Декоративные растения: спрос на “растительном рынке” Украины — 20 млрд грн. на ближайшие четыре года
Бизнес - Идеи бизнеса
18.02.2008

ImageАнализ рынка декоративных растений приводит к пугающим предположениям и допущениям: а не в центре ли Сахары расположена наша родина? Ведь галопирующий спрос украинского потребителя на посадочный материал не в состоянии сегодня удовлетворить вся европейская растениеводческая индустрия.

В 2007 г. в стране конечные потребители приобрели декоративных деревьев, кустарников, цветов, газонной травы примерно на EUR40 млн (в розничных ценах), что на 30% больше, чем в позапрошлом году. В этом году рынок вырастет еще на 40-50%. Но, по мнению декоративных растителей, объемы рынка покрывают всего 3-5% реального спроса. И спрос этот растет вместе с армией потребителей.

Ежегодная потребность Украины в посадочном материале, млн.грн.

Категория потребителей

Спрос

Новое частное жилье (коттеджи)

300

Новое многоквартирное жилье

750

Старое многоквартирное жилье

1269

Насаждения общего пользования (скверы, парки и т.д.)

499

Насаждения специального назначения (дороги, автострады, промышленные предприятия и т.д.)

218

Итого

3036

По данным "Фабрика декоративных растений"

Если ранее в зону внимания ландшафтников попадали только частные жилищные объекты, то сегодня к ним добавились туристические и рекреационные комплексы, рестораны, частные зоны отдыха. К тому же под влиянием западной моды многие коммерческие и государственные предприятия считают хорошим тоном щегольнуть ухоженной территорией. Активизируют “озеленительную деятельность” и местные власти во многих регионах, а это буквально бездонный источник спроса на декоративные растения. По подсчетам специалистов, кроме озеленения новых объектов в Украине ежегодно необходимо обновлять около 15% существующих зеленых насаждений на площади 561,6 тыс.га. Требуется высаживать около 90 млн шт. растений в год, что в денежном выражении составляет около 3 млрд грн. (в ценах отечественных производителей, в 3 раза меньших, чем у импортеров).

Киевская мэрия, в частности, затевает реконструкцию парков, объездных дорог, улиц, замену каштанов в центральной части города (причем сразу взрослыми растениями). А тут еще и набившее всем оскомину Евро-2012. Специалисты подсчитали, что на посадочный материал только для озеленения объектов к Чемпионату потребуется около 20 млрд грн. в ценах отечественного производителя. “Боюсь, что все питомники Европы будут не в состоянии поставить достаточное количество декоративных растений. Увеличение экспорта посадочного материала в страны постсоветского пространства обернулось дефицитом декоративных растений в самой Европе. И весной 2008 г. европейские производители решили увеличить стоимость продукции на 30%”, — поясняет Владимир Разумовский, директор частного питомника “Фабрика декоративных растений”. “В дальнейшем мы можем просто не угнаться за спросом”, — подытоживают представители “посадочного” бизнеса, прогнозируя острый дефицит наиболее востребованных растений для “улицы”. В частности, деревьев в возрасте 7-15 лет, многолетних травянистых растений и кустарников в возрасте 3-4 лет.

 

Декоративные растения: о перспективах

Анатолий Зачинский (35), исполнительный директор ООО “Интерфлора-Украина” (г.Киев; импорт посадочного материала; с 1997 г.; 100 чел.):

В последние годы собственное производство декоративных растений в Украине увеличивается. Но если выращивание декоративных растений массового спроса для отечественных производителей не проблема, то с семеноводством и селекцией новых сортов ситуация иная. Поэтому импорт пока будет увеличиваться на 40-50% в год. Естественно, на “посадочном” поле будут появляться новые серьезные игроки из числа отечественных производителей, и если не по отдельности, то все вместе они составят конкуренцию импортерам. Правда, вряд ли это произойдет ранее, чем через 8-10 лет. В любом случае, рынок находится в стадии становления, на этом этапе ему необходима специализация, которая ускорит возникновение жизнеспособного производства. Но для того чтобы продукция была конкурентоспособной, необходимо отработать механизм стандартизации и сертификации, внедрить западные технологии и откорректировать законодательную базу. В частности, разграничить понятия “размножение” и “доращивание” посадочного материала. Ведь если и далее рассматривать все производство как размножение, то каждый производитель будет вынужден заключать лицензионные договоры с собственниками прав на сорт и платить роялти. А это нецелесообразно.

 

Декоративные растения: импорт

На долю отечественных производителей декоративных растений приходится только 10% рынка (в денежном выражении в розничных ценах), на 90% садовые центры Украины заполнены материалом из Голландии, Германии, Польши, Франции, Бельгии. По словам Елены Воробьевой, директора садового центра “Артвиль”, подсчитать точное количество фирм, занимающихся импортом “зелени”, почти невозможно ввиду полного отсутствия какой-либо статистики. По прикидкам специалистов, десятка крупных садовых центров ежегодно ввозит в Украину около 70% всего импорта, около 25% ввоза “на совести” небольших региональных компаний и только 5% — в руках ландшафтных фирм, которые закупают декоративные растения исключительно под конкретного заказчика. При этом места на юном рынке еще достаточно. “Несмотря на то что мы ежегодно увеличиваем поставки посадочных материалов в 1,5-2 раза, его постоянно не хватает”, — отмечают импортеры. Елена Воробьева так оценивает уровень конкуренции: “Мы знаем о присутствии на рынке других поставщиков посадочного материала из Европы, но не чувствуем, чтобы они наступали нам на пятки”.

Импорт декоративных растений, млн. USD

Страна

2006 г.

2007 г. (11 мес.)

Нидерланды

10,6

11,6

Италия

2,9

7,8

Бельгия

1,4

3,0

Германия

2,7

3,6

Польша

3,9

4,4

Франция

0,5

1,3

Венгрия

1,8

1,2

Другие

6,2

7,7

Всего

30,0

37,5

По данным Госкомстата

Отсутствие жесткой конкуренции может объясняться несколькими факторами. Первый — это, как утверждает Виктор Бышовец, начальник отдела ландшафтного проектирования и строительства компании “Вистбуд” (г.Киев; ландшафтный дизайн; с 2002 г.; 20 чел.), условная специализация импортеров по странам происхождения посадочного материала и регионам продаж. Если крупные импортеры (объем ввоза — две-три фуры в неделю) предпочитают закупать широкий ассортимент декоративных растений для оптовой продажи в Голландии, то более мелкие поставщики в основном затовариваются в Польше. “Несмотря на то что в Польше растения приходится покупать в нескольких питомниках, транспортные затраты все же меньше, чем при закупке в Голландии, — прокомментировала частный предприниматель (г.Львов; с 2002 г.; 12 чел.) Татьяна Мещерякова свой выбор. — При этом товар доступен по ценам и живуч.” Крупномерные же деревья и кустарники для взыскательных клиентов предприниматели предпочитают завозить из “дорогих” питомников Германии и Бельгии. Такая условная специализация помогла избежать прямой конкуренции друг с другом в регионах и поделить клиентов.

Второй фактор — определенная сложность входа в этот бизнес, вызванная отсутствием площадей в городах для размещения стационарных садовых центров. Ведь импортеру необходимо обеспечить размещение 100-150 видов декоративных деревьев и кустарников (а также уход за ними), чтобы вовремя реагировать на причуды спроса. Тем более что в последнее время в Украине резко увеличился спрос на крупномерные и кадочные растения.

 

Декоративные растения: производство

Еще в 2000 г. площадь украинских питомников составляла более 2,5 тыс.га, а продукцию украинского “древоводства” экспортировали во Францию, Германию, Венгрию и страны постсоветского пространства, но сегодня более половины территории питомников распродали. Как заметил председатель правления Киевского ландшафтного клуба Петр Рековец, “только в Киевской области уничтожен питомник фирмы “Теплицы Украины”, почти сошел на нет питомник “Теремки”, деградирует питомник агрофирмы “Квіти України”. Работу действующих предприятий специалисты характеризуют отнюдь не как перспективную: посадочный материал на 70% не имеет товарного вида, ассортимент отечественных декоративников, с точки зрения взыскательных ландшафтников, абсолютно недостаточен.

Недостаточны, по мнению фигурантов, и размеры отечественных питомников. Если, например, в Польше средний питомник занимает около 20 га, то в Украине 80% предприятий (всего их около 300) имеют площади 0,5-2 га, чего явно недостаточно для полноценного товарного производства. На площадях 12-25 га работают не более 20 частных хозяйств. “Развитию частных питомников в Украине мешает извечное продление мораториев на продажу земли и ее неадекватная стоимость, при которой вкладывать средства в долгосрочное растениеводство невыгодно”, — считает Елена Воробьева.

 

Ориентировочная площадь питомников декоративных растений в некоторых странах, тыс. га

Страна

1990 г.

2007 г.

Германия

7,6

14,0

Голландия

6,2

11,5

Англия

3,2

7,4

Польша

1,3

5,0

Украина

2,5

1,0

По данным импортеров и производителей

К тому же если в Европе производство специализировано и объемы реализации 50% видов уличных растений планируются заранее, то в Украине ничего этого нет. Выходом из проблемы стихийного развития, по мнению специалистов “Всеукраинского союза производителей посадочного материала” (г.Киев; с 2003 г. 50 членов), могла бы стать специализация питомников. Например, по видам и возрасту выращиваемых культур. Учитывая растущий спрос, в частности, потребности в озеленении объектов к Евро-2012, специалисты подсчитали, что для полноценного удовлетворения этого спроса площади питомников необходимо расширить до 10,2 тыс.га. Но беда в том, что на создание полноценного питомника требуется не менее четырех лет, поэтому рынок в ближайшее десятилетие останется импортозависимым, и к Евро-2012 озеленить удастся в лучшем случае 10-15% нуждающихся в этом объектов.

Декоративные растения: о вытеснении

Владимир Дмитриев (54), директор частного питомника “Брусвяна”(г.Киев; производство декоративных и ягодных растений; с 2004 г.; 30 чел.):

Сегодня кроме крупных городов и загородных домов в сферу озеленения вовлекаются мелкие населенные пункты и усадьбы сельских жителей, которых больше интересует наличие отечественного посадочного материала. Но производство в Украине страдает из-за низкого качества, скудного ассортимента, малых партий товара и высоких цен. В первую очередь тиражируются легкоразмножаемые и быстро растущие декоративные растения массового спроса, не требующие особой формировки, прививок и других сложных операций. Все это следствие кустарного, неквалифицированного подхода к делу. Тем не менее спрос на качественный товар значительно превышает предложение. И чтобы вытеснить импортный материал, необходимо закладывать современные специализированные питомники и планировать развитие производства. Иначе украинские потребители будут инвестировать в экономику других стран и ввозить с импортными саженцами на свою территорию новых карантинных вредителей и болезни растений. В худшем случае западные производители откроют на нашей территории свои производства и вытеснят украинских коллег с рынка.

 

Декоративные растения: о повторении ошибок

Елена Воробьева, директор садового центра “Артвиль” (г.Киев; импорт декоративных растений, производство газонов; с 2002 г.; 40 чел.):

Рынок декоративных растений для открытого грунта (для улицы) можно назвать диким. Желание производителей торговать в розницу приводит к тому, что они толком и не продают, и не производят. В результате страдает и количество, и качество. Поэтому я всегда была сторонником специализации. И сегодня мы идем по пути польских производителей. Ведь в 1990-е годы средний питомник в Польше тоже занимал 2 га и все хотели торговать в розницу в собственных садовых центрах. Но с увеличением спроса на мировом рынке выиграли предприятия, которые заранее сделали ставку на оптового покупателя (экспортеров, садовые центры и гипермаркеты) и отказались от розничной торговли. В результате им удалось нарастить объемы и улучшать качество. Те же, кто боролся за копейку и ждал розничного покупателя, стали чахнуть.

 

Декоративные растения: о причинах

Владимир Разумовский (34), директор частного питомника “Фабрика декоративных растений” (г.Донецк; с 1998 г.; 20 чел):

Чтобы оценить причины замедленного развития декоративного питомниководства, стоить привести в пример наших соседей. Например, притом что в Польше производственные площади составляют 0,03% пахотных земель страны, объем продаж декоративных растений составляет около 5% стоимости всех товаров растениеводства. Столь успешному развитию бизнеса способствовало грамотное налогообложение. При площади питомника не более 300 га и обороте не более EUR800 тыс. арендная плата за 1 га земли плюс налоги в среднем составляют EUR10 в год. Стоит учесть и помощь европейской программы SAPARD, по которой ЕС компенсирует затраты на техническое обеспечение питомников приблизительно на 50%.

Голландские же производители реализуют совместные программы продвижения продукции с правительством через общественные объединения, на продвижение своей продукции растениеводства на международных рынках они тратят более EUR80 млн в год. А в Украине оформление аренды 1 га земли каждые пять лет обходится в EUR250. При этом арендная плата за землю составляет 1,5% ее оценочной стоимости. Что касается налогообложения, то оно не способствует инвестированию в этот бизнес.

 

Читать также:

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua