Оценка стоимости бизнеса. Методики и мультипликаторы.
Бизнес - Бизнес
20.01.2014

ImageБизнес – разнообразная коммерческая, инвестиционная, промышленная деятельность частных компаний, а также деятельность организаций, оказывающих услуги, осуществляющих деятельность в экономике.

Целью деятельности таких организаций является извлечение прибыли за счет реализации товаров и услуг. Для современной России характерно становление процесса оценки бизнеса, отмечаются различия между специалистами даже в терминологии. Согласие в терминологии достижимо только при использовании одних и тех же стандартов (российских или зарубежных). Применение иностранных стандартов сократит затраты времени специалистов, тем более, что стандарты РФ разработаны для оценки имущества в целом, и не имеют отработанной специфики для оценки бизнеса.

Применяемые методики:

  • Метод отраслевых коэффициентов (отраслевых соотношений) основан на применении рекомендуемых пропорций между ценой компании и финансовыми показателями. Отраслевые коэффициенты определяются путем обработки статистических данных о ценах продаж компаний, и их производственных характеристик.
     В РФ метод не распространен в связи с недостатком информации о сделках на рынке.
  • Метод компании-аналога (рынка капитала) применяет цены на фондовых рынках. В процессе оценки акций компании за базовое значение принимается цена акции предприятия – аналога. Метод применим для определения стоимости миноритарного пакета ценных бумаг.

Этапы метода рынка капитала при определении стоимости акций:

  1. анализ собранной информации;
  2. подбор компаний - аналогов;
  3. анализ финансового состояния;
  4. расчет мультипликаторов;
  5. определение значения мультипликатора;
  6. расчет итогового значения стоимости.

К этапу сбора и анализа информации относится процесс получения данных о ценах сделок по аналогичным акциям других компаний, а также получение и анализ финансовой и бухгалтерской объекта и аналога.

Поиск аналога - определяющий момент применения данной методики.
 Финансовый анализ – важнейший показатель сопоставимости компаний, с его помощью определяют рейтинг компании в перечне аналогов.

Состав финансового анализа:

  • анализ структуры капитала;
  • анализ ликвидности;
  • сопоставление отчетов бухгалтерии;
  • анализ дохода на активы, на собственный капитал, операционных коэффициентов.

На практике применяют мультипликаторы двух типов: интервальные и моментные.

1. К интервальному типу относятся мультипликаторы:

  • Цена - валовые доходы;
  • Цена / прибыль (чистая);
  • Цена / прибыль (до налогообложения);
  • Цена / поток денежных средств;
  • Цена / выплаты по дивидендам.

2. К моментному типу относятся мультипликаторы:

  • Цена / балансовая стоимость капитала;
  • Цена / стоимость активов (чистая).

Расчет итоговой стоимости предполагает выбор значения мультипликатора, сопоставление промежуточных расчетов, внесение корректировок. Выбор значения мультипликатора – максимально ответственный и сложный этап, требующий обоснования. В зависимости от объекта, целей, условий оценки мультипликатору присваивается весовой коэффициент. По результатам взвешивания определяется значение стоимости акций.

Метод рынка капитала трудоемок, это является его недостатком. Метод продаж (сделок) основан на применении цены покупки компании – аналога. Различие с методикой сравнительного подхода состоит в типе информации: сравнительный подход применяет цену одной акции, не несущей функцию контроля, а метод продаж применяет цену полного (контрольного) пакета акций.

Затратный подход рассматривает компанию как комплекс имущества, используемый для предпринимательской деятельности. Итоговая стоимость при использовании затратного подхода разности между стоимостью активов и текущей стоимостью обязательств. Метод достоверен, но не учитывает развитие бизнеса в будущем. Метод замещения заключается в расчете расходов на строительство фирмы, имеющей идентичную полезность, но построенную с использованием современных нормативов, материалов. При расчетах применяются обязательные поправки на износ. Метод ликвидационной стоимости применяется в ситуации банкротства (ликвидации). Метод накопления активов применяют для расчета стоимости компании на рынке. Методику определения стоимости бизнеса определяют возможность прогнозирования будущих доходов, ликвидность активов, наличие спроса. Результат оценки должен быть наглядным, служить целям обеспечения владельца обоснованной информацией о реальном состоянии бизнеса.

На правах рекламы

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua