" />
История одного города: Барселона, родина урбанистики
02.08.2016

ImageКак Барселона из провинциального неприспособленного для жизни городка превратилась в шедевр градостроительного искусства.

 В середине XIX века Барселона задыхалась. Это был промышленный город с активным портом, и со временем людей в нем стало слишком много. Город жил в ритме, значительно опережающем остальную Испанию, и был вполне готов стать европейской столицей. Тем не менее все его население размером в 187 тысяч человек продолжало тесниться в границах крохотной территории внутри средневековых крепостных стен.

При плотности населения 856 человек на гектар (для сравнения, в Париже в то время их было 400), растущая смертность превысила аналогичные показатели для Парижа и Лондона; средняя продолжительность жизни упала до 36 лет для обеспеченного населения и до 23 лет — для рабочего класса. Стены города начали представлять собой угрозу для здоровья. В 1843 году правительство обратилось к жителям, заявив о необходимости снести стены.

Работы по демонтажу начались год спустя. Теперь городу и правительству предстояло продумать и осуществить проект по переразмещению разросшегося населения.

Тогда еще неизвестный каталонский зодчий Ильдефонс Серда предложил план радикального расширения города — строительства большого района с сетчатым расположением улиц — за пределами старых стен и назвал его «Эшампле» (eixample — «расширение»).

К началу XIX века старая Барселона, зажатая в кольце крепостных стен, оказалась настолько переполнена, что и рабочие, и буржуа, и фабрики сосуществовали на одном пространстве, пишет Льюис Перманье, чья книга «Эшампле: 150 лет истории» рассказывает об этом периоде.

Так как земли внутри городских стен больше не оставалось, чтобы построить дополнительное жилье, в ход шли любые средства — дома вставали буквально на воздух. По центру улиц воздвигались арки, на которых осуществлялось дальнейшее строительство, использовалась техника выступающих фасадов — когда фасады домов, по мере роста высоты, смещались к центру улицы, до момента, пока почти не начинали соприкасаться со зданием напротив.

Дорожное движение (тогда это были запряженные лошадями телеги) тоже было затруднено: ширина самой узкой улицы города составляла всего 1,1 метра, и примерно 200 улиц были уже трех метров. В сочетании со средиземноморским стилем жизни (подразумевающим пребывание на улице в течение всего светового дня), это сильно ухудшало и без того печальное гигиеническое состояние города.

Барселона пережила разрушительные эпидемии: каждая из них, как пишет Монсеррат Палларес-Барбера, профессор географии и урбанизации Автономного университета Барселоны, уносила 3% населения. В период с 1834 по 1865 год одна только холера убила более 13 тыс. человек.

В этой ситуации Серда начал свою работу. Его план включал создание прямоугольной сетки улиц, соединяющих старый город и семь окрестных деревень (которые, в дальнейшем, стали районами города, например, Грасия и Саррия). Объединенное пространство было почти в четыре раза больше старого города.

Серда решил избежать повторения прошлых ошибок, изучив, как живут представители рабочих классов в старом городе. Он стал первым автором подробного научного исследования того, что такое современный город и чем он мог бы быть — не только пространством для жизни, но еще и источником благополучия (тогда это понятие не было таким очевидным как сейчас).

Он рассчитал, сколько воздуха необходимо каждому человеку, составил список популярных профессий, определил требования к инфраструктуре. Помимо прочего, он пришел к заключению, что узкие улицы ведут к росту смертности.

Коротко говоря, Серда изобрел термин «урбанистика» — и соответствующую дисциплину. До того, как он описал это понятие в своей книге «Общая теория урбанизации» в 1867 году, этого термина не было ни в испанском, ни в каталанском, ни в английском или французском языках.

«Высокая смертность среди рабочего класса и тяжелая ситуация в здравоохранении и образовании заставили архитектора разработать новый тип городской планировки», — пишет Палларес-Барбера.

Сад в центре каждого квартала, доступ в одни и те же учреждения для бедных и для богатых, упорядоченное дорожное движение были среди его на тот момент революционных идей — и многие из них воплотились в жизнь, по крайней мере, в какой-то степени.

Эшампле остается яркой чертой сегодняшней Барселоны: восьмиугольные кварталы со скошенными углами были любопытным средством упрощения дорожного движения. Автомобили тогда еще даже не были изобретены — но Серда предвидел многое. Даже сегодня такая планировка значительно улучшает транспортную ситуацию в Эшампле.

И все же ни одна из этих идей не была принята благосклонно и по достоинству оценена жителями Барселоны того времени. В реальности, когда городской совет изначально объявил открытый конкурс планов расширения города в 1859 году, его выиграл главный городской архитектор Антони Ровира.

Однако в результате неожиданного вмешательства испанского правительства, создавшего новое министерство по объектам общественного значения, принят был план Серда.

Стоит отметить, что Серда много путешествовал, но был мало известен в качестве зодчего, и поэтому архитекторы Барселоны отнеслись к нему с недоверием.

Ведущие архитекторы, среди которых были Льюис Доменек-и-Монтанер, спроектировавший знаменитый Дворец каталонской музыки, и Жозеп Пуч-и-Кадафалк жестко критиковали излишне широкие улицы, равномерность сетки и однотипность «квадратов, напоминающих утопические фаланстеры».

Но хотя соперники-архитекторы отвернулись от Серды, буржуазия не последовала их примеру — по крайней мере, не все ее представители. Некоторые из них стали первыми, кто воспользовался удобствами нового района (и оплатил свой участок), на котором обеспеченные семьи позволили себе экспериментировать, заказывая дома таким архитекторам как Антонио Гауди, чьи здания редкой красоты кажутся созданными самой природой.

На фоне стремительного развития модернизма в городской среде разгорелась невиданная ранее конкуренция. Согласно Перманье, как собственники жилья, так и архитекторы хотели построить «самое большое, самое привлекательное здание. Именно поэтому архитектура района столь разнообразна. Она соответствует слегка анархистскому настроению местной буржуазии».

Это стремление выделиться из толпы хорошо иллюстрирует история, услышанная Перманье от Сальвадора Дали. По словам художника, на вопрос о том, каким он хотел бы видеть свой дом, один буржуа ответил: «Мне важно только одно: дом должен быть выше соседских, чтобы я мог мочиться на них сверху».

План Серды тем не менее был, по мнению Перманье «общим освобождением». Этот человек был утопическим социалистом — и в сердце его урбанизма лежало глубокое ощущение равенства и либеральная идеология.

Он создал район без классовых различий, где, как по идеологическим соображениям, так и в целях улучшения общественного здоровья, население было бы распределено равномерно, и где не было бы отдельных кварталов для бедных или богатых. В течение следующих десятилетий Эшампле вырос в район, где шедевры модернизма стоят бок о бок с безыскусными дешевыми домиками.

Серда наконец-то, начал получать признание у себя на родине и в международном сообществе в 80−90 годах, когда каталонские архитекторы занялись пересмотром истории и обратили внимание на его вклад.

Барселона стала хрестоматийным примерном градостроительного успеха. И этот успех неразделимо связан с работой Серда, который, по словам Перманье, превратил город «из провинциального неприспособленного для жизни городка в по-настоящему современный город».

Источник: The Guardian

Читать также:

Киянка має намір перетворити занедбане село у еко-поселення для молоді

На Київщині побудують 439 еко-будинків з сонячними батареями і вітрогенераторами

Новый закон о ЖКХ. Отберут и деньги, и жилье

В Саудовской Аравии ведут строительство здания высотой более одного километра.

В Украине запустился сайт для самоорганизации жителей многоэтажных домов

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua