривна/доллар – на суммах до $100 тыс., и гривну можно как вложить в коммерческий банк на депозит (пока еще высокие процентные ставки), так и купить ОВГЗ.


Но ОВГЗ - это, как правило, инструментарий для более состоятельных людей. Поэтому до $100 тыс. - это все-таки депозиты в гривне и долларе. И где-нибудь в марте наверно можно будет приобретать акции, когда начнет маячить свет в конце тоннеля после второй волны кризиса. Правда тогда начнет маячить третья волна кризиса, поэтому с акциями может придется обождать и весь год – нужно внимательно следить за ситуацией. 

Сейчас перед людьми становится выбор – либо стать профессионалом и чуть ли не ежедневно мониторить свои инвестиции, быть краткосрочными спекулянтами. Либо сделать долгосрочный депозитный вклад и не парить никому мозги – все будет хорошо. А любой, кто пытается успеть везде – у него обычно не все хорошо получается. Пустая беготня только увеличивает издержки и убытки.

Более состоятельным людям с суммами от $100 тыс. можно до 10% акций даже сегодня покупать, 50-60% - доллар и 30-40% - гривневые депозиты или ОВГЗ.


И не стоит сильно переживать и волноваться – будет страшно, весело, а потом хорошо.


 Александр Винниченко ЛIГАБiзнесIнформ  www.liga.net

Читать также:

Эрик Найман: Валютная корзина - лучший вариант сохранения сбережений

Что будет с гривней, долларом и евро в 2012 году

Этот спад не закончится до 2031 года

Тест Базермана

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua