" />
IPO
Словарь онлайн Экономика, Финансы, Бизнес
14.02.2008
IPO (первичное публичное размещение) выпуск акций для их дальнейшей публичной продажи инвесторам.

IPO может происходить на фондовой бирже (как локальной так и иностранной), или вне биржевого рынка — среди инвестиционных фондов. В классическом понимании IPO является размещением акций компании на фондовой бирже с внесением их в список акций, котирующихся на данной бирже (листинг). Покупателями могут быть любые физические и юридические лица.

Размещение акций на фондовой бирже является инструментом финансирования дальнейшего развития компании, который открывает путь к более дешевым источникам капитала. В отличии от кредитования, продавая акции, компания не принимает на себя дополнительных обязательств, а также не сталкивается с необходимостью выплачивать начисляемые периодически проценты, как это происходит после эмиссии облигаций. К тому же, объем средств, привлеченных за счет IPO — обычно гораздо больше, чем суммы, полученные от кредитов либо облигаций, а включение ценных бумаг компании в список акций, котирующихся на всемирно известных фондовых площадках, значительно повышает статус компании.

Приняв решение об IPO, компания должна быть готова к соблюдению множества бюрократических процедур и не менее многочисленных правил. Публичные компании должны регулярно обнародовать информацию о своих финансовых показателях и собственниках, которые владеют более 5% компании. Также, учитывая тот факт, что акции компании может приобрести любой желающий, в будущем это может привести к корпоративным конфликтам. Впрочем, собственники, которые панически боятся корпоративных конфликтов, а, следовательно — не собираются расставаться с более чем 10% пакетом акций, могут и вовсе забыть об IPO. На развитых рынках принято размещать крупные пакеты акций — порой до 50%. Кроме того, IPO на иностранной бирже характеризуется высокой стоимостью и большими сроками подготовки, именно по этой причине мало кто из потенциальных отечественных эмитентов рассматривает западные биржи в качестве площадки для своего первого размещения.

Для подготовки и проведения IPO компании понадобится андеррайтер (лид-менеджер), компания, координирующая весь проект, а именно разработку плана проекта и схему IPO, проведение роуд-шоу (road show), осуществление подписки, взаимодействие и инвесторами, биржами, Комиссией по Ценным Бумагам и Фондовому Рынку и прочими организациями. Также для организации и проведения IPO понадобится юридическая компания с опытом в данной сфере, которая будет осуществлять полное юридическое сопровождение проекта, принимать участие в проведении due diligence (детальный анализ компании), готовить все юридические документы по сделке (проспект эмиссии, информационный меморандум), разрабатывать схему IPO, давать юридические заключения. Аудиторская фирма, в свою очередь, содействует в подготовке и заверяет отчетность по Международным Стандартам Финансовой Отчетности, проводит независимый анализ проспекта эмиссии и т.д. PR-агентство необходимо для взаимодействия с зарубежными и локальными СМИ, с целью повышения авторитета компании и создания интереса вокруг размещения.

Условно процесс IPO можно разделить на следующие этапы:
Период
Действия

Этап 1: До размещения Средний срок между принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов составляет около трех лет.

В течение минимум 3–4 года до размещения
Формирование кредитной истории: использование инструментов кредитов, вексельных и облигационных займов; выполнение кредитных обязательств

За 2–3 года до размещения
Осуществление перехода систем отчетности на международные стандарты (на US GAAP или IAS (МСФО))

Более чем за 1 год до размещения
Оценка альтернативных IPO источников финансирования с точки зрения стратегических целей компании и собственников

Более чем за 1 год до размещения
Выбор андеррайтера и с его помощью:
определение параметров размещения: объёма размещения, цены акций (и справедливой стоимости пакета в целом), площадки, структуры сделки, структуры инвесторов
разработка плана проекта

Более чем за 1 год до размещения
Реализация «премаркетинга»: сбор мнений инвесторов и инвестиционных аналитиков относительно критериев оценки компаний такого же типа, такой же отрасли, такой же страны на выбранном типе площадки целевыми инвесторами

Более чем за 1 год до размещения
Принятие советом директоров решения о выпуске (или дополнительном выпуске) акций. Подготовка и публикация протокола заседания совета директоров

Более чем за 1 год до размещения
Формирование проектной команды, выбор партнёров:
финансового консультанта для создания инвестиционного ядра
юридического консультанта для формирования прозрачной юридической структуры компании
аудитора для заверения финансовой отчётности компании по украинским стандартам и стандартам МСФО
консультанта по маркетингу для определения информационной политики компании, организация IR (отношения с инвесторами) и PR политик.
независимых директоров (часто — иностранных граждан) и их ввода в состав совета директоров компании
аудитора корпоративного управления для определения позиции рейтинга корпоративного управления

Реализация с их помощью подготовительных мероприятий

За 11–12 месяцев до размещения
Подготовка решения о выпуске проспекта ценных бумаг. Утверждение решения о выпуске проспекта ценных бумаг

За 11 месяцев и более до размещения
Подготовка аналитических отчётов (длительность 6 месяцев) о:
отрасли и рынке,
показателях деятельности компании,
стратегии компании,
менеджменте компании

За 10 месяцев до размещения
Проведение due — diligence (разносторонний анализ состояния компании) юридическим консультантом, аудитором, финансовым консультантом, банком–адеррайтером

За 5 месяцев до размещения
Подготовка проспекта по результатам due — diligence

За 5 месяцев до размещения
Обновление оценки стоимости размещаемого пакета (по результатам due–diligence и оценки конъюнктуры рынка)

За 5 месяцев до размещения
Раскрытие информации о компании среди широкого круга инвесторов

За 3 месяца до размещения
Определение диапазона цены

За 0,5 — 1,5 месяц до размещения
Выпуск предварительного проспекта. Проведение независимого анализа проспекта эмиссии аудитором

За 1–2 месяца до размещения
Организация ознакомительного road-show (серия встреч с потенциальными инвесторами и аналитиками в ключевых городах мира)


За неделю до размещения
Выпуск окончательного проспекта. Проведение независимого анализа проспекта аудитором

Этап 2: Размещение

Размещение акций на бирже

Этап 3: После размещения

Регулярная работа с инвесторами, подготовка и публикации регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта (профиля инвестора), раскрытие существенных фактов из жизни компании, выпуск аналитических отчетов, организация и проведение выступлений топ–менеджмента компании на международных форумах и дискуссионных площадках, организация встреч топ–менеджеров с крупными инвесторами или фонд–менеджерами, организация пресс–сопровождения деятельности компании.

Повторное размещение
Статьи на сайте по теме:

Раздел:  Ценные Бумаги

Смотри также в словаре:

Акция

Андеррайтинг

Брокер

Частное размещение (private placement)

 

Ссылки по теме:

Закон Украины "Про государственное регулирование рынка ценных бумаг в Украине", от 30.10.1996, №448/96-ВР

Закон Украины "Про инвестиционную деятельность", от 18.09.1991, № 1560-ХII, ВР Украины

Закон Украины "Про ценные бумаги и фондовый рынок", от 23.02.2006, № 3480-IV, ВР Украины

Первая Фондовая Торговая Система (ПФТС)

Украинская Фондовая Биржа

 

Словари офлайн:

Финансовый словарь. Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш.

Большой экономический словарь. Под ред. Азрилияна А.Н. 7-е издание

Экономический словарь. Багудина Е.Г., Буздалов И.Н., Большаков А.К

Англо-русский словарь. Банки. Биржи. Бухгалтерский учет. Около 60000 терминов. Жданова, Скворцова

 
< Пред.   След. >
2007-2016 Сайт Деньга создан чтобы помочь Вам достичь материального благополучия. Материалы сайта раскрывают тематики Инвестиции, Создание собственного бизнеса, Карьерный рост, Образование. Ресурс ориентирован на украинскую аудиторию, но может быть полезен всем. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Использование материалов Деньга разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу портала www.denga.com.ua