" />
Как правильно общаться с тем, кто вложил в тебя деньги
09.04.2013

ImageПолучив инвестиции от фонда, стартапы часто не понимают, какое место он должен занять в жизни проекта. Вот несколько советов, которые помогут не ошибиться при выстраивании отношений с инвестором

Решения принимает не фонд, а предприниматель

Часто стартаперам не хватает лидерских навыков, и они пытаются переложить решения на инвестора. Иногда это делается  подсознательно. В любом случае так поступать опасно – и дело не только в том, что принятие решений не входит в обязанность фонда. Чтобы понять ситуацию, надо иметь большое количество вводных. У инвестора их нет – он не занимается операционным управлением проекта. Поэтому его решение не может быть финальным, и, рекомендуя что-то, он всегда должен оговариваться, что совет может помочь только в определенной ситуации, что его надо адаптировать, что надо опросить и других экспертов. Вместо этого фонды, забывая иногда, как серьезно стартапы могут отнестись к их советам, по сути, навязывают им свою точку зрения. Совсем не так ведет себя умный, уверенный предприниматель. Он спрашивает мнения у многих, но выводы делает сам.


Важные договоренности надо записывать

У инвестора с проектом, как правило, отношения довольно свободные, но определенная формализация все-таки нужна. Вот как проходит, скажем, совет директоров Parallels: после заседания все решения и важные тезисы фиксируются письменно и потом рассылаются. Это помогает выработать понятную всем позицию и избежать потом дурацких вопросов в духе «а кто за это отвечает?». Иначе появляется недопонимание, конфликты. У меня были несколько раз такие проколы: обсуждали с предпринимателем стратегию развития, но поняли ее по-разному. В итоге он что-то сделал – ему кажется, это то, что мы решили. У меня другое мнение, но так как мы не фиксировали договоренности, доказать что-то теперь сложно. Поэтому надо подводить итоги обсуждения, а потом еще и составлять отчет о проделанной работе. Письменные договоренности, в отличие от устных, трактовать неоднозначно не получится.

Инвестор не должен брать на себя работу стартапа

У некоторых инвесторов – особенно ранней стадии – часто возникает желание сделать что-то за предпринимателя. Им кажется, что так эффективнее и быстрее. Это ошибка – на передовой всегда должен быть стартап, инвестор может только ассистировать. Когда я хочу познакомить портфельный проект с потенциальным партнером, которого знаю, то договариваюсь с тем о встрече. А через какое-то время представляю их друг другу по мейлу – без какого-то контекста. Дальше они общаются уже без меня. Если бы я договаривался сам, у меня, конечно, получилось бы лучше. Но, во-первых, так я убью у проекта желание что-то делать, а, во-вторых, такими вещами надо заниматься постоянно: договариваться заново, встречаться, менять условия, реализовывать проект и т. д. Я, как и любой нормальный инвестор, не могу тратить на это свое время. Поэтому пусть этим изначально занимается сам предприниматель.

Фандрайзинг – это забота стартапа

Есть заблуждение, что хорошему проекту инвестор обычно помогает найти следующее финансирование. На самом деле все наоборот: фонду, если он не собирается выходить, вообще не очень хочется видеть нового инвестора – это означает, что ему, скорее всего, придется докупать долю, причем по более высокой оценке. Помогают тому, кем не очень довольны – чтобы в дальнейшем меньше о нем заботиться и не думать о его оценке. В любом случае при поиске финансирования инициатива должна исходить от стартапера. Помогать и знакомить с нужными людьми инвестор обязательно будет, но активность должен проявлять сам стартап - спрашивать совета, контактов, делать презентации.

Споры между инвесторами должен разруливать стартап

Часто предприниматель думает, что все инвесторы, вложившиеся в него, в одной лодке. Это совсем не так – у них разные ожидания, цели и планы. И «разруливать» конфликтные ситуации – его задача. Причем такие конфликты совсем не редкость: у всех инвесторов серьезные амбиции и собственное мнение. Поэтому стартапер должен вести себя, как хозяин дома, к которому пришли гости: вы садитесь сюда, а вы – туда. Это признак сильного предпринимателя: уверен, что Волож или Цукерберг сами диктуют условия в своих компаниях и в случае чего разводят фонды по разным углам. Но их примеру следуют не так часто – обычно стартапер поднимает руки и говорит: «Вы там сами договоритесь без меня». Это позиция слабого.

Вина в таких ситуациях иногда лежит и на самих фондах, которые не всегда правильно строят отношения с портфельными компаниями. Но в любом случае предпринимателю нужно помнить: это его компания, поэтому инициатива должна принадлежать ему.

http://www.forbes.ru/

Читать таже:

Постигаем премудрости электронной регистрации компании

Хочешь выйти из бизнеса - плати?

10 вещей, которые нельзя писать в бизнес-плане

Как стартапу не умереть. Пол Грэм. How Not to Die.

Чем опасны инвестиции в бизнес-проекты?

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua