" />
Почему украинский бензин и дизтопливо не могут конкурировать с импортным
01.11.2012

ImageГлавная проблема отечественной нефтепереработки в том, что она уже неспособна предложить конкурентный товар. Ни по цене, ни по качеству.

Эффективность нефтеперерабатывающего завода определяется так называемой глубиной переработки. Грубо говоря, это относительный показатель, который демонстрирует, какой процент перерабатываемой нефти завод способен превратить в нефтепродукты. В Европе на современных НПЗ этот показатель переваливает за 90%. В Украине, например, на Лисичанском НПЗ, за запуск которого все так ратуют, глубина переработки – около 70%. Неудивительно, что это предприятие не выдержало конкуренции.

Второй аспект – качество. Главное требование к топливу в Европе – низкое содержание вредных веществ. В первую очередь – серы. Для того чтобы контролировать производителей, был разработан специальный экологический стандарт – «Евро», который в ЕС постоянно повышается. Например, в 1992 г. в европейских странах действовал самый низкий стандарт – Евро-1, допускавший содержание серы в топливе до 0,1%. Сегодня нефтепродукты, поставляемые на европейский рынок, должны соответствовать стандарту Евро-5, требование по содержанию серы в котором стало жестче в 100 раз (допускаемая норма – 0,001%).

На что способны украинские НПЗ

В Украине из шести НПЗ два западноукраинских предприятия – Надворнянский и Дрогобычский НПЗ – в силах выдать на-гора лишь Евро-2. Но в январе-сентябре 2012 г. они сырье вообще не перерабатывали. Херсонский НПЗ не работает с 2005 г.

Теоретически, нефтепродукты стандарта Евро-4 способны выпускать три завода: Одесский, Лисичанский и Кременчугский. Но НПЗ в Лисичанске остановлен в марте нынешнего года. Одесский НПЗ простаивает с ноября 2010 г.

Сегодня работает только один сравнительно современный завод – в Кременчуге. Но обслуживает он только «свои», «родственные» (группе «Приват». – Forbes.ua) АЗС, а остаток отправляет не на внутренний рынок, а на экспорт.

Шебелинский ГПЗ работает, но производит только 76-й бензин.

Предприятий, которые могут производить топливо стандарта Евро-5, в Украине не существует.

Мы, к примеру, уже более 10 лет закупаем преимущественно топливо производства Литвы, Беларуси, иногда – Румынии. Причина одна – качество. К сожалению, как десятилетие назад, так и сейчас, только импортные бензины отвечают всем современным евростандартам.

Единственный для украинской нефтеперерабатывающей отрасли выход из глубокого кризиса – модернизация заводов и вывод их на рынок с уже качественным топливом, соответствующим современным евростандартам. И для этого не нужны никакие пошлины на импортное топливо. Доказательством тому могут служить как раз те предприятия, с которых сегодня в Украину импортируются нефтепродукты.

Пример для подражания

Один из крупнейших зарубежных поставщиков – Мозырский НПЗ (Беларусь). Многие ссылаются на то, что у белорусского завода большое преимущество перед Украиной, так как он в рамках Таможенного союза получает нефть из России без каких-либо пошлин. Но белорусы начали модернизацию своих НПЗ задолго до «таможенной» дружбы с Россией.

Завод уже выпускает бензин и дизтопливо европейского качества – Евро-5, которые экспортируются в такие европейские страны, как Нидерланды, Италия, Польша. К тому же в Мозыре запущен проект строительства установки гидрокрекинга. У столь непривычного для уха многих читателей понятия есть два важных показателя. Первый – стоимость. Установка обойдется заводу в $1,2 млрд (таких денег не видели все украинские нефтеперерабатывающие заводы вместе взятые). Второй показатель – глубина переработки, которая после запуска установки составит 92%. С такой глубиной Мозырский НПЗ сможет работать в плюс, даже если дешевая российская нефть «закончится».

Подтверждением может служить и другое предприятие, поставляющее нефтепродукты в Украину – Мажейкяйский НПЗ (Литва). В начале 2000-х на единственный в странах Балтии нефтеперерабатывающий завод претендовали российские инвесторы. Но литовцы выбрали польскую компанию PKN Orlen, которая стала собственником НПЗ в 2006 г. После этого поставки российской нефти в Мажейкяй по нефтепроводу «Дружба» прекратились. А полякам, чтобы сохранить рентабельность, пришлось задуматься над эффективностью производства.

PKN Orlen нужно было решить все те же проблемы – глубина переработки и содержание вредных веществ. В 2010 г., когда компания рассматривала возможность продажи Мажейкяйского НПЗ, свои инвестиции в реконструкцию предприятия она оценила в $900 млн. А в 2012 г. в ремонтные работы было вложено еще $65 млн. Сегодня литовский завод выпускает топливо стандарта Евро-5, а глубина переработки – не менее 90%. Прошлый год Мажейкяйский НПЗ окончил с прибылью около $30 млн. Без всяких льготных цен на нефть.

Елена Хилиенко, директор сети АЗС «Параллель»

http://forbes.ua/

Читать также:

Нас ждет самое инновационное десятилетие в истории

Показатели роста экономики с ЗСТ слишком оптимистичны — эксперты

"Покращення" продолжается: обещанного три года ждут

Почему айфоны делают в Китае?

Евро-2012: арифметика грабежа, или что мы могли построить за такое бабло

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua