" />
Рискованный соблазн. Интервью Андрея Мовчана о инвестициях в предметы искусства
Инвестиции - Прочее
23.01.2012

ImageИнвестиции в искусство могут принести хорошую прибыль. Но только профессионалам.

 Управляющий партнер инвестиционной компании "Третий Рим" Андрей Мовчан, как и большинство людей его круга, увлекается коллекционированием живописи. Впрочем, искусство для него не просто увлечение, но и возможность применить свои профессиональные навыки, предложив инвесторам новый финансовый инструмент. Какие инвестиционные возможности существуют на арт-рынке?

 В кризис предметы искусства оказались тихой гаванью по сравнению с традиционными финансовыми инструментами. Это как-то повлияло на предпочтения инвесторов? В целом спрос на искусство за последние годы возрос. На это есть несколько объективных причин. В частности, массированный выход из активов и появление большого количества наличных денег на руках. Кроме того, ситуация на финансовых рынках достаточно неопределенная: непонятно, во что инвестировать, будет ли вторая волна кризиса. В таких случаях у людей возникают инвестиционные соблазны, они вкладывают в долгосрочные и, как им кажется, надежные вещи.

Какие сегменты арт-рынка наиболее ликвидны? Какие направления можно назвать голубыми фишками по аналогии с фондовым рынком?

 Картины (в широком смысле - живопись, рисунок, гравюра) - наиболее востребованный сегмент. Классика, а к ней я отношу широкий спектр живописи от голландцев до модернистов, - это известный, устоявшийся рынок. Здесь наиболее понятное ценообразование. Но на этом рынке самый дорогой товар. И он не очень ликвиден, потому что чем дороже картина, тем больше шансов застрять с желаемой ценой. Транзакционные издержки очень высоки, крупные аукционы и дилеры берут по 20%. Много придется потратить на хранение дорогих объектов, их оценку. Кто-то пошутил, что полотен умерших классиков живописи с каждым годом становится все больше. Подделок на рынке очень много, а стопроцентно эффективной системы атрибуции и идентификации нет.

 Рынок emerging art (современные художники, второй эшелон XX века, национальные художники) ведет себя как рынок акций компаний с небольшой капитализацией. Такие художники гораздо дешевле, их можно раскручивать. Иногда картинам нужно вылежаться много лет, чтобы попасть в струю, зато цены могут возрасти в 10-20 раз. Профессионалы периодически очень много на этом зарабатывают.

При какой минимальной сумме инвестиции в предметы искусства наиболее оправданны?

 Можно выбрать одну картину за 100 000 - 200 000 евро, повесить и ждать своего часа. Но если вы хотите диверсифицированный портфель, то без 1-2 млн евро об этом не стоит и говорить. Иначе вы рискуете ошибиться в теме и потерять большие деньги.

А какой оптимальный горизонт инвестиций?

 Арт-рынок не очень динамичный. Индекс классических произведений искусства в последние 30-40 лет ежегодно возрастает примерно на 4%. Это значит, что только на покрытие транз- акционных издержек придется потратить пять лет. Инвестиции в классику - это долгосрочные инвестиции. Бренд Patek Philippe продвигает себя не просто как часы, а как наследство для детей. То же можно сказать и о классическом искусстве.

 Произведения современных художников можно продать и через несколько лет. Но здесь волатильность гораздо выше.

Какова целевая аудитория арт-фондов? Способны ли они серьезно конкурировать с классическими инвестиционными фондами?

 Сегодня объем активов арт-фондов, по разным оценкам, составляет от $400 млн до $900 млн. Это очень мало. Но будущее у этой индустрии есть. Не думаю, что арт-фонды будут развиваться в прямом виде - собрали деньги и купили предметы искусства.

 Инвесторы-любители хотят владеть картинами, а не просто инвестировать в безликие фонды. А профессионалы, которые имеют внятную стратегию на рынке искусства, скорее склонны проводить клубные сделки, чем привлекать посторонних инвесторов и делиться доходом.

 Многие коллекционеры с возрастом захотят превратить свои коллекции в деньги. И делать это лучше не через продажу с большими комиссиями, а через секьюритизацию.

 Думаю, таких фондов со временем будет становиться все больше. Также будут создаваться фонды под конкретную идею, например раскрутку малоизвестного художника. Они заинтересуют профессиональных игроков. И последний вариант - это фонды, которые секьюритизируют гиперценности. Золотой век, когда у музеев было много денег, подходит к концу. Лувр, условно говоря, сможет поднять деньги на свое развитие, запаковав "Джоконду" в фонд и продав его паи. Картина останется в Лувре, но инвесторы смогут торговать между собой ее долями. Такие фонды будут рассчитаны на розничных инвесторов.

В России уже есть арт-фонды?

 Я знаю об одном небольшом фонде, в нем запакована коллекция рисунков и акварелей Брюллова. Слышал о нескольких планах. Нам интересны международные фонды. Думаю, что в течение полутора лет мы создадим свой первый арт-фонд, который секьюритизирует уже существующую коллекцию. После того как наберемся опыта, займемся более сложными вещами. Например, будем запаковывать коллекцию в фонд и продавать на рынке по мере потребности в кэше владельца этой коллекции.

Картины стоимостью $100 млн - это закономерный результат роста количества богатых людей или пузырь, связанный со спекулятивным интересом к рынку?

 Несмотря на все кризисы, люди покупают активы в надежде продать дороже. Безусловно, это пузырь. Финансовые рынки очень ликвидны, поэтому на них периодически происходят коррекции.

 А на арт-рынке просто перестают торговать той или иной картиной. Пузыри на рынках предметов роскоши могут сохраняться десятилетиями.

На финансовом рынке поводырями инвесторов являются рейтинговые агентства, а как обстоят дела с независимой оценкой активов на арт-рынке?

 Не очень хорошо. Оценка разных дилеров может существенно отличаться, потому что у всех разные интересы. Независимой оценкой и подсчетом индекса занимается американское агентство Skate's Art. Оно делает оценки для гарантий по аукционам и для частных сделок.

 Оценка на этом рынке больше похожа на оценку объектов недвижимости. Но если в недвижимости имеется некоторая систематика (место, тип дома, площадь, отделка), то в предметах искусства некоторый консенсус существует только в сегменте классики. На периферии все может стоить сколько угодно.

Каких подводных камней следует остерегаться начинающему инвестору, который хочет вложить деньги в предметы искусства?

 Непрофессиональному инвестору на этом рынке делать нечего. Бывают случаи роста цен в сотни раз, но, начиная коллекционировать, лучше на это не рассчитывать. Просто собирайте на здоровье и получайте удовольствие.

 При большом желании инвестировать стоит делать это в партнерстве с кем-то более опытным. Потому что все советы начинающему инвестору, скорее всего, будут работать против него, на нем сразу же кто-то начнет зарабатывать.

 Профессиональные инвесторы на рынке - это частные банки, представители древних европейских родов. Если вам удастся договориться с такими людьми, объединить капиталы, вы сможете чувствовать себя более-менее спокойно.

 Это сложный и непрозрачный рынок. У меня были курьезные случаи. Раз принесли очень хорошую картину с экспертизой и провенансом. Но когда я похвалился дочке художника, она ответила: "Отец такой картины не писал". До сих пор не уверен: то ли это хорошая подделка, то ли дочь стремится монополизировать экспертизу работ отца и просто бракует все, что идет не через нее.

Forbes Украина

Читать также:

Учимся вкладывать в искусство

Спасение от инфляции. Андрей Мовчан

Препперы: почему миллионы американцев готовятся к всемирным катаклизмам?

Антиквариат

Коллекционирование. Увлечение, инвестирование или болезнь? Интерьвью с нумизматом.

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua