" />
Последствия «идеальной» конкуренции
01.11.2012

ImageПольша во многих вопросах стала как будто недосягаемым примером для нашей страны.

Несмотря на достаточно хорошую осведомлённость отечественного политикума и госслужащих этого европейского соседа, нам не удалось позаимствовать польские наработки в области административной, экономической или пенсионной реформ. Сельское хозяйство — не исключение. Хотя, обычно в «старые социалистические» времена полеводство Польши, в сравнении с советским выглядело архаично. Автору, как уроженцу приграничья помнятся саркастические сравнения польской «конной» механизации и мелких наделов, выразительно проигрывавших с колхозной практикой. Но, как писал П. Тычина, «Не той тепер Миргород, Хорол- річка не та…» И польское сельское хозяйство достаточно уверенно, несмотря на наши почти фетишизированные черноземы и лучший климатический потенциал, обогнало отечественных аграрников. Кони и другая малая механизация будто бы перекочевала (в действительности достаточно часто буквально преодолела границу) к нам, а крупномасштабное производство наоборот, постепенно нарастает в Польше. Но больше всего поражает организация и институционное развитие польского сельского хозяйства. И даже нынешняя рыночная ситуация с картофелем является тому подтверждением.

СОСЕДИ ГОТОВЯТСЯ К «РЕКОРДУ»

Польша, традиционно, является одним из мощных производителей картофеля. Как говорят, на одной территории сошлись хорошие условия выращивания и традиции потребления. Языком наших аграрных мифотворцев она является своеобразным «картофельным кагатом» Европы. Как и Украина, она входит в десятку стран, лидирующих в производстве картофеля, производя около 8 миллионов тонн клубней на площади несколько меньшей 500 тысяч га. Но в этом году польские селяне готовятся к абсолютному картофельному рекорду — ожидается, что впервые валовой сбор картошки превысит 9 миллионов тонн, а урожайность превысит 240 ц/га. Для людей, мало осведомлённых в особенностях аграрного рынка, да ещё воспитанных на советских традициях «победоносных урожаев», это может показаться абсолютным успехом. Но специалисты ещё с начала лета были настороженными, ведь высокие урожаи, как правило, оборачиваются резким снижением цен, а следовательно — экономическими потерями.

Не нашим производителям картофеля об этом говорить. Рынок этого «второго хлеба» в Украине находится в малораспространённом в современном хозяйственном положении «идеальной конкуренции». Ведь большая армия частных производителей в крестьянских хозяйствах поставляет основную массу картофеля, но и потребители тоже достаточно раздроблены, потому что каждый покупает себе сам. Ещё нескоро предприятия-производители картофеля и оптовые поставщики сломают это положение. Поэтому и рынок достаточно переменчив, особенно в ценовой области.

Достаточно было получить прогноз хорошего урожая — как цены в зоне основного производства клубней резко пошли на убыль. Те из фермеров и селян, кто вспоминает цену около 2 гривен за килограмм в прошлые годы, теперь лишь вздыхают. Наивные селяне, в частности на Волыни, не без поддержки политиков и общественных деятелей, даже пробуют пикетировать областную власть, надеясь, что «добрые люди» могут установить «справедливую цену». А пока ещё осторожные эксперты говорят о цене для потребителя в 1,3—1,5 гривны, хотя в действительности селяне северных областей вынуждены продавать её по цене менее чем одна гривна! Поэтому немало полищуков в действительности задумываются — выкапывать ли картошку? Хотя покупатели в супермаркетах будут видеть совершенно иные цены. Таковы перекосы рынка.

И это притом, что эксперты утверждают, урожай не такой уж значительный, и, наверное, меньше, чем в прошлом году. Просто в традиционном картофельном регионе засуха не была такой гиблой, и, в общем, ожидается почти 19 миллионов тонн. Но не все в амбаре, что в поле. Раздробленность хозяйств, отсутствие системы оптовых закупок и спотового рынка, дороговизна перевозок, и даже — почти полное отсутствие качественных дорог, дают свои плоды. Рынок работает, но словно заржавевший механизм, — медленно, со значительными потерями, существенными транзакционными затратами и нерациональным распределением экономического результата.

«ЗЕМНЯКИ» ДЕШЕВЛЕ «КАРТОПЛИ»

А что ж польские «земняки» (так у них величают этот продукт)? Цена производителя установилась на уровне около 0,4—0,6 злотых, что соответствует 1,01—1,5 грн. Конечно, польский хозяин тоже будет недоволен ценой, и не только готов, но и будет, при потребности, сыпать картошку на площадях. Но он имеет что-то очень ценное и значимое, особенно, в условиях свободного рынка — стабильность и прогнозируемость. Большинство хозяев ещё к началу копки картошки определились с контрагентом, а урожай, кстати, тоже достаточно часто застрахован. В конечном итоге непосредственные выплаты на гектар угодий в рамках Общей аграрной политики ЕС тоже играют свою позитивную роль. Гарантированные доходы будто бы обеспечены.

Организованность рынка, его институционное оформление не в форме разрекламированных у нас рукотворных региональных монополистов — оптовых рынков и неорганизованных заготовителей, имеет следствием стабильность. Но намного большую позитивную роль играет свободная экономика и открытость рынка. На территории ЕС всегда найдутся желающие попробовать вкусный польский картофель. Особенно это касается южных стран Европы, даже Румынии, Болгарии или даже Италии. Рынок в ЕС общий, и даже при сложных фитосанитарных процедурах бизнес делает свой интерес. Даже в Галичине да и в удалённом Киеве, при определённых обстоятельствах, польская картошка в розничной сети дешевле местной! Поэтому спрос на картошку в Польше является стабильным, а ценовая перспектива кажется не мрачной.

Вот так, не на примере самых авторитетных саммитов, ассоциаций, соглашений, обещаний, официальных визитов, деклараций и обнадёживаний, — а на примере обычной картошки, польские крестьяне познают не риторику евроинтеграции, а её выгоду, удобство и преимущества.

Юрий Губени

http://www.day.kiev.ua/

Читать также:

Почему украинский бензин и дизтопливо не могут конкурировать с импортным

Показатели роста экономики с ЗСТ слишком оптимистичны — эксперты

Итоги I полугодия: ГОКи "приросли" продукцией

"Покращення" продолжается: обещанного три года ждут

Огородный бум

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua