" />
Как заработать 200-300% годовых на торговле овощами
12.02.2008
ImageС 2003 по 2007 год объем украинского рынка овощей вырос более чем втрое. В 2007 году объемы рынка в денежном выражении увеличились до $6,8-7,6 млрд за счет резкого подорожания большинства овощных культур.

Алексей Васильев занимается овощным бизнесом пять лет. Прошлой зимой он за два дня потерял 100 тыс. грн. По предварительным договоренностям с торговой сетью он закупил для супермаркетов 50 тонн моркови. Однако менеджер по закупкам компании отказался от заказа. Сеть, вместо дорогой моркови Васильева, предпочла дешевую польскую. Полтора месяца польская граница была «на замке», на рынке образовался дефицит овощей, вследствие чего цены выросли в полтора раза. Именно под этот рост цен Алексей скупал для ритейлера морковь у фермеров и знакомых перекупщиков. Однако когда партия товара была готова для отправки в Киев, открыли границу, и снова начались поставки контрабандных овощей. «Практически вся купленная мною морковь сгнила. Если бы не ударили морозы — продал бы всю партию, — вспоминает предприниматель. — В машине или на неотапливаемом складе при -10С овощи хранятся только день-два. На склад-рефрижератор пристроить морковь не смог — все овощехранилища с температурным режимом 0... -5С были забиты до отказа».

Это был единственный прокол Алексея за пять лет его овощного бизнеса. Он признается, что с 2003-го его обороты выросли с 10 тыс. грн в месяц до 500 тыс. грн.

С 2003 по 2007 год объем украинского рынка овощей вырос более чем втрое. Пять лет назад годовой оборот в розничных ценах оценивался в $2,2 млрд, в 2006-м — уже в $4,8 млрд. «В 2007 году объемы рынка в денежном выражении увеличились до $6,8-7,6 млрд за счет резкого подорожания большинства овощных культур», — говорит директор ООО «Торговый дом «Агро Трейд» Максим Енченко.

$6,8-7,6 млрд — это примерно 4-5 млн тонн овощей, продающихся через организованную розницу. Более 70% поставок в розницу обеспечивают несколько тысяч ЧП. Технология их бизнеса за пять лет практически не изменилась — большинство скупает картофель, помидоры и морковь у фермеров в период урожая; хранят овощи 4-7 месяцев на арендованных складах, постепенно распродавая запас. Выйти на рентабельность 200-300% годовых удается тем, кто скупил урожай в момент его сбора и сохранил овощи без больших потерь до конца весны.

Осенью оптовая цена на овощи не превышает 40-70 коп. за кг, в конце зимы поднимается как минимум вдвое. Весной продукция идет в опте по 2-4 грн за килограмм — с момента сбора урожая цены на овощи увеличиваются на 400-600%. При этом затраты на транспортировку и хранение в специализированных хранилищах не превышают 10% закупочной стоимости партии. Потери при хранении — еще 10-15%. С рентабельностью меньше 100% работают единицы. Как правило, большинство «овощеводов»-частников сидят на упрощенной системе налогообложения или вовсе не платят налогов, поставляя «теневые» овощи лоточникам или базарным перекупщикам в крупных городах. «Большинство овощных сделок — за наличные и ночью», — признается Алексей Васильев.

По словам Васильева, успешным овощной бизнес будет лишь в том случае, если есть где хранить крупные партии. А с этим в Украине большая проблема. Хранить 4 млн тонн томатов, капусты, моркови, лука и других овощей в Украине практически негде. «Современные хранилища покрывают потребности внутреннего рынка максимум на 20-25%», — говорит Максим Енченко.

Во времена СССР в Украине работала централизованная система Плодоовощторга: в каждом крупном городе были овощные базы плюс крупные хранилища областного и районного значения. Осенью колхозный урожай свозили на хранение, скоропортящиеся овощи консервировали. Годовой оборот Плодоовощторга в 1990-м достиг 3 млн тонн. В первой половине 1990-х Плодоовощторг развалился вместе с системой колхозного земледелия.

Фермеры выращивают столько, сколько могут сохранить хотя бы до декабря. Крестьяне распродают урожай еще осенью, когда овощей много и стоят они копейки. Самые предприимчивые хранят излишки дедовским «прикопным» методом, надеясь продать в конце зимы в два-три раза дороже, чем осенью.

Около 20% собранных овощей «борщевого набора» (морковь, капуста, лук и свекла) не доходит до потребителя именно из-за нехватки специализированных хранилищ — в середине 1990-х большинство из них были перепрофилированы, а оставшиеся не соответствуют современным стандартам послеуборочной переработки.

Мелкие оптовики могут хранить большие партии овощей максимум до января-февраля, в марте они переключаются на импорт, как правило, контрабандный.

По данным Госкомстата, в январе— ноябре 2007 года в Украину было официально ввезено овощей всего лишь на $10,4 млн. Тем не менее в зимний период практически все магазины торгуют морковью, луком, капустой, томатами и огурцами, выращенными в Польше, Венгрии, Турции, России. «Из овощей, по официальной статистике, мы почти ничего не ввозим. В то же время объемы контрабандного ввоза только томатов оцениваются нами в 70 тыс. тонн в год, — говорит руководитель проекта Fruit-Inform Андрей Ярмак. — Импортная продукция поставляется главным образом напрямую в супермаркеты».

На руку импортерам играет и рост цен на украинском рынке. Только в 2007 году по сравнению с 2006-м цены на овощи выросли на 100-150%. А если сравнить с 2003-м — на 300-400%.

Украинские «овощеводы» до последнего времени работали исключительно на внутренний рынок. Однако с 2006 года объемы овощного экспорта начали расти — в первую очередь тех культур, которые могут долго храниться без спецобработки. «В сезоне 2006-2007 гг. экспортировано около 70 тыс. тонн — это довольно большие даже по европейским меркам объемы. Вследствие засухи и неурожая в странах ЕС в 2006-м в Европе образовался дефицит лука. В Украине крупные хозяйства выращивают лук с использованием капельного орошения, поэтому им удалось собрать неплохой урожай», — объясняют в компании «Агро Трейд».

По оценкам Андрея Ярмака, еще в 2004 году реальный экспорт составлял около 550 тыс. тонн, в 2006 году — уже более 1 млн тонн. По итогам 2007-го экспортные поставки увеличились на 200 тыс. тонн.

Впрочем, украинские экспортеры овощей в Европе пока зарабатывают немного — в прошлом году максимум $200 млн. В странах Евросоюза средняя оптовая цена на овощи составляет $1-2 за килограмм. Но большинство украинских компаний продают свою продукцию намного дешевле, поскольку продают овощи «с грядки» по ценам в 6 раз ниже, чем на обработанные и упакованные по европейским нормам.

Многие эксперты считают, что Украина могла бы стать крупнейшим экспортером овощей, поставляя за рубеж продукцию на $1 млрд в год. Уже сейчас на некоторую украинскую сельхозпродукцию в Европе существует высокий спрос.

Например, одними из самых востребованных в ЕС культур, выращенных в Украине, эксперты называют бахчевые. В 2006-2007 гг. Украина ежегодно поставляла в ЕС около 15 тыс. тонн этих культур. «Цена украинских арбузов, включая транспортировку в ЕС, почти в два раза ниже испанских, — рассказывает Федор Рыбалко из Международной финансовой корпорации. — Доходность выращивания и торговли бахчевыми на внутреннем рынке составляет 120%, если экспортировать — примерно 140-150%. Да и по вкусовым качествам херсонский продукт лучше».

«Экспорт, например, украинских тепличных том атов уже достигает 15-20 тыс. тонн в сезон и будет расти в ближайшие годы, — добавляет Андрей Ярмак. — Растет экспорт тепличного огурца, а также поставки украинской черешни в Россию».

Аграрные эксперты считают, что в ближайшее время объемы украинского овощного рынка будут расти на 10-20% в год. Причем не только за счет торговли, но и сельхозпроизводителей, в последнее время переориентирующихся с выращивания малорентабельных зерновых на овощи. О диверсификации бизнеса фермеров свидетельствует тот факт, что уже сейчас на оптовых фирмах раскуплены все запасы семян овощных культур.

Кстати

Легализация овощей

Министерство аграрной политики Украины предоставило на рассмотрение Кабмина концепцию по структурированию рынка овощей и фруктов, которую планируется рассмотреть до 1 марта 2008 года. «Мы изучили опыт европейских стран: Польши, Италии, Испании, — рассказывает директор департамента развития аграрного рынка МинАПК Анатолий Разгон. — Овощные рынки этих стран организовываются и контролируются государством. Похожую систему хотим создать и мы. В ЕС вблизи крупных городов расположены оптовые рынки средней площадью около 50 га. Обязательное условие выбора места — хорошая транспортная развязка, способная пропустить 7-8 тыс. машин в день. На таких рынках работают новейшие линии переработки, сортировки, мойки, заморозки, упаковки и хранения овощей и фруктов. По нашим расчетам, инвестиции в один такой рынок в Украине составят от $20 до $40 млн. Окупаемость подобного проекта — до 10 лет. В Польше, где при содействии государства организованы такие рынки, сейчас создаются на их базе открытые акционерные общества и продаются акции рынков фермерам и оптовикам, торгующим на них».

Крупнейшие экспортеры

Объем мирового экспорта овощей, 2006 г.

1. Нидерланды - объем поставок, $ млн 5076,3

2. Испания - объем поставок, $ млн 4409,5

3. Китай - объем поставок, $ млн 3714,7

4. Мексика - объем поставок, $ млн 3478,7

5. США - объем поставок, $ млн 2680,6

6. Франция - объем поставок, $ млн 1990,8

7. Бельгия - объем поставок, $ млн 1982,1

8. Канада - объем поставок, $ млн 1909,7

9. Италия - объем поставок, $ млн 1185,6

...

33. Чили - объем поставок, $ млн 86,9

34. Украина - объем поставок, $ млн 86,6

35. Коста-Рика -объем поставок, $ млн 85,3

По данным ООН. Объем международной торговли овощами в 2006 году составил $36 млрд

Александр Затолочный, Контракты http://kontrakty.ua/

Читать также:

 

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua