" />
Состояние науки. Как живут ученые в разных странах.
21.01.2016

ImageОпубликовано масштабное исследование ЮНЕСКО «Доклад по науке: на пути к 2030 году».

 Такие документы готовят раз в пять лет — чтобы сосредоточиться на долгосрочных тенденциях, а не на краткосрочных ежегодных колебаниях, маскирующих главные тренды. Над докладом работали учёные со всего мира, например, над частью о России — специалисты из НИУ ВШЭ.

Документ начинается с признания того факта, что реальная наука — это не «сферический конь в вакууме», она должна вести планету к процветанию, но развивается под влиянием экономических кризисов, социальных катастроф, экологических угроз, политических конфликтов…

Ирина Бокова Болгарский политический и общественный деятель, дипломат. Генеральный директор ЮНЕСКО с осени 2009 года. Почётный доктор МГИМО.

Главные выводы доклада скорее внушают оптимизм. Вложения в науку, число исследователей и научных работ растут значительно быстрее экономики. Правительства большинства стран мира, как богатых, так и бедных, осознают, что лучший способ стимулировать долгосрочный рост ВВП, уровня жизни и всего того, что называют цивилизацией, — сделать ставку на развитие науки, технологий и инноваций.

— Доклад показывает, что научные исследования — это ускоритель экономического развития и  ключевое условие построения более устойчивых и экологически благополучных обществ, ― говорит генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

Упоминаемый в названии доклада «путь к 2030 году» — отсылка к недавно принятому ООН программному документу «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года». Это проект построения процветающего и свободного общества, основанного на гармоничном сочетании социально-экономического и экологического аспектов развития.

Впрочем, как признают авторы, «выработка успешной национальной политики в области науки и инноваций представляет собой весьма нелёгкое дело». Чтобы добиться успеха, нужно жать одновременно на несколько педалей: образование, фундаментальные исследования, разработку технологий, частные инвестиции в науку и инновации. Кризис 2008–2012 годов, опустошивший государственные бюджеты многих развитых стран, сделал эту задачу ещё более трудной.

Тренд 1. В науку вкладывают всё больше денег

И всё-таки цивилизация стремится  быстрее продвигаться по пути технологической эволюции. Инвестиции в науку с каждым годом растут — как в абсолютном, так и в относительном выражении. Несмотря на кризис, с 2007 по 2013 год рост расходов на науку в мире составил 30,7%, обогнав рост глобального ВВП (20%). Особенно быстро наращивают свою долю в этих вложениях стремительно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии — с 29 до 37%, всё больше вкладывают Бразилия, Индия, Турция.

30,7% На столько выросли мировые расходы на науку с 2007 по 2013 год.

Почти треть мировых расходов на науку берут на себя США, по пятой части у Китая и ЕС, десятую часть вносит Япония. Остальной мир, в котором живут две трети человечества, оплачивает менее четверти наших совокупных расходов на исследования. Доля России в мировом научном бюджете и вовсе скромная — 1,7%, причём она снижается: в 2008 году было 2%.

В 2013 году Россия потратила на науку 40,7 млрд долларов, то есть примерно в 10 раз меньше, чем лидер рейтинга — США. Мы расходуем на науку 1,13% ВВП страны, занимая по этому показателю 25-е место в мире. Наибольшую долю своих доходов вкладывает Израиль — 4,21% ВВП, а быстрее всего этот показатель в последние годы растёт у Китая. Долю соответствующих затрат существенно увеличили также Германия, США, Бразилия и Турция.

Даже страны Африки всё чаще делают ставку на исследования и инновации, стараясь выбраться из ловушки бедности. Ведь без инвестиций в науку, инновации и подготовку квалифицированных работников невозможна диверсификация экономики и развитие современной инфраструктуры: больниц, школ, связи, дорог… Например, Кения, несмотря на кризис, увеличила расходы на науку с 0,36% ВВП в 2007 году до 0,79% в 2010-м.

Ещё один важный фактор, заставляющий человечество вкладывать больше ресурсов в научно-технические исследования, — это экологические кризисы природного и антропогенного характера. Но бывает и так, что техногенные катастрофы подрывают доверие общества к науке, как это произошло в Японии после катастрофы на атомной электростанции «Фукусима».

Тренд 2. Рост роли частного бизнеса в науке

Пятилетка 2009–2014 в докладе характеризуется как трудный переходный период, начавшийся с глобального финансового кризиса 2008 года. Даже богатым государствам пришлось урезать затраты — так, в США администрация Обамы сделала инвестиции в исследование изменения климата, энергетику и здравоохранение одним из своих приоритетов, однако эта стратегия роста во многом противоречила установке конгресса на сокращение дефицита федерального бюджета.

1,15% Такую долю мирового ВВП инвестировал в научные исследования и разработки частный бизнес в 2011 году.

В Китае поставили под сомнение уже утверждённую стратегию перехода от роста с ориентацией на экспорт к росту, опирающемуся на внутреннее потребление. Государственные ассигнования на научные исследования остались на уровне прежних лет или даже сократились.

Почему же тогда выросли, и весьма существенно, инвестиции в науку? Дело спасли частники. Одна из главных тенденций последних лет — резкий рост негосударственных инвестиций. Вспомним, например, Apple, создавшую в эти годы рынок планшетов вслед за ею же созданным рынком смартфонов, или Google, которая вкладывает в научные исследования и конструкторские разработки больше, чем многие крупные государства, или такие компании Илона Маска, как SpaceX, открывшую эру частной космонавтики, и Tesla Motors, сделавшую электромобили престижным и востребованным продуктом.

 Современные достижения в области генетики и биотехнологии тоже в значительной степени являются результатом усилий частных фирм. Но здесь возникает и проблема: частные фирмы стремятся сохранить монополию на свои разработки, что, конечно, совсем не способствует делу прогресса (есть, конечно, и яркие исключения — тот же Илон Маск выкладывает в открытый доступ патенты, связанные с производством электромобилей, чтобы стимулировать развитие рынка).

Таким образом, в Канаде, Италии, Великобритании, Франции, Австралии инвестиции частного сектора компенсировали весьма существенное снижение или даже заморозку государственных расходов на науку. При этом в докладе отмечается, что в России, Бразилии и других развивающихся странах научные результаты далеко не всегда удаётся конвертировать в прикладные разработки, а инновации часто не приносят прибыль. Как следствие, поддержка науки со стороны частных инвесторов в России выражена намного слабее, чем в других странах.

Ещё одна проблема, связанная с увеличением доли частного капитала в науке, заключается в том, что бизнес вкладывается в основном в прикладные отрасли, и это на фоне сокращения госбюджетов на фундаментальные исследования, финансирование которых уменьшилось с 26 до 17% от общей суммы выделяемых государством средств.

С одной стороны, конечно, хорошо, что мировая наука всё больше фокусируется на решении задач, стоящих перед человечеством, а это голод, климатические изменения, энергетические проблемы. Но авторы доклада бьют тревогу — ведь фундаментальные исследования генерируют знания, без которых не было бы и прикладных областей. Кроме того, уровень развития фундаментальной науки тесно связан с качеством университетского образования: без этого невозможно подготовить хороших учёных.

Тренд 3. Наука становится всё более массовой

В 2013 году на планете работало 7,8 млн учёных — на 20% больше, чем в 2007-м. Рост на 20% за пять лет — это очень много, при таких темпах в каждом поколении количество учёных будет удваиваться. По словам некоторых экспертов, большая часть когда-либо работавших учёных живёт в наше время.

Большинство из них работает в Евросоюзе, Китае и США. В России в 2013 году насчитывалось 440,6 тыс. научных сотрудников — по сравнению с 2007-м наша доля в мировом исследовательском сообществе снизилась с 7,3 до 5,7%. А по такому показателю, как количество учёных на душу населения, всех опять-таки обгоняет Израиль: там на тысячу жителей приходится восемь учёных (в России — трое).

1 270 000 столько научных публикаций было сделано в 2013 году. Из них 29 100 принадлежит перу российских учёных.

При этом число научных статей растёт ещё быстрее: по сравнению с 2008 годом их стало больше на 23%. В Китае, быстро превращающемся в третью научную сверхдержаву наряду с США и ЕС, количество публикаций за пять лет выросло вдвое, а за десять лет они повысили свою долю во всемирном банке научных статей с 5 до 20%. Увы, доля России с 2008 по 2013 год снизилась с 2,7 до 2,3%. Российское научное сообщество публикует в десять раз меньше статей, чем американское или китайское, мы лишь на доли процента обгоняем Иран и Турцию (но в этих странах число публикаций быстро растёт, особенно в Иране). А ещё меньше наши работы цитируют — индекс цитируемости российских учёных составляет всего 0,51 при среднем показателе 1,02 в странах G20. Сейчас российские власти кнутом и пряником пытаются увеличить количество научных публикаций. Но на статистику ЮНЕСКО их усилия пока не повлияли.

В США из почти двух миллионов научных статей, опубликованных с 2008 по 2014 год, более половины посвящены биомедицине (33% — исследованиям в области медицины, 25% — биологии). В странах Евросоюза доминирование биомедицины проявляется ещё ярче — здесь на неё приходится примерно 58% всех публикаций. В России картина несколько иная: по инерции основная часть статей пишется по химии (22%) и физике (32%), традиционно у нас сильны науки о Земле и математика, а на биологию и медицину остаётся лишь 16% публикаций.

Надо заметить, что ещё быстрее учёных и их публикаций размножаются данные, которые они изучают. В докладе отмечается, что благодаря развитию информационных технологий и лёгкости создания коллабораций наука буквально захлёбывается в огромном количестве доступных данных, для которых порой просто не успевают создать адекватные инструменты анализа.

Тренд 4. Глобализация науки и образования

Интернет продолжает менять мир, в том числе и науку — она становится всё более глобальной и открытой, приходя в противоречие с закрытыми границами государств.

Ключевым элементом современных исследований становится лёгкость создания научных коллабораций с коллегами по всему миру. Другое важнейшее завоевание, не ставшее, правда, единственно возможной нормой, — открытый доступ к публикациям и содержащимся в них данным. Благодаря доступности онлайновых учебных курсов от новых университетских консорциумов всё более массовым становится так называемое открытое образование. Иными словами, академические исследования и высшее образование быстро интернационализируются, что оказывает серьёзное влияние на соответствующие традиционные национальные системы.

7 800 000 Таково число учёных в мире на 2013 год.

Научных работников стало не просто намного больше — они стали намного мобильнее. Несмотря на развитие интернета и распространение онлайн-платформ, получив докторскую степень, учёные начинают ощущать потребность в перемене мест. «Пожалуй, это одна из самых значимых тенденций текущего периода», ― отмечают авторы доклада.

Несмотря на популярность онлайн-образования, неуклонно растёт роль университетов — их деятельность приобретает всё более глобальный масштаб благодаря небывалой мобильности студентов и интернациональному сотрудничеству. Чаще других за границей учатся студенты из арабских государств, Центральной Азии, стран Чёрной Африки и Западной Европы. За знаниями они едут, как и раньше, прежде всего в Европу и Северную Америку. Соединённые Штаты принимают половину всех иностранных студентов мира.

Интересно, что больше половины выпускников вузов в сегодняшнем мире — это женщины, но среди научных работников их менее трети. Научные исследования ― всё ещё по преимуществу мужской мир. Кроме того, женщины-учёные имеют меньший, чем мужчины, доступ к финансированию и хуже представлены в престижных университетах. Их по-прежнему сравнительно мало и на ответственных постах — как в административных советах, так и во главе университетов.

Больше всего учёных-женщин в Юго-Восточной Европе (49%), странах Карибского бассейна, Центральной Азии и Латинской Америке (44%). Надо отметить, что в арабских государствах их 37%, и это больше, чем в Европейском союзе (33%).

Опубликовано в журнале «Кот Шрёдингера» №01-02 (15-16) за январь-февраль 2016 г

Читать также:

Как стать по-настоящему знающим человеком

Губительная двенадцатилетка

На что стоит обратить внимание при выборе университета?

Ученые степени и звания: кто есть кто

Выращивание собственной еды, как обязательный предмет во всех школах.

 

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua