Рискованный соблазн. Интервью Андрея Мовчана о инвестициях в предметы искусства
Инвестиции - Прочее
23.01.2012

ImageИнвестиции в искусство могут принести хорошую прибыль. Но только профессионалам.

 Управляющий партнер инвестиционной компании "Третий Рим" Андрей Мовчан, как и большинство людей его круга, увлекается коллекционированием живописи. Впрочем, искусство для него не просто увлечение, но и возможность применить свои профессиональные навыки, предложив инвесторам новый финансовый инструмент. Какие инвестиционные возможности существуют на арт-рынке?

 В кризис предметы искусства оказались тихой гаванью по сравнению с традиционными финансовыми инструментами. Это как-то повлияло на предпочтения инвесторов? В целом спрос на искусство за последние годы возрос. На это есть несколько объективных причин. В частности, массированный выход из активов и появление большого количества наличных денег на руках. Кроме того, ситуация на финансовых рынках достаточно неопределенная: непонятно, во что инвестировать, будет ли вторая волна кризиса. В таких случаях у людей возникают инвестиционные соблазны, они вкладывают в долгосрочные и, как им кажется, надежные вещи.

Какие сегменты арт-рынка наиболее ликвидны? Какие направления можно назвать голубыми фишками по аналогии с фондовым рынком?

 Картины (в широком смысле - живопись, рисунок, гравюра) - наиболее востребованный сегмент. Классика, а к ней я отношу широкий спектр живописи от голландцев до модернистов, - это известный, устоявшийся рынок. Здесь наиболее понятное ценообразование. Но на этом рынке самый дорогой товар. И он не очень ликвиден, потому что чем дороже картина, тем больше шансов застрять с желаемой ценой. Транзакционные издержки очень высоки, крупные аукционы и дилеры берут по 20%. Много придется потратить на хранение дорогих объектов, их оценку. Кто-то пошутил, что полотен умерших классиков живописи с каждым годом становится все больше. Подделок на рынке очень много, а стопроцентно эффективной системы атрибуции и идентификации нет.

 Рынок emerging art (современные художники, второй эшелон XX века, национальные художники) ведет себя как рынок акций компаний с небольшой капитализацией. Такие художники гораздо дешевле, их можно раскручивать. Иногда картинам нужно вылежаться много лет, чтобы попасть в струю, зато цены могут возрасти в 10-20 раз. Профессионалы периодически очень много на этом зарабатывают.

При какой минимальной сумме инвестиции в предметы искусства наиболее оправданны?

 Можно выбрать одну картину за 100 000 - 200 000 евро, повесить и ждать своего часа. Но если вы хотите диверсифицированный портфель, то без 1-2 млн евро об этом не стоит и говорить. Иначе вы рискуете ошибиться в теме и потерять большие деньги.

А какой оптимальный горизонт инвестиций?

 Арт-рынок не очень динамичный. Индекс классических произведений искусства в последние 30-40 лет ежегодно возрастает примерно на 4%. Это значит, что только на покрытие транз- акционных издержек придется потратить пять лет. Инвестиции в классику - это долгосрочные инвестиции. Бренд Patek Philippe продвигает себя не просто как часы, а как наследство для детей. То же можно сказать и о классическом искусстве.

 Произведения современных художников можно продать и через несколько лет. Но здесь волатильность гораздо выше.

Какова целевая аудитория арт-фондов? Способны ли они серьезно конкурировать с классическими инвестиционными фондами?

 Сегодня объем активов арт-фондов, по разным оценкам, составляет от $400 млн до $900 млн. Это очень мало. Но будущее у этой индустрии есть. Не думаю, что арт-фонды будут развиваться в прямом виде - собрали деньги и купили предметы искусства.

 Инвесторы-любители хотят владеть картинами, а не просто инвестировать в безликие фонды. А профессионалы, которые имеют внятную стратегию на рынке искусства, скорее склонны проводить клубные сделки, чем привлекать посторонних инвесторов и делиться доходом.

 Многие коллекционеры с возрастом захотят превратить свои коллекции в деньги. И делать это лучше не через продажу с большими комиссиями, а через секьюритизацию.

 Думаю, таких фондов со временем будет становиться все больше. Также будут создаваться фонды под конкретную идею, например раскрутку малоизвестного художника. Они заинтересуют профессиональных игроков. И последний вариант - это фонды, которые секьюритизируют гиперценности. Золотой век, когда у музеев было много денег, подходит к концу. Лувр, условно говоря, сможет поднять деньги на свое развитие, запаковав "Джоконду" в фонд и продав его паи. Картина останется в Лувре, но инвесторы смогут торговать между собой ее долями. Такие фонды будут рассчитаны на розничных инвесторов.

В России уже есть арт-фонды?

 Я знаю об одном небольшом фонде, в нем запакована коллекция рисунков и акварелей Брюллова. Слышал о нескольких планах. Нам интересны международные фонды. Думаю, что в течение полутора лет мы создадим свой первый арт-фонд, который секьюритизирует уже существующую коллекцию. После того как наберемся опыта, займемся более сложными вещами. Например, будем запаковывать коллекцию в фонд и продавать на рынке по мере потребности в кэше владельца этой коллекции.

Картины стоимостью $100 млн - это закономерный результат роста количества богатых людей или пузырь, связанный со спекулятивным интересом к рынку?

 Несмотря на все кризисы, люди покупают активы в надежде продать дороже. Безусловно, это пузырь. Финансовые рынки очень ликвидны, поэтому на них периодически происходят коррекции.

 А на арт-рынке просто перестают торговать той или иной картиной. Пузыри на рынках предметов роскоши могут сохраняться десятилетиями.

На финансовом рынке поводырями инвесторов являются рейтинговые агентства, а как обстоят дела с независимой оценкой активов на арт-рынке?

 Не очень хорошо. Оценка разных дилеров может существенно отличаться, потому что у всех разные интересы. Независимой оценкой и подсчетом индекса занимается американское агентство Skate's Art. Оно делает оценки для гарантий по аукционам и для частных сделок.

 Оценка на этом рынке больше похожа на оценку объектов недвижимости. Но если в недвижимости имеется некоторая систематика (место, тип дома, площадь, отделка), то в предметах искусства некоторый консенсус существует только в сегменте классики. На периферии все может стоить сколько угодно.

Каких подводных камней следует остерегаться начинающему инвестору, который хочет вложить деньги в предметы искусства?

 Непрофессиональному инвестору на этом рынке делать нечего. Бывают случаи роста цен в сотни раз, но, начиная коллекционировать, лучше на это не рассчитывать. Просто собирайте на здоровье и получайте удовольствие.

 При большом желании инвестировать стоит делать это в партнерстве с кем-то более опытным. Потому что все советы начинающему инвестору, скорее всего, будут работать против него, на нем сразу же кто-то начнет зарабатывать.

 Профессиональные инвесторы на рынке - это частные банки, представители древних европейских родов. Если вам удастся договориться с такими людьми, объединить капиталы, вы сможете чувствовать себя более-менее спокойно.

 Это сложный и непрозрачный рынок. У меня были курьезные случаи. Раз принесли очень хорошую картину с экспертизой и провенансом. Но когда я похвалился дочке художника, она ответила: "Отец такой картины не писал". До сих пор не уверен: то ли это хорошая подделка, то ли дочь стремится монополизировать экспертизу работ отца и просто бракует все, что идет не через нее.

Forbes Украина

Читать также:

Учимся вкладывать в искусство

Спасение от инфляции. Андрей Мовчан

Препперы: почему миллионы американцев готовятся к всемирным катаклизмам?

Антиквариат

Коллекционирование. Увлечение, инвестирование или болезнь? Интерьвью с нумизматом.

 
< Пред.   След. >
2007-2019 Сайт Деньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах. Використання матеріалів Деньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу. www.denga.com.ua