MBA высшей пробы
15.02.2008
Качество МВА-программ — вопрос, который волнует каждого менеджера, выбирающего бизнес-школу. Поэтому не зря многие бизнес-школы стремятся дать достойный ответ на него вместе.

Покупая красивую вещь, мы редко задумываемся над качеством товара, руководствуясь принципом «нравится — не нравится». Однако в инвестировании в будущее при поступлении на программу МВА ключевую роль для менеджеров играет качество программы. Вопрос о том, соответствует ли школа мировым стандартам и требованиям современного бизнеса, возникает у каждого, кто стремится поступить в бизнес-школу. Ответ на него могут дать международные организации, объединяющие бизнес-школы и поддерживающие качество образовательного продукта.

По словам Ольги Карповой, главного советника президента МИБ, международные ассоциации служат своеобразным мостом между бизнес-образованием и реальным бизнесом, создавая условия для обмена информацией. Обеспечивая коммуникацию между компаниями и бизнес-школами, такие организации способствуют развитию программ МВА, их соответствию современным требованиям и запросам бизнеса, повышению качества образования. Деятельность подобных организаций, направленная на аккумуляцию инновационной всесторонней информации в области менеджмента, обеспечивает эффективность и инновационность МВА-программ во всем мире.

Объединяясь, бизнес-школы получают возможность более эффективно отстаивать свои интересы

Кроме того, что такие организации позволяют поддерживать высокий уровень преподавания, они являются гарантом надежной репутации бизнес-школ в деловых кругах всего мира. Среди международных организаций, осуществляющих аккредитацию бизнес-школ можно выделить несколько групп: всемирные, региональные и национальные.

AACSB International (Association to Advance Collegiate Schools of Business) — исторически первая международная ассоциация, занимающаяся аккредитацией бизнес-школ. Основанная в США в 1916 г., эта организация в 1919 г. установила первый набор стандартов для программ МВА. На сегодняшний день ассоциация аккредитовала 527 бизнес-школ в 28 странах мира. У истоков сообщества стояли такие университеты (именно университеты, поскольку в США фактически при каждом из них существует своя бизнес-школа), как Колумбийский, Йельский, Гарвардский, Чикагский, университеты Пенсильвании, Иллинойса и Питсбурга.

Главным заданием британской АМВА (Association of MBAs) является обеспечение тесной взаимосвязи между бизнес-школами и компаниями-работодателями. Поддерживая и развивая связи с промышленными и торговыми компаниями, ассоциация следит за тем, чтобы программы MBA отражали изменяющуюся природу бизнеса и соответствовали его потребностям. С этой целью, начиная с 1967 г., АМВА проводит аккредитацию МВА-программ.

Не менее значимый статус на международной арене имеет европейская организация EFMD (European Foundation for Management Development), в рамках которой создана система аккредитации EQUIS (European Quality Improvement System). Создана она была в 1971 г. путем слияния двух европейских организаций (International University Contact (IUC, 1952) и European Association of Management Training Centers (EAMTC, 1959)), цели и философия которых совпали. На данный момент EQUIS провела аккредитацию 89 учебных учреждений в 28 странах. Особенность этой системы аккредитации в том, что бизнес-школы должны продемонстрировать не только высокое качество предлагаемых программ, но и высшую степень интернализации, что способствует развитию международного образования. В скором будущем EFMD планирует создание еще одной системы аккредитации EPAS — EFMD Program Accreditation System. Также EFMD активно работает над такими программами, как CLIP (Corporate Learning Improvement Process), разрабатывающей стандарты для программ обучения преподавателей бизнес-школ, и CEL (Certification of e-Learning), которая призвана повысить стандарты электронного бизнес-образования.

Кроме международных организаций, существуют еще и региональные объединения, проводящие аккредитацию бизнес-школ. Так, учитывая тот факт, что уровень развития школ Центральной и Восточной Европы на порядок отличается от западных бизнес-школ, в 1993 г. была создана ассоциация CEEMAN (Central and East European Management Development Association). В 1998 г. она разработала собственную систему аккредитации — International Quality Accreditation (IQA).

Процесс прохождения аккредитации, рассказывает Ольга Велигурская, координатор CEEMAN, проходит в два этапа: подготовка отчета со стороны самой бизнес-школы, которая стремится получить аккредитацию, и оценка ее деятельности экспертной группой. При этом ключевое значение имеют миссия и цели бизнес-школы, ее статус и репутация, структура МВА-программ, факультеты и преподавательский состав, технические ресурсы. Стоит отметить, что сейчас в CEEMAN входят 170 организаций из 40 стран мира. «CEEMAN объединяет школы, которые развиваются похожими темпами, что дает им возможность учиться друг у друга, обмениваться опытом и преподавателями, более оперативно внедрять инновации», — считает Марина Стародубская, директор по вопросам внешних связей kmbs.

Еще одной организацией, объединяющей бизнес-школы в Западной Европе, является Европейский фонд оценки программ администрирования (FIBAA — Foundation of International Business Administration Accreditation, Germany). Организация основана европейскими коммерческими структурами для оценки качества программ администрирования. Начиная с 1997 г., FIBAA аккредитовал более 140 MBA-программ, в числе которых Economical University of Vienna и др. Помимо этих организаций, в 1991 г. появилась Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО), также создавшая систему аккредитации.

Необходимо отметить, что, приобретая членство в международной ассоциации, бизнес-школы получают доступ к различным услугам и ресурсам организации. По словам Ольги Карповой, членство в международной организации дает ряд преимуществ: доступ к новейшей информации в области менеджмента, консультации экспертов ассоциации, услуги по аккредитации, возможность участия в совместных проектах, научных исследованиях, конференциях, семинарах, международных конкурсах бизнес-кейсов, методические разработки и программы профессионального развития для преподавателей бизнес-школ. Вот далеко не полный перечень услуг, предоставляемых международными объединениями бизнес-школ.

Более того, по словам Марины Стародубской, существование таких организаций позволяет бизнес-школам объединить свои усилия на рынке. Информация воспринимается бизнес-сообществом с большим доверием, если она исходит не от одного игрока, а от группы игроков или отрасли в целом. Объединяясь, бизнес-школы получают платформу для коммуникаций и возможность более эффективно отстаивать свои интересы, добиваться широкого распространения информации о своих программах и достижениях, эффективно внедрять передовые методики и подходы.

Почти каждая международная организация имеет свое печатное издание, что дает возможность школам-членам объединения размещать свои публикации, научные труды и результаты самостоятельных исследований в мировых бизнес-изданиях. Например, CEEMAN раз в три месяца издает «Новости CEEMAN», дважды в год выходит «Справочник участников CEEMAN», отдельным изданием выходят «Исследовательские отчеты», Российская ассоциация бизнес-образования издает журнал «Бизнес-образование».

Еще одним преимуществом членства в международной организации является обмен опытом на международных научно-практических конференциях, семинарах. Большинство отечественных бизнес-школ участвовали осенью 2005 г. во впервые проводимом в Украине World MBA Tour, организованном компанией QS, что способствовало совершенствованию украинских МВА-программ. Кроме того, 22-24 сентября 2005 г. в Киеве впервые прошла 13-я ежегодная конференция CEEMAN «Инновации в развитии менеджмента», которая организована совместно с Международным институтом менеджмента («МИМ-Киев»).

Под эгидой EFMD в сентябре 2005 г. в Таллине проходила конференция «Рекрутинг, интеграция и развитие людского капитала в странах Центральной и Восточной Европы», а в рамках ежегодной конференции деканов 26-27 января 2006 г. в Нидерландах была проведена конференция под названием «Перед стратегическим выбором». В следующем учебном году — в сентябре 2006 г. — CEEMAN собирается провести в Берлине 14-ю конференцию «Создание синергии между бизнес-школами и бизнесом». Как отмечает Марина Стародубская, в каждое объединение входят как известные бизнес-школы, так и новые. Именно симбиоз опыта и нестандартного мышления, креативности, стремления ответить на потребности современного бизнеса, а также возможность общаться в рамках таких программ позволяют повышать качество МВА.

По словам Марьяны Лозинской, директора по маркетингу «МИМ-Киев», среди организаций, объединяющих бизнес-школы, на сегодняшний день наметилась тенденция к сотрудничеству. В последнее время возникает все больше совместных проектов. Так, 22-25 апреля в Париже проходила совместная конференция AACSB и EFMD — «Развитие менеджмента». Не так давно реализован еще один совместный проект под названием GFME (Global Foundation for Management Education), который призван объединить усилия этих двух организаций по улучшению качества бизнес-образования. Не редкость и совместные проекты между школами, членами ассоциаций. Примером на украинском рынке может быть двухмодульная программа Managing Young Global Enterprises MYGLOBE (Управление молодыми глобальными компаниями), созданная совместными усилиями французской школы INSEAD и Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs).

Среди организаций, взаимодействующих с бизнес-школами, есть и узкоспециализированные, основное направление которых — развитие специализированных программ МВА. К примеру, такая организация, как Executive MBA Council (США), с 1981 г. занимается продвижением и инновационным развитием Executive МВА-программ для управленцев-профессионалов.

Стоит отметить, что деятельность международных организаций не ограничивается только развитием МВА-программ. В комплекс услуг международных ассоциаций входит и консультационный сервис для разных групп менеджеров, которые в той или иной степени связаны с бизнес-школами: для желающих обучаться и выпускников бизнес-школ, компаний-работодателей, заинтересованных в профессионалах со знаниями высокого уровня.

Такие организации, как АМВА, FIBAA, МВАА (МВА Association), NBMBAA (National Black MBA Association), помогают менеджерам, стремящимся получить качественное МВА-образование, выбрать подходящую бизнес-школу, МВА-программу, подготовить необходимые для поступления документы. Они дают рекомендации относительно сдачи вступительных тестов, написания эссе и прохождения собеседования. Аналогом указанных организаций на украинском рынке бизнес-образования является компания МВАStrategy, готовящая абитуриентов к поступлению в лучшие мировые бизнес-школы (например, Harvard, Stanford, Chicago, Wharton).

Международные ассоциации служат своеобразным мостом между бизнес-образованием и реальным бизнесом

Чтобы засвидетельствовать качество отечественных МВА-программ, украинские бизнес-школы стремятся пройти международную аккредитацию. Так, в 2004 г. «МИМ-Киев» получил аккредитацию CEEMAN, а в 2006-м это сделала kmbs. Бизнес-школа IBR (Германия) в 2005 г. прошла очередную аккредитацию в FIBAA.

Стремясь быть в курсе новейших тенденций в сфере бизнес-образования, почти все украинские школы являются членами международных организаций. МИМ, МИБ, kmbs, КИБИТ, ЛИМ — члены CEEMAN. В 1997 г. МИМ вступил в EFMD. Кроме него, членами этой организации являются МИБ, kmbs, а также Львовский институт менеджмента. Украинская бизнес-школа КИБИТ входит в российскую ассоциацию РАБО.

Как утверждает Ирина Билинская, менеджер по развитию бизнес-школы КИБИТ, сейчас в Украине существует острая необходимость в создании сильной национальной ассоциации бизнес-школ, поскольку в нашей стране даже степень МВА не зарегистрирована официально на государственном уровне, не говоря уже об отсутствии единых национальных стандартов МВА-программ. В 2002 г. у нас в стране появилась Украинская ассоциация развития менеджмента и бизнес-образования (УАРМБО), которая могла бы объединить бизнес-школы и создать свою систему аккредитации. Однако, как отмечает Алла Воронова, вице-президент по маркетингу МИБ, эти попытки пока не увенчались успехом, так как нет единого понимания целей аккредитации среди ее участников. К тому же не все наши ведущие бизнес-школы являются членами данной ассоциации. Несмотря на этот факт, украинские бизнес-школы — члены международных организаций принимают активное участие в мероприятиях, связанных с деятельностью таких организаций, о чем свидетельствуют события прошедшего 2005-2006 учебного года. О том, какие программы предлагают в новом учебном 2006-2007 году украинские и ведущие мировые бизнес-школы, читайте далее в таблице 1 и таблице 2.

 

Image

 

Image

Александр Ризенко, Елена Курдина Источник: &.Стратегии http://www.strategy.com.ua/

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua