" />
Нефти пророчат угольное будущее
29.05.2017

ImageОна может утратить особое положение на рынке топлива для транспорта

Потребность в нефти как основном источнике топлива для транспорта может снизиться быстрее, чем это заложено в текущих прогнозах большинства аналитиков, говорится в исследовании Реды Шерифа и Фуада Хасанова из МВФ, а также Адитьи Панде из Университета Джорджтауна. Пока более высокую в сравнении с другими источниками энергии стоимость нефти поддерживает ее монопольное положение в качестве топливного сырья, но рост доли электромобилей и развитие беспилотных технологий уравняют нефть с газом и углем, что будет означать падение цен до $15 за баррель к 2042 году, ожидают эксперты.

Авторы прогнозируют существенный спад потребления нефти не из-за исчерпания ресурсов, а вследствие очередной транспортной революции, которая может произойти в ближайшие 10-25 лет из-за роста доли автомобилей с электродвигателями и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Исторически основной вид топлива менялся уже дважды — дерево было вытеснено углем во второй половине XIX века (тогда доля первого упала с 90% до 30%, а второго выросла с 9% до 65%), а уголь, в свою очередь, был вытеснен нефтью и газом в следующие 50 лет (доля угля сократилась с 77% до 28%, тогда как доля нефти и газа выросла с 9% до 65%).

В последние десятилетия, однако, доля нефти и газа практически не меняется, несмотря на относительно более высокую стоимость: спрос на нефть менее эластичен по цене за счет ее практически монопольного положения на рынке транспортного топлива. Сейчас 57% мирового спроса на нефть, по данным ОПЕК, обеспечивает транспорт (в США — 76%), при этом на передвижение по дорогам приходится 44% потребления (на железные дороги, суда и авиацию — еще 13%, 11% — на нефтехимию и 7% — на электрогенерацию). Однако количество электромобилей (и автомобилей с гибридными двигателями) в США в 2011-2015 годах росло в среднем на 120% в год (до 1,3 млн) — динамика сопоставима с ранней стадией распространения автомобилей в начале XX века. Массовый же переход на такие транспортные средства может начаться при снижении цены на них до $35 тыс. (сейчас средняя цена на авто на рынке США — $33 тыс., отметим, что Ford T стоил $33 тыс. и в 1917 году).

Если традиционные автомобили будут терять популярность теми же темпами, что и лошади сто лет назад, к 2042 году более экологичным станет 93% транспорта (сценарий предполагает на протяжении первых десяти лет рост числа электрокаров на 70% в год, а на протяжении следующих 15 лет — в среднем на 8% в год). Это эквивалентно снижению спроса на нефть в развитых странах на 6 млн баррелей в сутки после 2025 года и затем еще на 15 млн б/с к 2042 году. В более медленном сценарии (где скорость трансформации соответствует темпам распространения автомобилей) число электромобилей в расчете на одну тысячу человек будет расти в среднем на 24% в течение 25 лет, а доля традиционного транспорта снизится на 36%, что предполагает незначительный рост спроса на нефть к 2025 году на 1 млн б/с, а к 2042-му его падение на 6 млн б/с. Рост производства электроэнергии при этом будет довольно скромным — из-за более высокой эффективности электродвигателя даже при полной замене всего личного автотранспорта в США потребление энергии выросло бы лишь на 30% (это эквивалентно потреблению 5,4 млн б/с нефти против 9 млн б/с, необходимых для производства топлива).

Прогнозы ОПЕК и МЭА, однако, пока предполагают рост спроса на нефть, несмотря на увеличение доли альтернативных источников энергии и электротранспорта,— в картеле ждут, что к 2040 году потребление ресурса вырастет до 109,4 млн б/с, цена за баррель — до $92 в ценах 2015 года, а доля электрокаров составит 22%. В МЭА в основном сценарии прогнозируют рост спроса на нефть до 103 млн б/с и увеличение числа электрокаров до 150 млн к 2040 году (примерно 15% рынка), но это заместит лишь 1,3 млн б/с, хотя в альтернативном сценарии с существенным ростом доли ВИЭ электрокаров будет 750 млн, что эквивалентно замещению 6 млн б/с нефти.

Исследователи настаивают на том, что сценарий быстрой трансформации более вероятен — потенциальный рынок для электрокаров больше, чем для автомобилей в начале XX века, а процесс замены проще. Стоимость производства батарей снижается, прочие ограничения — такие как время заправки или недостаточное количество станций — будут сниматься с ростом числа потребителей. По традиционному автопарку могут ударить и беспилотные технологии — отсутствие водителя резко удешевит поездки на такси или арендованном автомобиле, что может привести к сокращению автопарка на треть. Такие тенденции, а также рост доли ВИЭ (сейчас в среднем 8% по странам G20) затронут не только развитые страны, полагают авторы: так, КНР уже является крупнейшим рынком электромобилей.

Для падения цен на нефть, однако, будет достаточно и того, что нефть больше не будет безальтернативной на транспорте, тогда она станет "новым углем", а ее стоимость к 2042 году снизится до сопоставимой с другими видами ископаемого топлива — около $15 за баррель в ценах 2015 года. В случае более медленных трансформаций рынка этот процесс может занять еще 10-20 лет, заключают авторы исследования.

Татьяна Едовина  http://www.kommersant.ru/

Читать также:

Европа уезжает от бензина

Конец «второго Кувейта»: продовольственный кризис в Туркменистане

Bloomberg: «Энергетические цунами» обрушат нефть до $10

На Черкаському сміттєзвалищі збудують біогазову станцію, яка щороку замінятиме 1,3 млн м.куб газу

Природные ресурсы, чьи они на самом деле?

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua