" />
Made in Ukraine: Как делают бронеавтомобили
02.08.2016

ImageЭтим материалом я бы хотел начать новый тип статей – рассказы о жизни компаний, создающих в Украине интересные и необычные продукты, связанные с миром автомобилей.

 Первый материал, который диктует нынешняя ситуация в Украине, посвящен производству бронированных автомобилей. А потому мой путь лежит в цеха НПО «Практика».

Я еду по трассе на выезд из Киева, буквально на городскую черту столицы, затем сворачиваю на небольшую улицу с милым названием Малинская, где подчас виднеются частные дома с садами-огородами. Спокойная и размеренная жизнь. Но еще пару минут в пути – и я оказываюсь у высокого забора, скрывающего за собой парочку немалых производственных цехов с военной техникой. На проходной дежурит солдат с автоматом (говорят, «выписан» с МО). Но спустя несколько звонков (конечно, предварительно согласованных) я оказываюсь на территории НПО «Практика». Где первым на глаза попадает бронеавтомобиль «КОЗАК».

Что такое бронеавтомобиль «КОЗАК»?

Сегодня «КОЗАК», а если быть точным, то «КОЗАК-2», является основным продуктом «Практики». И породила его современная война: хитрая и скрытная, без явного разделения территории «свой/чужой», с минными полями даже в тылу.

Бронеавтомобиль «КОЗАК» представляет собой, как принято говорить, «модульную конструкцию». Базовая комплектация неизменна: рамное шасси, дизельный мотор, полный привод, V-образное днище (для рассеивания взрывной волны при подрыве мины снизу). Однако ряд элементов комплектуется по желанию заказчика: фильтровентиляционная установка, камера переднего обзора и/или прибор ночного виденья, поворотный круг-турель с ручным или электрическим приводом… От финального исполнения зависит и цена.

В итоге любое перемещение людей, даже в 20-30-километровой зоне от линии огня таит в себе опасность. Обычные грузовики или внедорожники не подходят – слишком сложно их бронировать, да и не получить там хорошей защиты (к примеру, вспомним V-образное днище). Гонять БТР и, тем более, танк – дорого и не целесообразно: они должны ездить на первой линии огня. Подобный подход привел к созданию автомобилей типа MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), прообразы которых можно отыскать еще в 1970-х годах. Однако по-настоящему MRAP-автомобили стали популярны с начала 2000-х годов – когда в мире становилось все больше мелких, скрытных, «гибридных» боевых действий. Если добавить подобному бронированному автомобилю боевой модуль, то выходит эффективное средство для передвижения и боевых действий, относительно недорогое в покупке и эксплуатации в сравнении с БТР или танком. Именно к классу MRAP-автомобилей и относится украинский броневик «КОЗАК-2».

Однако если есть «КОЗАК-2» – то должна быть и первая версия, верно? Да, первый «КОЗАК» был построен на шасси Iveco Daily еще в 2009 году, по техзаданию Министерства Обороны, демонстрировался на параде в честь Дня Независимости, и был во всем более слабой версией в сравнении с «КОЗАК-2»: ниже класс бронирования (Класс 1 по STANAG 4569, стандарт NATO); 4-цилидровый турбодизель (170 л.с. и 400 Нм); грузоподъемность до 1 000 кг; полный вес 5 500 кг. Автомобиль появился в качестве факультативного развития класса бронированных инкассаторских автомобилей. Его последователь – «КОЗАК-2» – появился на стыке 2014-2015 годов: в нем учли все проблемы и недостатки первого «КОЗАК-а»; добавили опыт, полученный во время работы в зоне АТО в 2014 году. Так, «КОЗАК-2» построен уже на шасси компактного полно-приводного грузовика Iveco EuroCargo с 6-цилиндровым 5,9-литровым мотором (279 л.с. и 950 Нм); у него мощнее броня (Класс 2 по STANAG 4569, стандарт NATO); а большая грузоподъемность и другая внутренняя компоновка позволяет перевозить до 10 человек! Наконец, существует и «КОЗАК-3», представляющий, в свою очередь, уменьшенную вариацию «КОЗАК-1»: компактный легкобронированный автомобиль, построенный на базе внедорожника Land Rover Defender. В зависимости от конфигурации и оснащения, он может быть командно-штабным, транспортным, разведывательным, связным, патрульным, санитарным автомобилем.

Первая фотография, передний план – это «КОЗАК-1». Однако сегодня основной автомобиль НПО «Практика» – это «КОЗАК-2» в двух версиях по длине (базовый 7,05 м и короткий 6,6 м; вторая и третья фотография). Существует и компактный «КОЗАК-3» на базе внедорожника (четвертое фото). Кроме того, «Практика» делает броне-капсулы для грузовиков, которые перевозят личный состав; ремонтирует бронеавтомобили, поврежденные в зоне АТО.

И как делают «КОЗАК»?

Технология проста и сложна одновременно. Так, шасси «КОЗАК-2», как указано выше, берется от грузовика Iveco EuroCargo: полный привод, достаточный запас мощности и прочности. На него устанавливается корпус из броне-стали. Внутри – сиденья для экипажа; сверху – поворотное кольцо-турель. Кажется все просто…

Но секретов и нюансов масса. К примеру, лучше всего использовать финскую сталь MIILUX: высокое качество, адекватная цена, простота в заказе и логистике. Стали THYSSENKUPP SECURE и ARMOX хороши, но их подводят сложности в организации работы: к примеру, заказ на сталь подается один раз в начале года и может выполняться 6 месяцев. Напротив, использовать украинские стали выгодно по цене, но их качество не слишком высоко и для обеспечения должной защиты приходиться устанавливать слишком толстые листы (в 2 раза толще относительно MIILUX и ARMOX), что утяжеляет автомобиль.

Бронированные стекла – собственного производства НПО «Практика». Берем 7-мь слоев стекла, между ними устанавливаем листы специальной соединяющей пленки, добавляем нити электрического подогрева. Затем этот «сэндвич» запекаем в специально печи, где даже можно задать определенную кривизну (для лобового стекла). Кстати, стекла – это едва ли не «расходный материал» в бронированных автомобилях: из-за наших разбитых дорог и постоянной тряски стекла начинают расслаиваться и их приходится менять примерно каждые 3 года.

Сиденья для экипажа тоже непростые. Фактически они не стоят на полу, а висят на верхних креплениях пространственной рамы, которая устанавливается внутрь жилого модуля – это еще один уровень защиты при подрыве взрывчатки под днищем автомобилем.

Производство бронеавтомобиля «КОЗАК-2» в одном фото: на переднем плане – кузов из бронестали; на заднем – грузовик Iveco EuroCargo, от которого берут шасси. Обратите внимание на двери: изначально их делают из обычной стали, а уж затем изнутри обшивают броней с учетом всех изгибов замков. Многослойные стекла с подогревом – собственного производства НПО «Практика». На стали MIILUX маркировка PRKT.UA, чего удостоены только спецклиенты. Сиденья подвешены на пространственной раме, которая устанавливается внутрь бронеавтомобиля. Срок производства «КОЗАК-2» составляет около 1 месяца от момента прихода из Италии базового шасси (которое делается на заказ в специальной комплектации); VIN-номер у НПО «Практика» собственный.

Еще секрет: основной корпус и моторный отсек разделены между собой – в случае подрыва переднего колеса так меньше передача взрывной волны внутрь бронеавтомобиля. Да и колеса с изюминкой: в них установлены пластиковые вставки «Run-Flat», позволяющие продолжать движение даже при повреждении шины. И это при полном весе до 15 000 кг!

Легковые VIP-бронеавтомобили: завод против фирмы

С таким количеством военной бронетехники НПО «Практика» сейчас не производит легковые автомобили, последний легковой бронированный VIP-автомобиль сделали в 2014-м году. Хотя если будут заказы – почему нет?

Процесс бронирования легкового автомобиля не слишком уж отличается от производства автомобиля-инкассатора: нужно вычистить салон; установить бронелисты; а затем собрать салон обратно. Но, снова-таки, нюансов – тьма! Так, автомобили-инкассаторы строят на базе микроавтобусов, у которых грузоподъемность составляет около 1 000 кг, чего достаточно для установки брони (около 500-600 кг) и перевозки 3-х людей. Легковые автомобили и внедорожники имеют грузоподъемность около 500 кг, которую «съедает» броня. Значит, нужно усиливать подвеску; попутно нужно усиливать и тормоза, которые, в противном случае, будут трудиться на пределе. Плюс крайне желательно для бронирования выбирать мощные версии автомобиля, иначе модель с базовым слабым двигателем будет очень медлительной и придется тюнинговать мотор для увеличения его мощности. Еще одна сложность – передние стойки лобового стекла сложной формы, под которые очень тяжело выгнуть заготовку из бронестали. В этом плане внедорожники с простыми формами выглядят более предпочтительно. Наконец, третья особенность VIP-автомобилей – дополнительное оснащение. Здесь все выполняется по желанию заказчика: можно перетянуть салон другой кожей; можно поставить опускающиеся на 10-15 см стекла (хотя это неправильно с точки зрения безопасности); можно установить систему пожаротушения, проблесковые маячки, «Run-Flat»-вставки в шины (а вот это уже правильно). В итоге эти нюансы сказываются на сроке изготовления бронированного автомобиля: только обсуждение концепции и подбор комплектующих занимает несколько недель; а производство потребует уже нескольких месяцев. Что касается цены, то здесь действует стандартное правило: «бронирование под ключ обходится примерно в еще одну цену автомобиля»; но бывает и дороже – если много изменений в салоне.


Лучший вариант бронирования – крупный внедорожник: проще формы для панелей брони; есть запас места в салоне для обустройства «мобильного офиса»; больше выбор компонентов для усиленной подвески. Особое внимание уделяется месту соединения двери и дверного проема – там детали должны перекрывать друг друга внахлест. Бронированное стекло очень тяжелое и стеклоподъемнику приходится нелегко. Радикальное решение вопроса – установка гидравлических стеклоподъемников, но к этому прибегают крайне редко.

Так может выбрать автомобиль, бронированный с завода? Сегодня существует множество серийных бронированных автомобилей известных марок: Audi, BMW, Mercedes-Benz. Причем некоторые из них продаются и в Украине. К примеру, BMW X5 с уровнем защиты VR4 или VR6 (BRV 2009) может выдержать выстрелы из пистолета (VR4) и даже автомата АК-47 (VR6). Плюс предлагается защита днища (может выдержать подрыв ручной гранаты), шины Run Flat, бензобак с самозатягивающимся покрытием (т.н. «протектированный бак»). Цена подобного автомобиля стартует примерно с 200 тыс. евро, но все обсуждается индивидуально и итоговый прайс будет зависит от набора опций. Кстати, компания BMW предлагает и другие бронированные автомобили, но именно сейчас, летом 2016-го, происходит смена их поколений. Бронированной BMW 7-серии еще нет, она появится совсем скоро, ориентировочно – в конце лета или начале осени. А бронированная BMW 5-серии, наоборот, «сошла со сцены» – ждем новое поколение 5-ки осенью, после чего на ее базе и будет создан бронеавтомобиль.

Компания Mercedes-Benz предлагает в Украине бронированный S-класс, причем исключительно с уровнем защиты VR6 (BRV 2009). Из интересных особенностей следует отметить днище с защитой от взрывчатки, систему пожаротушения, гидравлические стеклоподъемники. Цена автомобиля составляет около 600 тыс. евро, но, как и в случае с BMW, все просчитывается индивидуально. Срок изготовления автомобиля составляет 9-12 месяцев. Кстати, Mercedes-Benz предлагает бронированные внедорожники GL и GLS (уровень защиты VR4 по BRV 2009); парочка уже проданы в Украине. Но основную ставку Mercedes делает на VR6-бронированном S-классе: если уж защищаться – то по максимуму.

Два самых реальных заводских бронеавтомобиля для Украины – это BMW X5, Mercedes S-класса. В конце 2015 года компания Audi также заявила свой бронированный седан – A8 L Security с уровнем защиты VR 9, который сегодня является одним из наивысших для «гражданских» авто. Ждем в Украине?

Кстати, во всех трех случаях заводские бронированные автомобили избавлены от того недостатка, о котором говорили представители «НПО Практика»: все автомобили доступны с наиболее мощными моторами из модельной гаммы и с соответствующими усиленными тормозами. Однако минус заводских бронированных автомобилей – в их соотношении прайса и уровне защиты: за цену заводского бронирования среднего уровня сторонний производитель может дать бронирование максимального уровня. К примеру, НПО «Практика» бронирует легковые автомобили по уровню ПЗСА-4, что примерно отвечает уровню B6+ по европейской классификации: защита от пистолетов ТТ и ПМ, защита от автомата Калашникова и снайперской винтовки СВД. Это – оптимальный класс защиты. Бронировать по классу ниже – смысла нет: на цену практически не влияет, а защиты от автомата нет. Бронировать по классу выше? Не факт, что пригодится: если человека нужно убрать, то это можно сделать и вне автомобиля. Хотя подобные заказы были: бронировали внедорожник по максимуму, толщина стали достигала 12 мм, общий вес брони составил около 2 000 кг. В плюсах у «бронировки на стороне» – возможность забронировать любой автомобиль, который уже есть в наличии, плюс возможность улучшить оснащение и обивку салон… Словом, клиенты найдутся для разных вариантов.

Не только броневики, но и…

История НПО «Практика» насчитывает уже почти четверть века – компания появилась в 1993 году. Все началось с производства защитного банковского оборудования: «лихие девяностые» требовали бронированных стекол и дверей, надежных сейфов, защиту для пунктов обмена валют. В 1998-м Практика логично расширила свое предложение – появились первые бронированные инкассаторские автомобили, за которые последовали и легковые бронированные VIP-автомобили. В 2003-2005 годах открылись новые направления: производство защитного противопожарного оборудования (огнеупорные двери, ворота, стекла); работа на ЧАЕС дала толчок к развитию защитных конструкция для атомных станций. Наконец, НПО «Практика» сегодня занимается и производством автомобилей скорой помощи и транспорта специально назначения (например, автомобили для перевозки задержанных).


Одно из ответвлений Практики – производство автомобилей скорой помощи. Несмотря на кажущуюся огромную разницу (где броневик, и где скорая помощь), для компании здесь все просто: речь идет о встраивании в пустой кузов микроавтобуса специальной капсулы – помог опыт создания инкассаторских автомобилей. Только вместо брони теперь эта капсула состоит из медицинского оборудования. На этот раз украинских комплектующих довольно много – например, сидения врачей или пластиковые панели, изготавливаемые непосредственно «Практикой».

Сейчас в распоряжении НПО «Практика»: собственный завод по производству бронетехники и автомобилей специального назначения; конструкторское и технологическое бюро, лаборатория для проведения испытаний. Компания работает с заказчиками из ОАЕ, Пакистана, Нигерии, Грузии, Казахстана и других стран.

Made in Ukraine, Авто, Автомобили, АвтоТехно, Бронеавтомобили, НПО «Практика»  http://itc.ua/

Читать также:

Как Jawa, Ikarus и ВТ из гигантов социализма превратились в капиталистических карликов

7 причин, которые довели General Motors до банкротства

Как прожить 365 дней, покупая только украинское

Топ-10 виробників акумуляторів для електромобілів 2015 року

Американська електрофура зібрала 7 000 попередніх замовлень на $ 2,3 мільярди

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua